В начале групповой работы задача педагога - оповестить класс, какое количество групп должно быть. Затем, учитель объясняет каким образом дети будут делиться на группы. Мы предлагаем такой вариант разбиения на группы, как по выбору “лидера”, которые в свою очередь и сформируют их. Необходимо назвать точное количество групп (в нашем случае 4), выбрать лидеров с помощью проведения блиц-опроса в начале урока по заданной теме, в нашем случае, по теме тригонометрические уравнения. Тем ученикам, которые быстрее отвечают на вопрос, выдаются жетоны. Лидерами будут ученики с наибольшим количеством жетонов. Далее учитель предлагает лидерам по очереди выбрать себе в команду участников, давая каждому свою роль: учёные (должны решать трудные задания); счетоводы(решают уравнения средней сложности); теоретики (решают теоретические задания средней сложности); поисковики (решают легкие задания по теории и записывают ответы в маршрутные листы). Лидер же в свою очередь должен решить трудное теоретическое задание и сложное уравнение, а также контролировать работу всех участников группы. В процессе дети могут помогать друг другу.
Когда задания будут сделаны, лидеры отдают учителю маршрутный лист. У кого будет наибольшее количество верно решенных заданий, получают отметку “отлично” и освобождаются от выполнения домашнего задания до следующего занятия.
Таким образом, групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой, и повышает качество усвоения материала.
Список вопросов для блиц-опроса:
Значение переменной, обращающее уравнение в верное равенство? (Корень)
Единица измерения углов? (Радиан)
Числовой множитель в произведении? (Коэффициент)
Раздел математики, изучающий тригонометрические функции? (Тригонометрия)
Какая математическая модель необходима для введения тригонометрических функций? (Окружность)
Какая из тригонометрических функций четная? (Косинус)
Как называется верное равенство? (Тождество)
Равенство с переменной? (Уравнение)
Уравнения, имеющие одинаковые корни? (Равносильные)
Множество корней уравнения? (Решение)
Задания для каждой роли учеников:
Поисковики.
Задание:
Для каждой тригонометрической функции правильно подберите определение:
1. Косинус |
А. Это отношение противолежащего (дальнего) катета к гипотенузе |
2. Синус |
Б. Это отношение противолежащего (дальнего) катета к прилежащему (близкому) |
3. Тангенс |
В. Это отношение прилежащего (близкого) катета к противолежащему (дальнему). |
4. Котангенс |
Г. Это отношение прилежащего (близкого) катета к гипотенузе |
Теоретики.
Задание:
а. Вставьте пропущенное слово или фразу:
1. |
Продолжите утверждение: тригонометрическим уравнением называется уравнение, содержащее … |
2. |
Продолжите утверждение: уравнения и имеют решения, если а … |
3. |
Продолжите утверждение: все корни уравнения , если а … можно найти по формуле … |
b. Выберите верный вариант ответа.
4. |
Укажите формулу, по которой можно найти все корни уравнения |
5. |
Из данных уравнений выберите те, которые являются тригонометрическими (в ответ запишите набор цифр без запятых): |
6. |
Какие из тригонометрических уравнений не имеют корней (в ответ запишите набор цифр без запятых): |
3. Счетоводы:
Задания:
Решите уравнение и выберите правильный вариант ответа:
:
:
b. Выберите правильный вариант ответа:
Укажите наибольший отрицательный корень уравнения
-6 ;
-3 ;
-4 ;
-9 .
4. Учёные:
Задания:
а. Найдите корни уравнения на интервале [0; ]:
.
b. Решить уравнения:
а) ;
б) ;
в)
г) .
5. Лидеры:
Задания:
а) Дать ответ на вопрос:
Как называется абсцисса, указывающая положение точки единичной окружности на координатной плоскости?
b) Выразить величину угла в радианах, если
Маршрутная карта:
Выполняемая роль |
задача |
Кто выполнял роль? Ф.И. |
Я ставлю себе за работу … |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Руководил работой группы |
|||||
Поисковик |
|||||
Теоретик |
|||||
Счетовод |
|||||
Ученый |
Список литературы
Танцоров С. “Групповая работа в развивающем обучении” / С. Танцоров. – Рига : Эксперемент, 1997. – 100 с.
Цукерман Г.А. “Виды общения в обучении” / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 345 с.
Шабунин М. “Тригонометрические уравнения” // Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 12,13, 1995г.