ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО) и семьи в РФ в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одна из главных проблем дошкольного образования в России, является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.

Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из крупнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В её сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Социально-экономические преобразования в современном обществе затронули все сферы общественной жизни, в том числе и семью. Функциональные возможности семьи во многом утрачены, практически разрушены традиционные семейные устои. По мнению А.Б. Рогозянского, семья перестаёт быть высшей ценностью, эти отношения становятся просто ненужными или выхолащиваются до такой степени, что приобретают характер формального общения. Возникает проблема уже даже не «отцов и детей», а отсутствия какой-либо связи, какой-либо преемственности между поколениями [12, с.53].

В исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых (Ш.А. Амонашвили [1], Е.В. Бондаревской [7], В.А. Караковского [9], Т.В. Лодкиной [11], Д. Янкеловича [13] и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодёжи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнстве и отцовстве).

Таким образом, важнейшей задачей общества является создание единой системы, направленной на укрепление и сохранение семьи как основной микросреды социализации и защиты человека с целью формирования у него истинных общечеловеческих ценностей, которые с изменением исторических условий трансформировались, модифицировались, но вместе с тем, остались признанными всем цивилизованным обществом [10, с. 8].

Образовательные учреждения могут проводить систематическую целенаправленную подготовку школьников к семейной жизни, формировать общественное мнение о ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности [4, с. 57].

В «Национальной философской энциклопедии» ценность - это термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [5].

В исследовании В.П. Бездухова, А.В. Бездухова при анализе понятия «ценность» рассматривается подход М.С. Кагана, который определяет ценность как значение данного предмета для субъекта, специфическое отношение, связывающее объект с субъектом, и Г. Олпорта, трактующего ценность как некий личностный смысл, категорию «значимости», а не категорию знания [5, с.37].

Ценности всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека, в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей [5].

В исследовании Н.И. Лапина, семейные ценности определяются как «положительные или отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [8, с. 21].

Таким образом, можно сделать вывод, что семейные ценности – это показатели значимости, важности объектов, связанных с жизнью в семье, духовно-нравственные ориентиры, определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи.

О.И. Волжина [8] считает, что «ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с её социальной значимостью». Исходя из сущности ценностных ориентаций представления о семейных ценностях рассматриваем как сложное личностное образование, основу которого составляют нравственные качества личности (благотворительное поведение, гуманность взглядов, благородство мыслей, духовная щедрость), которые проявляются в показателях поведенческой культуры (любовь к матери, семьи, дому, уважение к старшим, заботливость, исполнительность, вежливость, честность, правдивость, справедливость, сострадание, готовность прийти на помощь, бескорыстие).

В своих работах О.С. Пермовская [26] считает, что формирование представлений о семейных ценностях – «это целенаправленный процесс воспитания, во время которого происходит формирование и развитие ценностей культуры семьи и быта, а также формирование культуры семейных взаимоотношений, развитие здорового образа жизни в обществе».

Таким образом, формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста – это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путем приобщения дошкольников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.

Проблема объединения усилий дошкольной организации и семьи наиболее полно разработана в трудах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, Л.В. Свирская, З.И. Теплова и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка. Отмеченные выше обстоятельства обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй?

Указанные противоречия свидетельствуют о кризисе семьи и актуализируют проблему формирования с самого детства ценностного отношения к семье.

Целью исследования является обоснование и изучение ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье.

Мы опирались на концепцию, согласно которой под семейными традициями понимается духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности и принимающий статус семейного закона, организующего жизнь семьи (Г.Н. Волков), а уважительным отношением старших дошкольников к семейным традициям - направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиций, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.

Научная новизна исследования: изучены уровни и особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье; разработан проект эффективного формирования ценностного отношения детей к семье.

Данное исследование продемонстрировало, что одной из важных задач дошкольного образования является формирование представлений о семье, она же является основной составляющей социализации детей дошкольного возраста, в процессе чего ребёнок усваивает традиции, культуру и ценности общества в котором живёт. Именно семья для детей является наиболее близкой социокультурной средой, в которой они приобщаются к первоначальным социальным отношениям, культурным традициям и ценностям, характерным для данного социума.

Семья, исходя из своих ценностных ориентаций, особенностей межличностных отношений, своим укладом и стилем жизни осуществляет подготовку ребенка к собственной семейной жизни в будущем, и детский сад имеет возможность повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольников. Семья является для детей первым проводником социального влияния, вводя его в многообразие поведенческих ролей, отношений между родственниками, домашнего быта, вызывает различные чувства, действия, способы поведения, воздействует на формирование определенных привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется в настоящей жизни, и многое из усвоенного в детстве перенесет в свою будущую семейную жизнь.

В ходе изучения психолого – педагогической литературы и проведённой исследовательской работы выявлены и обоснованы педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6, 7 лет, определено содержание понятий: - Социальное развитие дошкольника – процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру семьи, общества, и в котором он будет жить и развиваться; - Представления о  семье – это группа наглядных образов явлений и событий, связанных с феноменом семьи, возникающих на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении; Определены педагогические условия формирования представлений о семье у детей 6 – 7 лет;

Для изучения уровня сформированности представлений о семье у детей 6 – 7 лет можно воспользоваться следующими критериями и показателями:

- полнота (определённый объём представлений, соответствующих некоторому эталону)

- обобщение (владение понятиями и интеллектуальным умением обобщения)

- доказательность (умение аргументировать своё суждение, точку зрения, приводить примеры из личного опыта)

- гибкость (умение оперировать представлениями в новых условиях, находить новые способы решения в практических жизненно важных ситуациях для определения родственных отношений)

В задачи исследования входило определение начальных уровней сформированности представлений о семье у детей 6 – 7 лет. На данном этапе исследования нами были определены, компоненты сформированности представлений о семье у детей 6 – 7 лет: полнота, обобщенность, доказательность, гибкость. Выявлены критерии, показатели, а также уровни их развития: высокий, средний и низкий.

