ВЫЯВЛЕНИЕ АУТОАГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЫЯВЛЕНИЕ АУТОАГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Натарова А.О. 1, Ситникова О.В. 1, Сотникова Н.Н. 1
1«Московский педагогический государственный университет» Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выявление аутоагрессии у студентов первых курсов среднего профессионального образования.

Актуальность данной темой обуславливается тем, что в современном мире часто приходится сталкиваться с проблемой как телесного самоповреждения человека (индивида), так и элементами психологической самоагрессии. Такое явление в современной психологической науке носит название в аутоагрессии [3]. Так, аутоагрессия понимается не только как нанесение себе прямых повреждений, при этом не всегда преследующая суицидальные намерения, но и как феномен самоповреждающего поведения, часто скрываемое в мелких, почти незаметных поступках и решениях, которые совершается каждодневно, незаметно для себя. [14] Отсюда вытекает феномен саморазрушающего (аутодеструктивного) поведения – один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы или иными словами социально обусловленное или делинквентное и зависимого) поведения, появляющееся в непреднамеренных действиях (в т.ч. не осознание возможности смертельного исхода), следствием которых является психическое или физическое разрушение личности или взаимодействие человека с окружающими людьми и самим собой, при котором наносится вред, т.е. его поступки направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному физическому или психическому здоровью. Проявляется данное поведение на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. [7] Все эти позиции (характеристики) были учтены при выборе методик для диагностики поведения учащихся первых курсов. В спец литера кроме вышеисложенныз характеристик аутоагресии существуют и много других, раскрытие которых не является задачкй данной статьи.

Т.Г. Визель считает, что общей причиной аутоагрессивного поведения, выступает социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. Т.Г. Визель рассматривает применительно к проблемам аутоагрессии, как факторам социальной дезадаптации, полагает, что социальная, психофизиологическая и психологическая дезадаптация личности находятся в зависимости от акцентуации характера и сочетаются с особенностями работы мозговых механизмов. [19] Данная позиция была также учтена при выборе методики.

Разберемся, как это работает. Есть несколько теорий причин аутоагрессии:

Первой причиной является – биохимия, по свидетельствам ученых Лапина И.П., Оксенкруга Г.Ф., в головном мозге человека выделяется некоторое количество нейромедиаторов, когда мы причиняем себе физический или психологический дискомфорт, именно они должны помочь нам справиться со стрессом. Среди них присутствует – серотонин, так называемый «гормон счастья». Он не только притупляет болевую чувствительность, но и участвует в механизмах борьбы со стрессом, улучшает наше настроение.

Второй, предполагаемой причиной, может быть борьба с апатией. Из-за сильных переживаний и переутомления у нас может проявиться апатия. В этом состоянии мы испытываем болезненную, «пустоту внутри», интерпретированную как отсутствие эмоций, настроения и интереса к чему-либо. Чтобы избавиться от болезненных ощущений, при помощи аутоагрессии, высвобождается «гормон стресса» - кортизол, адреналин и «гормон счастья» - серотонин, которые позволяют человеку выйти из такого бесчувственного состояния и ощутить хотя бы какие-то эмоции.

Ещё одной причиной аутоагрессии является привлечение человеком внимания, которая может выступать неким «криком о помощи», если человек не может признаться своим близким в болезненных переживаниях – например, если боится, что окружающие его не поймут, осудят, обесценят его чувства. В литературе существует два мнения по данному вопросу, оказывать или не оказывать данному человеку психологическое сопровождение. Современная психология убедительно доказывает необходимость в сопровождении. Первая точка зрения может свидетельствовать о спекуляции вниманием окружающих, мы придерживаемся второй точки зрения. В этой связи данная проблема дискуссионна, есть приверженцы как первой, так и второй точки зрения [15]

Также необходимо помнить о том, что очень часто аутоагрессия проявляется в мелочах, которые мы просто можем не замечать. Такими проявлениями могут быть, например: микротравмы, к которым мы относим [16] некоторые действия, которые мы совершаем для самоуспокоения, например: кусать губы, постоянно повреждать заживающие ранки и язвочки на теле, обгрызать ногти и обкусывать кожу вокруг них, вырывать и оттягивать волосы на голове, бровях, ресницах, царапать себя (расчесывать руки при стрессе). Также к микротравмам, но в отдельную категорию, можно отнести те, которые мы себе наносим под давлением определенных чувств – вины, стыда, сожаления – как бы «наказывая себя», например: демонстративно биться головой об стены или дверные косяки, давать себе пощечины, щипать себя или оттягивать кожу на теле, передавливать части тела руками, нарушая кровообращение, придушивать себя и т.д.

