Отношение людей к курению и статус этого явления в социуме непременно взаимосвязаны между собой. Анализируя исследования многих учёных, занимающихся проблемой табакокурения школьников, можно обнаружить: тем старше становится учащийся, тем больше прогрессируют эксперименты с табакокурением. Очевидно, что подростки, попробовавшие хотя бы одну сигарету, в среднем, более благосклонны к курению, чем те, кто никогда не курил. Актуальность данной проблемы состоит в том, что, несмотря на то, что государство предпринимает активные меры по борьбе с явлением табакокурения в обществе, учащиеся продолжают сталкиваться с этим в повседневной жизни, и это, несомненно, влияет на их восприятие этого явления и отношение к табакокурению в целом.
Влияние сверстников играет важную роль в будущих намерениях злоупотреблять табакокурением [2]. Вполне вероятно, что характер влияния сверстников на курение меняется с течением времени и в разных социальных и культурных группах. Имеются данные, свидетельствующие о том, что курение родителей и братьев, и сестер может оказывать более сильное влияние в формировании отношения к табакокурению в младшем подростковом возрасте [3]. Таким образом, создаётся необходимость активных мер по профилактике склонности к табакокурению и среди взрослого населения.
В текущем исследовании использовался лонгитюдный метод для проверки статуса курения и отношения к табакокурению младших подростков. Из-за огромного бремени болезней, вызванных курением табака, были приняты различные меры для предотвращения и сокращения употребления табака. Все чаще меры вмешательства включали изменение государственной политики, связанной с использованием, производством и продажей табачных изделий. Бирер и Риготти (1992) описали три категории политических мер, предпринимаемых государством для снижения уровня табакокурения граждан [3].
Первая категория – усилия по информированию или убеждению, включает политику, требующую предупреждающих надписей, обязательных образовательных программ в школах и через средства массовой информации, ограничений на рекламу табака и публикации правительственных отчетов.
Вторая категория – экономические стимулы для противодействия употреблению табака, включают повышение налогообложения табака, страховые стимулы, такие, как более высокие страховые взносы для курильщиков и покрытие расходов на лечение от курения, а также изменение системы поддержки цен на табачные культуры, чтобы стимулировать выращивание альтернативных культур.
Третья категория – прямые ограничения на употребление табака, включает ограничение курения в определенных местах, ограничение продажи табака несовершеннолетним или с помощью определенных средств, таких как торговые автоматы, и регулирование производства табачных изделий.
В текущем исследовании проверяются предикторы поддержки взрослыми вариантов политики из каждой из трех категорий. Несмотря на активную борьбу с табачной зависимостью на государственном уровне, проблема склонности младших подростков к табакокурению сохраняет актуальность и требует решения на социально-педагогическом, психолого-педагогическом уровне.
Младший подростковый возраст, имеет ряд отличительных особенностей. Расширяется сфера общественной активности и меняется отношений с учителями, сверстниками, родителями. Если рассматривать младший подростковый возраст с точки зрения возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то необходимо отметить, что на данном этапе ведущим видом деятельности ребёнка является интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера) [5]. С этим связано то, что младший подросток нацелен на социальную активность и для него становится важным, чтобы его принимали в какие-либо компании. Таким образом, младший подросток становится уязвимым к давлению сверстников или более старших подростков, что может повлечь за собой приобщение младшего подростка к группе табакокурящих. Ребёнок может сам попробовать табак, чтобы «стать своим» в микрогруппе.
Эмпирические данные, полученные нами в результате анонимного анкетирования, проведённого в апреле 2022 года среди младших подростков (11-14 лет), показал следующие результаты.
На вопрос «Существуют различные мнения о воздействии курения на здоровье человека. А какого мнения придерживаетесь Вы?» 56% участников ответили, что табакокурение оказывает значительное негативное влияние на здоровье; 20% участников считают, что табакокурение в какой-то степени оказывает негативное влияние на здоровье; 12% считают, что это зависит от количества и качества выкуриваемого табака; 12% затрудняются ответить на этот вопрос.
По результатам ответов на этот вопрос, мы можем заметить, что младшие подростки имеют проблему недостаточного и несвоевременного ознакомления со степенью вреда табакокурения на организм. У некоторых участников присутствует установка, что степень вреда от табакокурения зависит от количества и качества выкуриваемого табака; возможно, эти участники чаще остальных встречаются с явлением табакокурения, тем самым нормализуют эту вредную привычку.
На вопрос «Курите ли Вы в настоящее время» 88% учащихся ответили отрицательно, 12% учащихся ответили, что пробовали злоупотреблять табакокурением, но не продолжили курить в дальнейшем.
Исходя из ответов на этот вопрос анкеты, мы можем утверждать, что никто из участников группы не употребляет табак на данный момент. Однако некоторые подростки имели опыт употребления табака в детстве. Можем предположить, что одним из факторов, повлиявших на это, стала демонстрация табакокурения взрослых в общественных местах, в семье, в кинофильмах.