В ходе диагностики были выявлены средний и низкий уровни сформированности представлений о семье у детей 6 – 7 лет. Были изучены особенности педагогических условий в группе, проведено анкетирование педагогов и родителей с целью разработки проекта педагогической технологии по формированию представлений о семье у детей седьмого года жизни. В результате исследования, мы выявили у большинства детей (20% низкий и 50% средний уровни) особенности формирования представлений о семье у детей 6 – 7 лет:

1. трудности при определении понятий «род», «родня», «семья»;

2. представления о традициях и обычаях семейного этикета фрагментарные,

3. о семейных реликвиях неполные, разрозненные;

4. недостаточно сформированы представления о труде и значимости труда родных, как для семьи, так и для общества.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что с детьми работа в данном направлении ведется недостаточно активно, а также выявили причины такого состояния:

— вопросу формирования представлений о семье у детей уделяется недостаточно времени и внимания;

— отсутствие систематичности в работе (крайне редко ставятся задачи, связанные с формированием у детей представлений о семье);

— отсутствует взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности с формами работы с детьми по формированию представлений о семье;

— анкетирование, беседы с родителями показали, что большая часть родителей осознают актуальность по формированию представлений о семье у дошкольников, однако слабо ориентируются в данных вопросах, у них отсутствует необходимый опыт для эффективного социального развития ребенка в семье. В поиске эффективных форм и методов работы был разработан проект педагогической технологии формирования представлений о семье у детей 6 – 7 лет, основанный на игровой технологии, личностно – ориентированном подходе, обеспечивающем развитие всех компонентов представлений о семье на более высоком уровне, чем при традиционной работе в данном направлении.

В результате исследования, были получены данные об уровнях сформированности представлений о семье у детей 6 – 7 лет, выявлены особенности формирования, изучены особенности педагогических условий в ДОУ, проведено анкетирование педагогов и родителей по данной проблеме.

В результате диагностического исследования выяснили, что уровень сформированности представлений о семье у детей седьмого года жизни, находится на среднем и низком уровнях. А также результаты анализа документации (рабочая программа подготовительной группы ДОУ, календарно – тематическое планирование) выявили трудности в реализации этого аспекта образовательной работы на практике.

Эти результаты привели нас к выводу о необходимости разработки проекта педагогической технологии «Формирование представлений о семье у детей 6 – 7 лет», которая бы обеспечивала формирование всех компонентов представлений о семье.

Анализ современных общеобразовательных программ показал различия к выбору содержания формирования представлений о семье у дошкольников. Одни программы предполагают более широкий круг задач как познавательного, так и социального развития,  другие же ограничиваются только нравственной направленностью.

Разработанный нами проект по психопрофилактической, коррекционной работе «Формирование представлений о семье у детей 6 – 7 лет», обеспечит формирование всех компонентов представлений о семье в полном объеме.

В проекте предполагается использование цикла сюжетно – ролевых игр, направленных на решение различных педагогических задач социального развития дошкольников, цикла непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о роде, семье, ее традициях, реликвиях, трудовых отношениях, своей сопричастности к миру семьи, а также цикла мероприятий с родителями, направленного на повышение уровня педагогической грамотности родителей. Работа по блокам ведется планомерно, в системе, параллельно решая поставленные задачи. Проект педагогической технологии позволит повысить качественные и количественные показатели уровня сформированности представлений о семье у детей 6 – 7 лет, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

В ходе исследования были определены показатели ценностного отношения к семье: понимание ценности семьи; осознание необходимости ценностного отношения к семье; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботу членов семьи, потребность в общении, взаимопонимании, доверии, чуткость к доброте, порядочности, верности; умение владеть собой, управлять чувствами, способность к морально-нравственным ориентирам, проявление ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях, активном участии в жизни семьи, оказание помощи родителям, родственникам, нести ответственность за свои поступки, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в семье

 Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель нами достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили, Ш.А. Искусство семейного воспитания /Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита, 2015. - 296 c.

2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья /Е.П. Арнаутова.- М., 2001.- 145 с.

3. Артманова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. - 5-е изд., стер.- М. Академия, 2008. – 190 с.

4. Афанасьева, Т. М. Завтрашние родители / Т.М. Афанасьева.- М.: Педагогика-Пресс, 2002.- 99 с.

5. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя /В.П. Бездухов, А.В. Бездухов; Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2000. 185 с.

6. Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]:2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. Гриф УМО СПО. 2019.-185 с.

7. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистич. теориях и системах воспитания: [учеб.пособие] /Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. М.; Ростов-н/Д: Учитель, 1999. – С.54-55.

8. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика синтез, 2014. - 368 с.

9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2003.- 480 с.

10. Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект /О.Л.Зверева, Т.В.Кротова.- М.:Творческий центр, 2005.- 80 с.

11. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова.- М.: Просвещение, 1988.- 320с.

12. Рогозянский, А.Б. Проблемы многодетной семьи сегодня /А.Б. Рогозянский // Журнал Московской Патриархии. - 2004.- №11.- С.63-75.

13. Янкелович, Д. Новая мораль американской молодежи /Д. Янкелович.- М., 1991.- 283 с.

Просмотров работы: 259