Еще одним признаком аутоагрессии можно считать - сознательное отравление, к этому же пункту мы относим нервное переедание или строгое ограничение себя в пище – это является одновременно и симптом пищевых расстройств, и яркий признак аутоагрессии. Самоповреждение может касаться не только физиологической, но и психоэмоциональной сферы, давайте рассмотрим некоторые из них:

Во-первых, таковыми являются болезненные воспоминания. Мы постоянно напоминаем себе о печальных, постыдных моментах в жизни, прокручивая все эти ситуации в голове, вызывая душевную боль, при этом укоряя себя. Или, наоборот, вызываем в памяти счастливые воспоминания, связанные с людьми и местами, которые нам приятны, но уже недоступны. Мы как бы стимулируем эти воспоминания, не желая расставаться с объектами, которые их вызывают, тем самым создавая триггеры (в психологии — это простыми совами "спусковой крючок" резкой эмоциональной реакции человека. Чем мощнее воздействие, тем ярче эмоциональный всплеск. [4]) – которые становятся еще одним пунктом самоповреждения психоэмоциональной сферы. Мы проявляем аутоагрессию, специально прослушивая грустную музыку, для того чтобы возродить и обострить свои переживания, да, такие действия действительно могут помочь выплеснуть накопившиеся эмоции. [14]

Также не стоит забывать, что на проявление аутоагресии вносит свой вклад психологические особенности возраста. [4][11]. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Эльконина Д.Б., который называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского,Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет. Кризисом, отделяющим юность от взрослости, Д.Б. Эльконин считает кризис 17 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Следует заметить, что наши испытуемые находятся на границе старшего школьного возраста и юнешеского. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у подростка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Выросшему человеку в 16-17 лет предстоит сложнейшая задача найти свое место в жизни, определиться с профессиональными предпочтениями и направлением развития своей личности. В психологии подчеркивают, что в 16-17 лет часто возникает переоценка или недооценивание своих возможностей. Потому что у «взрослых детей» еще не достаточен социальный опыт.

Анализ специальных исследований в русле заявленной темы статьи свидетельствует о широчайшем спектре векторов (направлений) аутодеструктивного поведения как показателя аутоагрессии у старших подростков. В данном исследовании на основании проведённой диагностики аутоагрессивного поведения по методмкам:

1. Тест «Склонность к девиантному поведению» Авторы: Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск. Целью которой было измерение и оценка степени выраженности аутоагрессии, как фактора социальной дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения и измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Стоит заметить, что при выборе методики мы нашли в данном тесте воплощение всех характеристик, которые были проанализированы выше в статье, в исследованиях ряда психологов.

Отсутствие признаков социально обусловленного поведения – 0 чел. Легкая степень социально обусловленного поведения -19 чел. Выраженное социально обусловленное поведение - 7 чел. Отсутствие признаков делинквентного поведения - 22 чел. Обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению - 4 чел. Сформированная модель делинквентного поведения - 0 чел. Отсутствие признаков зависимого (аддиктивного) поведения – 24 чел. Обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому (аддиктивному) поведению - 2 чел. Сформированная модель зависимого (аддиктивного) поведения - 0 чел. Отсутствие признаков агрессивного поведения - 18 чел. Обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению - 8 чел. Сформированная модель агрессивного поведения - 0 чел. Отсутствие признаков аутоагрессивного поведения – 20 чел. Обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению - 6 чел. Сформированная модель агрессивного поведения - 0 чел. Диаграмма по первой методике.

2. Опросник «Ауто— и гетероагрессия» (Е. П. Ильин)

Целью опроса которой было выявление и конкретизация различных видов аутоагрессии и гетероагрессии у старших подростков, 16-17 лет. По результатам методики мы узнали, что из 26 реципиентов:

Выраженные показатели аутоагресиии- 3 чел. Средние показатели аутоагресиии - 13 чел. Не выраженные показатели аутоагресиии - 10 чел. Выраженные показатели гетероагрессии- 4 чел. Средние показатели гетероагрессии - 14 чел. Не выраженные показатели гетероагрессии - 8 чел.

