ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА

Багомедова М.Ш. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях ключевой тенденцией экономического развития стало проникновение новых цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Применение цифровых решений сегодня переходит из разряда радикальных инноваций в повседневный рутинный процесс. Цифровые технологии уже нашли свое применение на предпринимательском и даже на бытовом уровнях. С целью ускорения процессов цифровизации в Российской Федерации была принята и реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации» . Достаточно эффективно реализуется цифровизация деятельности государственных учреждений и организаций (больницы, налоговые службы, регистрационные палаты и т.п.) и, соответственно, получение государственных услуг в режиме онлайн. Однако цифровизация бизнеса до недавнего времени проходила крайне неравномерно в силу ее высокой стоимости и определенной консервативной инерции. Хотя нельзя отрицать и наличие положительной динамики в данном направлении. Об этом свидетельствуют позиции России в различных международных рейтингах развития цифровой экономики (табл. 1).

Таблица 1

Позиции России в международных рейтингах развития цифровой экономики

Значение индекса

Изменение позиций России в рейтингах

Индекс развития информационнокоммуникационных технологий (IDI)

IDI 2008 49

IDI 2017 45

Индекс развития электронного правительства (EGDI)

EGDI 2008 60

EGDI 2018 32

Индекс цифровой экономики и общества (DESI)

DESI 2013 39

DESI 2016 37

Глобальный индекс сетевого взаимодействия (GCI)

GCI 2015 38

GCI 2019 41

Индекс мировой цифровой конкурентоспособности (WDCI)

WDCI 2017 42

WDCI 2019 38

Индекс сетевой готовности (NRI)

NRI 2018 40

NRI 2019 38

Пандемия Covid-19 и локдаун стали катализаторами ускоренной цифровой трансформации бизнеса. Цифровая трансформация изменила деятельность многих предпринимательских структур независимо от масштабов бизнеса и вида экономической деятельности. При этом понятия «цифровая трансформация бизнеса» и «цифровизация бизнеса» не являются тождественными. Приведем несколько примеров трактовки понятия «цифровая трансформация бизнеса». Так, в исследовании «Цифровая трансформация в России: ваше конкурентное преимущество» цифровизация определяется как внедрение цифровых и информационных технологий в бизнес-процессы компании, а цифровая трансформация представляет собой эволюцию бизнеса, предполагающую, помимо внедрения цифровых технологий, организационные изменения. Этой же точки зрения придерживаются и другие отечественные ученые. Например, по мнению А.В. Полянина, Т.А. Головиной, Ю.В. Вертаковой цифровая трансформация бизнеса – это «качественное улучшение производственных и бизнеспроцессов за счёт внедрения инноваций и адаптации бизнес-моделей к условиям современной цифровой экономики» . Б. М. Гарифуллин, В.В. Зябриков считают, что цифровая трансформация бизнеса может происходить во внешней или внутренней среде фирмы по инициативе руководства .

Таким образом, главной отличительной особенностью цифровой трансформации от цифровизации является то, что цифровая трансформация может стать результатом внедрения цифровых технологий (то есть цифровизации) и предполагает кардинальное совершенствование бизнес-процессов.

В свою очередь, цифровизация ведет лишь к упрощению бизнес-процессов и методов работы.

Ключевыми направлениями цифровой трансформации бизнеса в России в настоящее время являются:

внедрение новых бизнес-моделей и форм сотрудничества субъектов предпринимательства; – вывод на рынок новых товаров и услуг;

изменение системы взаимодействия «заказчик – исполнитель», «работодатель – наемный работник».

В основе реализации данных направлений цифровой трансформации бизнеса лежит освоение новых цифровых инструментов. По данным опроса, проведенного НИУ ВШЭ, более половины опрошенных предпринимателей отметили, что внедрение цифровых инструментов способствовало ускорению и упрощению процессов, снижению трудоёмкости и ресурсоемкости.

Однако цифровая трансформация бизнеса несет в себе потенциальные риски и порождает новые вызовы, сдерживающие развитие предпринимательских структур, наиболее значимыми из них являются следующие:

Вызовы, связанные с информационной безопасностью. Данная группа вызовов связана с технологическими рисками. Быстрое внедрение цифровых технологий помогает осваивать новые революционные бизнес-модели и процессы. В условиях растущей цифровизации бизнеса стремительно увеличиваются объемы данных, растет уровень автоматизации, а кибератаки становятся изощрённее. Каждое изменение сопряжено с риском, а кибератаки и взломы являются одними из самых серьезных факторов риска. Согласно опросу, проведенному Marsh & McLennan среди 1500 руководителей, сегодня около 79 % руководителей мира считают кибератаки и угрозы одним из важнейших приоритетов управления рисками в 2019 г. . В 2017 г. удельный вес респондентов, назвавших кибератаки одной из основных проблем для своей компании, составил 62 %. В целом роль безопасности в цифровой трансформации повысилась как с точки зрения осведомленности, так и с точки зрения участия на ранних этапах процесса проектирования.

