В данной статье хотелось бы порассуждать о том, как интересно и эффективно преподносить новую информацию детям на уроке. Современные подходы к обучению школьников требуют пересмотра старых принципов построения учебного процесса и самого содержания образования в целом. Дидактическая система групповой работы является альтернативой классно-урочной системе обучения. Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности.
Групповая работа на уроках помогает слить обучение, воспитание, развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.
При групповой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.
На уроках групповой работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается - двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Групповая работа на уроке способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Представим вам наш вариант групповой игры:
Для закрепления материала по новой теме предлагаем вам провести с учениками небольшую игру. Она рассчитана на урок или даже меньше. Она будет проходить в виде стандартной настольной игры, т.е. когда игрок бросает кубик, то он должен сделать столько ходов, сколько ему выпало. В нашем случае вместо кубика, мы тянем карту, а вместо хода выполняем столько этапов решения неравенства, сколько указано на “карте”. На парту будет выдаваться справочный материал (карта) с подробно расписанными ходами решения неравенства, а также три карточки с цифрами: 1, 2, 3. Кому-то может повезти, и выпасть только одно действие, а кому-то - целых три. Разрешается помогать своему однокласснику, т.е. подсказывать. Решать за него запрещается.
Материалы
-“карта”
-листочек с примером
-карточки с цифрами: 1, 2, 3
“КАРТА”
Находим ОДЗ (область допустимых значений)
Переносим все элементы в левую часть неравенства
Разложим знаменатели каждой дроби на множители (1 дробь = 1 ход)
Определим общий знаменатель (просто написать)
Напишем дополнительные множители для каждой дроби (1 дробь = 1 ход)
Умножим числитель дроби на этот множитель (1 дробь = 1 ход) и запишем все под общую черту
Упростим числитель (приведем подобные слагаемые)
Приравниваем числитель к нулю
Решим полученное уравнение
Чертим координатную прямую и отмечаем на ней полученные корни
Определяем нужные нам промежутки, исходя из условия
Сверяем с ОДЗ
Записываем полученный ответ
В ходе этой игры ученики, помогая друг другу и советуясь, придут обязательно к правильному решению неравенства и получат верный ответ. Тем самым работая бок о бок, они смогут освоить новый материал и получить новые знания!
Примеры:
1)
2)
3) *сложное задание
Наша практика подтвердила, что всё-таки, в использовании групповой формы работы на уроке больше положительных моментов, чем отрицательных. Групповая форма работы представляет богатство методических приемов, дает простор для творческих поисков учителя и раскрывает индивидуальные способности каждого ученика. Школа будущего за молодыми специалистами, поэтому не надо бояться отстаивать новые формы работы с учащимися, и применять чаще групповую форму работы на уроках.
Список используемых источников
1. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее-1972:сборник научных трудов Советская педагогика и школа/под ред. А. Бенко -СПб; Тарту, 1972. - 179 с.
2. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с А45 прил. на электрон. носителе /[Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Мин дюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова] ; под ред. С. А. Теляков ского. — М. : Просвещение, 2013. - 287 с.