НЕМЕЦКИЕ ПЕДАГОГИ-ФИЛАНТРОПИСТЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НЕМЕЦКИЕ ПЕДАГОГИ-ФИЛАНТРОПИСТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что первыми просветителями и реформаторами школьной системы в Германии в конце XVIII в. были филантрописты. Педагоги – филантрописты высказали новый взгляд на задачу школы - воспитывать высоконравственных граждан, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни. Основателем данного педагогического течения принято считать И.Г. Базедова. Он полагал, что учебно-воспитательный процесс в традиционной школе недоступен детскому сознанию. Одним из главных недостатков, по его мнению, был отрыв между теорией и практикой, школой и жизнью. Большой заслугой И.Г. Базедова считается то, что он организовал новое образовательное учреждение интернатного типа – Филантропин, где и реализовал свою концепцию на практике.

Сторонником И.Г. Базедова был Эрнст Христиан Трапп, теолог, пастор-педагог, согласно А.И. Пискунову, первый профессор немецкой педагогики. Исходя из того, что человек существо непредсказуемое, Трапп большое внимание в своей педагогической практике уделял методам исследования эмпирической психологии. Источником познания педагогики, с его точки зрения, является «природа человека и общества, в котором он живет» [4, S. 25]. Педагог говорил: каждый, кто хочет «работать с человеком» должен знать его «физиологическую, интеллектуальную и нравственную суть», в том числе и «подход к его разуму и сердцу» [Там же, S.25]. Ученый был убеждён, процесс воспитания и обучения обусловлен общественной необходимостью. Человек как существо общественное постоянно нуждается в присутствии другого и раскрывается только в его обществе. По тому же основанию Трапп полагал, что образование индивида должно соответствовать общественным потребностям и приносить пользу людям. «Человек», по его оценке, «может стать счастливым, если он живёт согласно своему предназначению. Профессия определяет роль человека в жизни и его гражданскую позицию» [Там же, S.26]. Профессия дает опору в жизни, составляет моральное и материальное благополучие, поэтому жизненная цель молодого человека заключается в правильном выборе профессиональной деятельности. «Профессия – вот цель!» [Там же, S.27].

Взгляды Траппа разделял другой идеолог филантропизма, пастор и руководитель воспитательного учреждения для девочек, впоследствии профессор морали и изящных искусств, П. Виллауме. Воспитание, согласно его мнению, включает в себя две задачи, плавно переходящие одна в другую: воспитание человека и воспитание гражданина. Педагог утверждал, что нравственное становление личности зависимо от её окружающей среды, поэтому он считал необходимым воспитывать детей на положительных примерах других людей, наблюдать за их нравственными действиями и затем осмыслять их. Виллауме был убеждён, что нравственность определяется не словами, а поступками. Характеризуя средства нравственного воспитания, педагог даёт отрицательную оценку использованию вознаграждений за «добрые дела». «Добродетель есть любовь ко всему доброму и уже содержит вознаграждение в самой себе» [3, S.143]. К добродетелям Виллауме относил следующие важные качества: подчинение, уважение законов и исполнение обязанностей, работоспособность, уступчивость, любовь к людям, терпение и другие. Самым важным нравственным чувством, по оценке педагога, является чувство равенства, которое позволяет установить справедливость. Дети по незнанию своему не ощущают разницы между сословиями, а неправильное представление о социальных различиях формируют взрослые. Особенно ценна мысль педагога о сути нравственности. «Нравственные убеждения основываются на истинах, очевидных и доступных для понимания всех людей; если мы для приведения доводов о нравственности будем использовать суеверия и предрассудки, то нужно быть готовыми, [Там же, S.138].

Виллауме активно занимался и вопросами физического воспитания, которое жизненно важно для человеческого организма, так как способствует улучшению настроения и подготавливает к выбору определённой профессиональной деятельности. Исключительно большое значение педагог придавал связи физического и нравственного воспитания. Он был убеждён, что «тело – это инструмент души» и для «творчества душе небезразлично его состояние» [Там же, S.105]. Физическое воспитание служит средством для усмирения эгоистических желаний и страстей, и имеет, таким образом, непосредственное отношение к нравственному совершенствованию.