Недостаточный уровень развития цифровых компетенций у персонала. Нехватка знаний и кадров соответствующей квалификации входит в ТОП-5 проблем цифровой трансформации бизнеса по мнению российских предпринимателей. Отсутствие или недостаточность компетенций сотрудников может привести к еще одной проблеме – это сопротивление новшествам. Для большинства людей внедрение инноваций по ряду причин (страх перед нововведениями, недоверие к руководству, консерватизм и т.п.) проходит болезненно. Следовательно, внедрение любой новой технологии должно сопровождаться обучением и переподготовкой сотрудников.

Сложность перехода к новым бизнес-моделям. Компании, активно внедряющие цифровые инструменты в свои бизнес-процессы, неизбежно сталкиваются с необходимостью изменений в системе управления и организации производства. Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы должно проходить параллельно с организационными инновациями и сопровождаться совершенствованием менеджмента . Зарубежные исследования показывают, что результаты цифровой трансформации бизнеса зависят от совершенствования управления (табл. 2).

Таблица 2

Результаты внедрения цифровых инструментов в компании

Вариант

Технологии

Новые методы управления

Изменение прибыли

1.

В сравнении с конкурентами прибыль сократилась на 24 %

2.

+

Сокращение прибыли на 11 %

3.

+

Увеличение прибыли на 9 %

4.

+

+

Увеличение прибыли на 26 %

Финансовые ограничения. Цифровая трансформация бизнеса требует масштабных финансовых вложений. Инвестиции на первоначальном этапе внедрения цифровых инструментов в бизнеспроцессы и затраты на последующие организационные инновации значительные. В то же время экономический эффект от цифровой трансформации проявляется через достаточно продолжительный период времени.

В современных условиях цифровизация бизнеса стала необходимым условием сохранения позиций предпринимательской структуры на рынке. С одной стороны, цифровизация и последующая цифровая трансформация бизнеса открывают новые возможности: повышается гибкость и адаптивность бизнеса к новым экономическим условиям; появляются новые средства индивидуализации продукции и привлечения внимания потребителей. С другой стороны, на пути цифровой трансформации бизнес сталкивается с совокупностью вызовов и рисков, нивелировать влияние которых призваны инструменты государственной поддержки предпринимательства .

Однако, обобщая мнения экспертов, можно отметить, что, хотя представители бизнес-структур рассматривают процессы цифровой трансформации как высоко рискованные, предприниматели понимают, что альтернативы развития предприятия и сохранения своих рыночных позиций цифровой трансформации нет. То есть сегодня значительно выросла степень лояльности предпринимателей к процессам цифровой трансформации. Кроме того, одной из основных причин для внедрения цифровых технологий в хозяйственную практику сегодня становится требование со стороны клиентов, которые уже ощутили преимущества получения услуг в режиме онлайн и заказа товаров через интернет. Доминирующее значение в обеспечении успеха цифровой трансформации бизнеса в мировой практике играют следующие факторы:

расположенность предпринимательских структур к переменам, в частности к внедрению новых бизнес-моделей;

инвестирование в человеческий капитал (обучение, повышение квалификации, привлечение высоко квалифицированных специалистов из других бизнес-структур);

внедрение технологий кибербезопасности, интернета вещей, электронной торговли, блокчейна и облачных технологий.

Таким образом, для того, чтобы цифровая трансформация бизнеса стала реальностью, а не временной вынужденной мерой в условиях пандемии, необходимо выполнение следующих мероприятий: проведение оценки готовности среды к цифровой трансформации; четкая структуризация процесса трансформации с поэтапной реализацией; построение эффективной системы управления. Важно подчеркнуть, что успешность процессов цифровизации как на уровне государства, так и на уровне регионов, отраслей, предпринимательских структур во многом определяется грамотным использованием совокупности драйверов цифровой трансформации на всех уровнях экономической системы .

Одним из таких драйверов в современных условиях становятся цифровые платформы. Здесь пересекаются интересы государства, бизнеса, конкретных предпринимательских структур, их бизнеспартнеров, отраслей и рыночных институтов. Разновидностью таких платформ сегодня являются инвестиционные платформы, обладающие значительным потенциалом в создании условий для привлечения финансовых ресурсов частных инвесторов в высоко технологичные стартап-проекты. Кроме того, в отечественной практике пока минимально задействованы возможности крауд-финансирования, то есть привлечения средств частных инвесторов к реализации инновационных идей начинающих предпринимателей, творческих и венчурных проектов, социально значимых инициатив. Однако, в настоящее время в России не сформировалась идеология заработка и инвестирования через инвестиционные платформы. Если примеров успешной реализации проектов с применением краудфандинга достаточно много, то краудинвестинг пока не получил должного развития. Отчасти это можно объяснить особенностями российского менталитета, но во многом это является и следствием отсутствия у начинающих предпринимателей знаний в сфере особенностей функционирования цифровой экономики, бизнес и проектной деятельности. Решению этой задачи призвана реализация в учебном процессе учреждений высшего образования универсальных компетенций в рамках ФГОС 3++.

Формирование у выпускников бакалавриата и специалитета критического мышления и умения принимать обоснованные профессиональные решения с учетом экономических реалий цифровой среды , разрабатывать предпринимательские проекты и использовать потенциал цифровой экономики для привлечения финансовых ресурсов являются фундаментом для успешной реализации человеком своих профессиональных идей в создании успешного бизнеса, преодолевая вызовы и риски цифровизации.

Просмотров работы: 39