Таким образом, анализируя полученный диагностический материал можно отметить, что соотношение показателей уровня ауто и гетероагрессии по обеим шкалам теста-опросника «Ауто— и гетероагрессия» адаптированная (Е. П. Ильин) примерно равное по всем показателям: средние показатели имеет половина группы, одна треть выраженные показатели и остальные соответственно не выраженные. Во многом высокий уровень ауто- и гетероагрессии может объясняеться: нездоровой психологической атмосферой в семье, неудачами в учебе, психологической травмой, вызванная тяжелыми жизненными событиями, продолжительное эмоциональное напряжение и т.д. Лицам с высокими показателями ауто- и гетероагрессии следует пройти консультацию у квалифицированного психолога. Есть необходимость также обратить внимание педагогов на категорию подростков с средними показателями уровня ауто- и гетероагрессии.

Таким образом, меньшая часть опрошенных студентов имеют предрасположенность к аутоагрессивному поведению. Это, возможно, объясняется и особенностями подросткового возраста, его «кризисами», а также возможными конфликтами и недопониманием в семейной среде, что может повлечь за собой ощущение чувства безнадежности и потерю интереса к жизни, и, как следствие, привести к реализации аутоагрессивного поведения. Для более точных интерпретаций данных выводов требуются дальнейшие масштабные исследования.

Все вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о проведении профилактической работы с подростками и их родителями, организации коррекционной работы с данной категорией обучающихся и осуществления их психолого-педагогического сопровождения, что будет способствовать предотвращению развития склонности к аутоагрессивному поведению.

Библиографический список:

Аманова, Л. Х. Профилактика суицида у детей и подростков в школе / Л. Х. Аманова, Т. Ю. Аржанова, А. В. Баймуханова, А. В. Шматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52138/ (дата обращения: 16.04.2022).

Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64016.shtml (дата обращения: 16.04.2022).

Дворникова, И. Н. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе / И. Н. Дворникова, Е. В. Куренкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13790/ (дата обращения: 14.04.2022).

Дозорцева Е.Г. Проблемы психического здоровья у подростков-правонарушителей: возможности скрининга // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2012. С. 117—118.

Завражнов, В. В. Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46929/ (дата обращения: 20.04.2022).

Корецкая, И. А. Возможности снижения агрессии с помощью тренингов / И. А. Корецкая, Л. Д. Азнабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40842/ (дата обращения: 20.04.2022).

Липецкий, Н. Н. Танатическая тревога и смысложизненные ориентации аутоагрессивной личности / Н. Н. Липецкий. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/4034/ (дата обращения: 15.04.2022).

Моисеева, Т. А. Коррекция агрессивности у студентов вуза / Т. А. Моисеева, Ю. О. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 333-339. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55563/ (дата обращения: 20.04.2022).

Клейберг, Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 304 с.

Руженков, В. А., Лобов, Г. А., Боева, А. В. К вопросу об уточнении содержания понятия «Аутоагрессивное поведение» // http://www.vsma.ac.ru/publ/vest/032/site/index4.htm

Ремшмидт X. «Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.» Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.

Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8—24. doi: 10.17759/cpp.20162403002 (дата обращения: 16.04.18).

Теплякова, С. А. Особенности когнитивной и эмоционально-волевой сфер молодежи с самоповреждениями / С. А. Теплякова, П. С. Поляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65657/ (дата обращения: 23.04.2022).

Федорова, Ю. А. Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте / Ю. А. Федорова, А. А. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90368/ (дата обращения: 16.04.2022).

Чуева, Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков / Е.Н. Чуева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2017. – с. 71-77

Галкина Е.А., Дегтярев А.В. Отклоняющееся поведение и аутоагрессия у несовершеннолетних с модификациями тела [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 1. С. 90–107. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76156.shtml (дата обращения: 18.04.2022)

Ипатов А. В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция: Монография. СПб.: Аура Инфо, 2012. 248 с. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/164/ipatov_164202_211.pdf (дата обращения: 21.04.2022)

Банников Г. С., Вихристюк О. В., Миллер Л. В., Синицына Т. Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 40 с. URL: https://childhelpline.ru/wp-content/uplads/Вихристюка.pd (дата обращения: 20.04.2022)

. Амбрумова А.Г. Социально – психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. - 1981.- №4. - С. 91-100

Просмотров работы: 176