В современных условиях ключевой тенденцией экономического развития стало проникновение новых цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Применение цифровых решений сегодня переходит из разряда радикальных инноваций в повседневный рутинный процесс. Цифровые технологии уже нашли свое применение на предпринимательском и даже на бытовом уровнях. С целью ускорения процессов цифровизации в Российской Федерации была принята и реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации» . Достаточно эффективно реализуется цифровизация деятельности государственных учреждений и организаций (больницы, налоговые службы, регистрационные палаты и т.п.) и, соответственно, получение государственных услуг в режиме онлайн. Однако цифровизация бизнеса до недавнего времени проходила крайне неравномерно в силу ее высокой стоимости и определенной консервативной инерции. Хотя нельзя отрицать и наличие положительной динамики в данном направлении. Об этом свидетельствуют позиции России в различных международных рейтингах развития цифровой экономики (табл. 1).
Таблица 1
Позиции России в международных рейтингах развития цифровой экономики
Значение индекса |
Изменение позиций России в рейтингах |
|
Индекс развития информационнокоммуникационных технологий (IDI) |
IDI 2008 49 |
IDI 2017 45 |
Индекс развития электронного правительства (EGDI) |
EGDI 2008 60 |
EGDI 2018 32 |
Индекс цифровой экономики и общества (DESI) |
DESI 2013 39 |
DESI 2016 37 |
Глобальный индекс сетевого взаимодействия (GCI) |
GCI 2015 38 |
GCI 2019 41 |
Индекс мировой цифровой конкурентоспособности (WDCI) |
WDCI 2017 42 |
WDCI 2019 38 |
Индекс сетевой готовности (NRI) |
NRI 2018 40 |
NRI 2019 38 |
Пандемия Covid-19 и локдаун стали катализаторами ускоренной цифровой трансформации бизнеса. Цифровая трансформация изменила деятельность многих предпринимательских структур независимо от масштабов бизнеса и вида экономической деятельности. При этом понятия «цифровая трансформация бизнеса» и «цифровизация бизнеса» не являются тождественными. Приведем несколько примеров трактовки понятия «цифровая трансформация бизнеса». Так, в исследовании «Цифровая трансформация в России: ваше конкурентное преимущество» цифровизация определяется как внедрение цифровых и информационных технологий в бизнес-процессы компании, а цифровая трансформация представляет собой эволюцию бизнеса, предполагающую, помимо внедрения цифровых технологий, организационные изменения. Этой же точки зрения придерживаются и другие отечественные ученые. Например, по мнению А.В. Полянина, Т.А. Головиной, Ю.В. Вертаковой цифровая трансформация бизнеса – это «качественное улучшение производственных и бизнеспроцессов за счёт внедрения инноваций и адаптации бизнес-моделей к условиям современной цифровой экономики» . Б. М. Гарифуллин, В.В. Зябриков считают, что цифровая трансформация бизнеса может происходить во внешней или внутренней среде фирмы по инициативе руководства .
Таким образом, главной отличительной особенностью цифровой трансформации от цифровизации является то, что цифровая трансформация может стать результатом внедрения цифровых технологий (то есть цифровизации) и предполагает кардинальное совершенствование бизнес-процессов.
В свою очередь, цифровизация ведет лишь к упрощению бизнес-процессов и методов работы.
Ключевыми направлениями цифровой трансформации бизнеса в России в настоящее время являются:
внедрение новых бизнес-моделей и форм сотрудничества субъектов предпринимательства; – вывод на рынок новых товаров и услуг;
изменение системы взаимодействия «заказчик – исполнитель», «работодатель – наемный работник».
В основе реализации данных направлений цифровой трансформации бизнеса лежит освоение новых цифровых инструментов. По данным опроса, проведенного НИУ ВШЭ, более половины опрошенных предпринимателей отметили, что внедрение цифровых инструментов способствовало ускорению и упрощению процессов, снижению трудоёмкости и ресурсоемкости.
Однако цифровая трансформация бизнеса несет в себе потенциальные риски и порождает новые вызовы, сдерживающие развитие предпринимательских структур, наиболее значимыми из них являются следующие:
Вызовы, связанные с информационной безопасностью. Данная группа вызовов связана с технологическими рисками. Быстрое внедрение цифровых технологий помогает осваивать новые революционные бизнес-модели и процессы. В условиях растущей цифровизации бизнеса стремительно увеличиваются объемы данных, растет уровень автоматизации, а кибератаки становятся изощрённее. Каждое изменение сопряжено с риском, а кибератаки и взломы являются одними из самых серьезных факторов риска. Согласно опросу, проведенному Marsh & McLennan среди 1500 руководителей, сегодня около 79 % руководителей мира считают кибератаки и угрозы одним из важнейших приоритетов управления рисками в 2019 г. . В 2017 г. удельный вес респондентов, назвавших кибератаки одной из основных проблем для своей компании, составил 62 %. В целом роль безопасности в цифровой трансформации повысилась как с точки зрения осведомленности, так и с точки зрения участия на ранних этапах процесса проектирования.