С утверждением «Табакоурение успокаивает нервы» полностью согласны 40% участников анкетирования; скорее согласны 24% участников; скорее не согласны 12% участников; полностью не согласны 20% участников, 4% затрудняются ответить.
Можем заметить, что данная установка прослеживается у значительной части группы. Источником такого мышления может являться также аддиктивное поведение взрослых, которое весьма нередко школьники могут увидеть в кинофильмах, где показывают, что при стрессе человек начинает закуривать сигарету. Таким образом, источником формирования такой установки может являться не только поведение взрослых, но и киноиндустрия, СМИ.
На утверждение «Табакокурение помогает заработать авторитет» 12% участников ответили положительно, 80% отрицательно, 8% нейтрально относятся к данному убеждению.
С утверждением «Курение делает подростков более крутыми» согласны 24% анкетируемых, 56% группы не согласны с данным утверждением, 20% группы относятся к утверждению нейтрально.
Оба этих утверждения связаны с особенностями подросткового возрастного этапа. Как мы отметили выше, младший подростковый возраст характеризуется тем, что у детей возникает потребность быть частью какой-либо группы, подростки стремятся вести себя как взрослые, появляются проблемы социальной адаптации. Эти и другие факторы могут спровоцировать у ребёнка стремление «быть крутым» или удивить сверстников своим «взрослым поведением», ведь так делают взрослые. Порой ребёнок старается соответствовать ожиданиям других подростков, в компанию которых он хочет влиться, подросток таким поведением стремиться дать понять сверстникам, что он достоин быть частью их микросоциума.
84% группы согласны с тем, что табакокурение ухудшает показатели в спорте, 12% участников затрудняются ответить, 4% участников считают, что табакокурение оказывает незначительное влияние на спортивные достижения. Также, по результатам анкетирования 40% учащихся считают, что табакокурение способствует налаживанию коммуникации между людьми.
80% группы согласны с тем, что табакокурение ухудшает внимание и память, 20% участников затрудняются ответить. Стоит отметить, что 12% группы считают верным утверждение: если взрослые курят, то и мне можно начать курить.
Данные ответов на эти утверждения, опять же, подтверждают то, что младшие подростки не имеют полноценных знаний о пагубном влиянии табакокурения на человека, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Нам, педагогам-психологам, это может говорить о необходимости включения в воспитательную работу информационного блока по профилактике склонности к табакокурению, в котором будут раскрываться ответы на эти вопросы.
По результатам данного анкетирования и других диагностических методик /Тест RAFFT, тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин)/ нами была разработана программа профилактики склонности к табакокурению для младших подростков, которая включала в себя методы арт-терапии, психо-коррекционные упражнения, методы работы в группах, информационный блок с применением аудио и медиа материалов.
Из вышесказанного мы можем сделать ряд выводов.
Несмотря на то, что борьба с табакокурением осуществляется на государственном уровне, проблема склонности младших подростков к табакокурению остаётся актуальной до сих пор на психолого-педагогическом уровне.
Выявлена проблема недостаточного информирования младших подростков о пагубном влиянии табакокурения на человека в психологическом и физиологическом аспектах. У подростков встречаются ложные установки о табакокурении такие как: «курение помогает бороться со стрессом», «табакокурение способствует развитию коммуникативных навыков».
Факторами, способствующими таким ложным представлениям детей, являются взрослые, которые демонстрируют курение табака в общественных местах, тем самым нормализуя табакокурение. Стоит отметить, что среди младших подростков, участвующих в анкетировании, не было выявлено курящих, однако дети остаются в группе риска из-за влияния окружение, СМИ, киноиндустрии.
Таким образом, необходима систематическая профилактика склонности к табакокурению среди учащихся, в особенности детей подросткового возраста, поскольку подростки особенно подвержены риску склонности к табакокурению в силу особенностей своего возрастного периода. Профилактика склонности учащихся к табакокурению в контексте формирования здорового образа жизни требует своего развития, чтобы учащиеся были хорошо ознакомлены с пагубным влиянием табачной зависимости, и были готовы противостоять негативным социальным факторам.
Список использованных источников
Bierer MF, Rigotti NA. Public policy for the control of tobacco-related disease. - Medical Clinics of North America. 1992.
Ling PM and Glantz SA. Why and how the tobacco industry sells cigarettes to young adults: Evidence from industry documents. - American Journal of Public Health, 2002. URL: http://www.ajph.org/cgi/content/full/92/6/908 (Дата обращения: 20.04.2022).
Vitória P, Salgueiro M, Silva S, and De Vries H. The impact of social influence on adolescent intention to smoke: Combining types and referents of influence. British Journal of Health Psychology, 2009. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19288976 (Датаобращения: 20.04.2022).
Маркова А.И. Отношение школьников к табакокурению: социально-гигиеническое исследование / А.И. Маркова, А.В. Ляхович, А.С. Лозовская // Гигиена и санитария. – 2011. – № 3. – С. 69-74.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии 1971. №4. – С.6 - 20.