Видным филантропистом конца XVIII – начала XIX вв. был И. Штуве. Отражая общее настроение представителей философско-педагогической мысли о необходимости познания человеческой природы для искоренения общественных пороков, Штуве настаивает на тщательном изучении внутреннего мира индивида, его интересов и потребностей, «физической и духовной организации», определяя это как главную задачу воспитания [Цит. по: 1, с.40]. В своих исследованиях природы человека Штуве делал акцент на психологической характеристике личности, призывая воспитателей использовать результаты эмпирической психологии. Ценной считается мысль педагога об изучении произведений классической литературы, содержащих многочисленные примеры положительных героев и верно отражающих их внутреннее содержание. «Лучшие и самые мудрые люди всех времен и народов после тщательных наблюдений за человеческой природой, после её глубокого исследования и долгих размышлений, применяя проверенные методы разработали» общие основы воспитания [2, S.63]. Следуя классикам, педагог придавал существенное значение систематическому наблюдению за психологическими особенностями индивида. В подтверждении этому отметим, что в воспитательных учреждения филантропистов велись диагностические дневники, в которых фиксировались различные личностные проявления.

Исходя из убеждения, что важным средством познания является наглядность, главное место в воспитании И. Штуве отводил накапливанию личного опыта на основе наблюдений и чувственных восприятий. В своем труде «О необходимости как можно раньше приучать детей к живому и наглядному познанию и том, как это делать» педагог писал: «Увиденное быстро усваивается детским сознанием и способствует порождению светлых образов» [3, S.34]. Поэтому, самое лучшее постижение окружающего мира – это общение с природой.

Отправной точкой отсчёта педагогической системы Хр. Ф. Гутс Мутса послужили его разработки об игровой деятельности.

В своей работе «Игры для упражнения и отдыха тела и духа» Хр. Ф. Гутс Мутс рассматривает политическую, нравственную и педагогическую ценность игры. Классифицируя игры по их содержанию, педагог пришёл к заключению, что народные игры тесно взаимосвязаны с характером народа. Игра, по его замечанию, «важная мелочь», которая способна отражать моральное и политическое состояние нации. В качестве подтверждения этому Гутс Мутс ссылается на военные игры, игры диких племен, популярные игры среди знати и королевского двора.

С точки зрения нравственности игра по природе своей непроизвольно вскрывает отрицательные качества человека, так как в её основе лежат соперничество, честолюбие, стремление к лидерству, вызывающие разную степень «аффекта». Указывая на то, что игрой можно управлять, педагог считал её одним из важных средств воспитания.

В педагогическом отношении игры, особенно подвижные, являются не только видом отдыха и сменой деятельности, но и системой упражнений «для духа и тела». Педагог утверждал, что умственную деятельность должна сменять деятельность, направленная на улучшение «здоровья тела и настроение духа, так как без неё дух есть ничто, мёртвый капитал, съедаемый ржавчиной» [5].

Таким образом, немецкие педагоги-филантрописты выступали за принцип наглядности, использование игровой деятельности, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Главным методом познания индивида они считали – наблюдение. В целом стоит отметить, что многие идеи педагогов-филантропистов были для школьной системы Германии конца XVIII в. очень прогрессивными и получили свое развитие в начале XX в. в сельских общинных школах Г. Литца, Г. Винекена и П. Гехеба.

Литература:

Пискунов, А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. [Текст] / А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. 296 с.

Bassispedagogik. Historische Pädagogik. Johann Stuve Bd 3 / Hrsg. Von H. Schmitt. – Schneider Verlag Hohengehren GmbH, 2002. – 261 S.

Campe, J.H. Allgemeine Revision des gesamten Schul und Erziehugswesens von einer Gesellschaft praktischer Erzieher / Hrsg. von Prof. Dr. Robert Alt /Ausgew., eingeleitet und erläutert von Gűnter Ülbricht / J.H. Campe.– Berlin: Volk und Wissen Verlag, 1957. – 351 S.

Gebhardt, J. Zur Gesamtleistung und zum Erziehungsziel Ernst Christian Trapps (1745 – 1818) / Beiträge zur Geschichte der klassischen bürgerlichen Didaktik / Hrsg. Von Franz Hofmann-Halle (Saale), Kongress und Tagungsberichte der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenber, 1984. – S.20 – 34.

GutsMuts, J.C.F. Spiele zur Übung und Erholung des Körpers und Geistes [Электронныйресурс] / J. C. F. GutsMuts. – Режимдоступа. – http://www.sportpaedagogik.-online.de

Просмотров работы: 1105