Недостаточный уровень развития цифровых компетенций у персонала. Нехватка знаний и кадров соответствующей квалификации входит в ТОП-5 проблем цифровой трансформации бизнеса по мнению российских предпринимателей. Отсутствие или недостаточность компетенций сотрудников может привести к еще одной проблеме – это сопротивление новшествам. Для большинства людей внедрение инноваций по ряду причин (страх перед нововведениями, недоверие к руководству, консерватизм и т.п.) проходит болезненно. Следовательно, внедрение любой новой технологии должно сопровождаться обучением и переподготовкой сотрудников.
Сложность перехода к новым бизнес-моделям. Компании, активно внедряющие цифровые инструменты в свои бизнес-процессы, неизбежно сталкиваются с необходимостью изменений в системе управления и организации производства. Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы должно проходить параллельно с организационными инновациями и сопровождаться совершенствованием менеджмента . Зарубежные исследования показывают, что результаты цифровой трансформации бизнеса зависят от совершенствования управления (табл. 2).
Таблица 2
Результаты внедрения цифровых инструментов в компании
Вариант |
Технологии |
Новые методы управления |
Изменение прибыли |
1. |
– |
– |
В сравнении с конкурентами прибыль сократилась на 24 % |
2. |
+ |
– |
Сокращение прибыли на 11 % |
3. |
– |
+ |
Увеличение прибыли на 9 % |
4. |
+ |
+ |
Увеличение прибыли на 26 % |
Финансовые ограничения. Цифровая трансформация бизнеса требует масштабных финансовых вложений. Инвестиции на первоначальном этапе внедрения цифровых инструментов в бизнеспроцессы и затраты на последующие организационные инновации значительные. В то же время экономический эффект от цифровой трансформации проявляется через достаточно продолжительный период времени.
В современных условиях цифровизация бизнеса стала необходимым условием сохранения позиций предпринимательской структуры на рынке. С одной стороны, цифровизация и последующая цифровая трансформация бизнеса открывают новые возможности: повышается гибкость и адаптивность бизнеса к новым экономическим условиям; появляются новые средства индивидуализации продукции и привлечения внимания потребителей. С другой стороны, на пути цифровой трансформации бизнес сталкивается с совокупностью вызовов и рисков, нивелировать влияние которых призваны инструменты государственной поддержки предпринимательства .
Однако, обобщая мнения экспертов, можно отметить, что, хотя представители бизнес-структур рассматривают процессы цифровой трансформации как высоко рискованные, предприниматели понимают, что альтернативы развития предприятия и сохранения своих рыночных позиций цифровой трансформации нет. То есть сегодня значительно выросла степень лояльности предпринимателей к процессам цифровой трансформации. Кроме того, одной из основных причин для внедрения цифровых технологий в хозяйственную практику сегодня становится требование со стороны клиентов, которые уже ощутили преимущества получения услуг в режиме онлайн и заказа товаров через интернет. Доминирующее значение в обеспечении успеха цифровой трансформации бизнеса в мировой практике играют следующие факторы:
расположенность предпринимательских структур к переменам, в частности к внедрению новых бизнес-моделей;
инвестирование в человеческий капитал (обучение, повышение квалификации, привлечение высоко квалифицированных специалистов из других бизнес-структур);
внедрение технологий кибербезопасности, интернета вещей, электронной торговли, блокчейна и облачных технологий.
Таким образом, для того, чтобы цифровая трансформация бизнеса стала реальностью, а не временной вынужденной мерой в условиях пандемии, необходимо выполнение следующих мероприятий: проведение оценки готовности среды к цифровой трансформации; четкая структуризация процесса трансформации с поэтапной реализацией; построение эффективной системы управления. Важно подчеркнуть, что успешность процессов цифровизации как на уровне государства, так и на уровне регионов, отраслей, предпринимательских структур во многом определяется грамотным использованием совокупности драйверов цифровой трансформации на всех уровнях экономической системы .
Одним из таких драйверов в современных условиях становятся цифровые платформы. Здесь пересекаются интересы государства, бизнеса, конкретных предпринимательских структур, их бизнеспартнеров, отраслей и рыночных институтов. Разновидностью таких платформ сегодня являются инвестиционные платформы, обладающие значительным потенциалом в создании условий для привлечения финансовых ресурсов частных инвесторов в высоко технологичные стартап-проекты. Кроме того, в отечественной практике пока минимально задействованы возможности крауд-финансирования, то есть привлечения средств частных инвесторов к реализации инновационных идей начинающих предпринимателей, творческих и венчурных проектов, социально значимых инициатив. Однако, в настоящее время в России не сформировалась идеология заработка и инвестирования через инвестиционные платформы. Если примеров успешной реализации проектов с применением краудфандинга достаточно много, то краудинвестинг пока не получил должного развития. Отчасти это можно объяснить особенностями российского менталитета, но во многом это является и следствием отсутствия у начинающих предпринимателей знаний в сфере особенностей функционирования цифровой экономики, бизнес и проектной деятельности. Решению этой задачи призвана реализация в учебном процессе учреждений высшего образования универсальных компетенций в рамках ФГОС 3++.
Формирование у выпускников бакалавриата и специалитета критического мышления и умения принимать обоснованные профессиональные решения с учетом экономических реалий цифровой среды , разрабатывать предпринимательские проекты и использовать потенциал цифровой экономики для привлечения финансовых ресурсов являются фундаментом для успешной реализации человеком своих профессиональных идей в создании успешного бизнеса, преодолевая вызовы и риски цифровизации.