Введение
Из года в год в средства массовой информации поступает всё больше данных о том, что: природные ресурсы Земли истощаются; загрязнение окружающей среды пластиком, полиэтиленом и другими долго разлагающимися отходами превышают допустимые показатели; выявлено негативное влияние звукового и светового шума на эмоциональное и психологическое состояние населения; происходит снижение эстетических требований и «загрязнение сознания» в окружении свалок, серых бетонных сооружений и нескончаемых рекламных объявлений, размещённых даже на деревьях; постепенно возводится грань между человеком и природой. Проблема рационального природопользования начинает притягивает на себя взгляды. Учёные бьют тревогу – нужно минимизировать негативное антропогенное влияние на окружающую среду, но для этого следует улучшить экологическое воспитание и образование людей, задачей которых является формирование и развитие элементов экологической культуры.
Экологическое просвещение является следствием нравственного воспитания, которое начинается ещё с детства [1]. Поэтому залогом развития экологической культуры населения будет выступать формирование у молодого поколения представлений о нормах поведения человека в окружающей среде и прививание у него ответственного отношения к природному наследию.
Что же способствует формированию и развитию элементов экологической культуры школьников? Ответ на данный вопрос лежит в основе цели исследования – провести анализ научно-методической литературы по проблеме формирования и развития элементов экологической культуры школьников.
Основная часть
По мнению Губарьевой И.М. внедрение в школьную программу естественно-научной направленности позволит подрастающему поколению привить любовь и заинтересованность к природе, а также сформировать у него основы ответственности за природное наследие [2]. Например, Сыскова М.В. на уроках английского языка предлагает на рассмотрение тексты о всемирно известных заповедниках и зоопарках, переработке отходов, загрязнении воздуха, вымирании животных, исчезновении тропических лесов, загрязнении морей и океанов. Благодаря этому у школьников формируется желание сохранять окружающую среду, осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды, усвоению азов экологической безопасности и начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов [3]. Насырова Н.З на уроках географии использует поэтические образы, которые оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к природе. А задания к стихотворениям помогают школьникам самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем [4].
Проведение внеклассных занятий также может способствовать формированию и развитию элементов экологической культуры. Во внеурочной деятельности Ким А.А выделил следующие формы работы: экскурсии в природу; беседы, доклады, экологические праздники; проекты, исследовательские работы. В этих случаях задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы [5].
В своей практике Багова Л.Л. включает младших школьников в исследовательскую деятельность при изучении собственного природного окружения, в частности предлагаемыми темами исследования становятся: «Экология дома», «Экология пришкольного участка», «Экологическая тропа: дом – школа». Такая работа направлена, с одной стороны, на формирование системных экологических знаний, так как дети определяют как положительные, так и отрицательные факторы влияния на собственно здоровье, самочувствие, а с другой стороны, знания, которые они самостоятельно добывают для них личностно-значимы, которыми они начинают руководствоваться в повседневной жизни, что означает, что в процессе познавательной деятельности младших школьников решаются воспитательные задачи [6]. К ней присоединяется Насырова Н.З. С учениками она проводит исследовательскую работу по теме: «Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта города», где учащиеся определяют количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и определили массу выделившихся вредных веществ, для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды [4].
В ходе исследования Макарычева Н.В. и Лозовская М.В. выявили, что школьные предметы биологического цикла не всегда способствуют формированию целостного представления о взаимосвязях и взаимодействиях различных компонентов природы. Одним из вариантов решения данной проблемы могут выступать музеи природы, которые можно организовать и на базе общеобразовательных учреждений.
Ознакомление учащихся с природными особенностями посредством музейных занятий способствует сближению методов обучения с методами научного познания. При привлечении школьников в организацию музейной деятельности, а именно к сбору, обработке, экспонированию материалов происходит всестороннее изучение и развитие у школьников умений и навыков самостоятельной работы, усиливаются их познавательные способности, приобщающие к исследовательской работе [7].
Заключение
Проанализировав ряд литературных источников, можно сделать вывод, что у каждого автора есть свои методы подхода к ученикам, но все они подчёркивают в своих наблюдениях, что только при наличии системного подхода будет наблюдаться наилучший результат в достижении поставленной цели – формирование и развитие у обучающихся элементов экологической культуры.
Список литературы
1. Громов, Е. В. Факторы формирования экологической культуры / Е. В. Громов // NovaUm.Ru. – 2020. – № 27. – С. 22-24.
2. Губарева, И. М. Роль экскурсии в формировании экологической культуры младших школьников (на основе педагогического опыта) / И. М. Губарева // Вопросы образования и науки : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 30 ноября 2017 года. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2017. – С. 21-22.
3. Сыскова, М. В. Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания / М. В. Сыскова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 31 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 92-93.
4. Насырова, Н. З. Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н. З. Насырова // Инновации в образовании: поиски и решения : Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции, Астана, 20 ноября 2015 года / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. – Астана: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 396-399.
5. Ким, А. А. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности / А. А. Ким // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2019. – № 2. – С. 19-22.
6. Багова, Л. Л. Методические особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по интегрированному курсу "Окружающий мир" / Л. Л. Багова, И. Л. Тхапшоков, Б. Х. Панеш // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 31. – С. 9-12.
7. Макарычева, Н. В. Школьный музей как средство формирования навыков экологической культуры учащихся / Н. В. Макарычева, М. В. Лозовская // Человек и животные : материалы VII Международной заочной конференции, Астрахань, 10–30 мая 2014 года / сост.: М.В. Лозовская, Н.В. Смирнова; Инновационный Естественный институт Астраханского государственного университета. – Астрахань: Нижневолжский экоцентр, 2014. – С. 131-133.