НЕМЕЦКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВКАХ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НЕМЕЦКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВКАХ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестно, что педагогика зародилась в недрах философии и долгое время была частью философских систем. Несмотря на то, что становление педагогики как самостоятельной науки происходит в XVIII веке, до сих пор философия остается ее главным источником развития. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Это подразумевает, что сущность философского мировоззренческого учения определяет задачи осмысления места человека в мире и выявления его взаимоотношений с миром. Кроме того, философия формирует и разрабатывает систему закономерностей, принципов и методов научного познания. Процесс приобретения педагогического знания подчиняется общим законам научного знания, изучаемого философией. Таким образом, философия проявляется и как теоретическая база для понимания педагогического опыта, и как направление формирования педагогических теорий. Различные философские учения и направления напрямую влияют на развитие педагогической науки в целом.

В данной статье рассматриваются образовательные концепции известных немецких ученых: В. Дильтея и Э. Шпрангера.

Одним из ярких представителей направления "философия жизни" и основоположником описательной психологии являлся немецкий философ В. Дильтей (1833-1911). Основные научные труды: «Описательная психология»; «Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах»; «Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации».

Ученый сближал философию и педагогику и полагал, что «расцвет и цель всякой истинной философии есть педагогика в ее широком понимании в качестве учения о формировании человека» [1].

В. Дильтей раскрывал понятие «человек» через понятие «жизнь». Жизнь каждого человека определяется формирующей его культурой. В процессе развития индивида формируется его структура (внутренние взаимосвязи между компонентами психики), и эта складывающаяся структура (психика) предопределяет особенности последующего становления человека, т.е. является главным фактором данного становления.

Отправной точкой изучения развития психики является анализ уже сформированной личности. «Отдельного человека мы можем вполне понять, только узнав, как он стал самим собой. Это познание истории развития может идти лишь обратным путем: от приобретенной связи душевной жизни к условиям и факторам ее развития» [1].

Главенствующую роль в формировании особенностей личности Дильтей отводил воспитанию. Воспитание он понимал как процесс приобщения к исторически накопленной культуре. Следует отметить, что приобщение он рассматривал как средство обогащения жизни ребенка, каждый период которой «стремится добыть и удержать свою особую жизненную ценность. Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам. Неразумен счет с жизнью, неустанно подгоняющий вперед и делающий нынешнее средством для будущего. Ничто не может быть ошибочнее, нежели поставить целью развития, составляющего жизнь, целый период, для которого все прежние являются лишь средством» [2, с.128].

В связи с тем, что большое значение в эмоциональной жизни индивида философ придавал переживаниям, так как именно они формируют человеческие чувства, учебно-воспитательный процесс должен начинаться с переживания, чтобы быть эффективным. «Начиная с побуждений и чувств, впечатления утилизируются для того, чтобы привести к владычеству над жизненными условиями. Вследствие чувственного участия в этих впечатлениях интерес и внимание задерживаются на них, возникают соответственно применимые образы восприятий, образуются типические представления, которые удобно для пользования репрезентируют внешние условия, развиваются мысли об отношениях сходства и причинности во внешнем мире. Опыт научает подрастающего правильнее производить сравнительную оценку жизненных ценностей; прочные отношения определений ценностей дают единство жизненного идеала, зарождающегося в глубинах индивидуальности» [2, с.125]. Поэтому ученым была предложена новая схема учебно-воспитательного процесса : «переживание, внешнее выражение, понимание».

Ближайшим последователем В. Дильтея был немецкий философ-идеалист, психолог, педагог Э. Шпрангер (1882-1963). В разные годы он работал в университетах Берлина, Лейпцига, Тюбингена. Его философские взгляды сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Генриха Риккерта.

С точки зрения Э. Шпрангера, исходным принципом психологии служит понимание как способ постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Э. Шпрангер полагал, что душа представляет собой взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим «Я». «Человеческая душа - это сокращенное выражение для понятия о связанных в Я действительных переживаниях и реакциях» [3, с.351].

Основные положения теории ученого заключаются в следующем: 1) психическое развивается из психического; 2) под психическим подразумевается интуитивное понимание реальной действительности; личность развивается без каких-либо объективных причин, процесс становления отдельной личности необходимо соотносить с духовными ценностями и культурой общества. «Эти ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью - или объективной культурой» [3, с.351].

Таким образом, главная характеристика личности, согласно Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой человек познает мир. Исходя из этого, философ выделил шесть культурно-психологических типов, каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы. Шпрангер предложил шесть вариантов типологии человека: − экономический, ищущий пользу в познании;

− теоретический, стремящийся к научной деятельности;

− эстетический - тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения»;

− социальный, стремящийся жить ради другого;

− политический, рвущийся к власти;

− религиозный, ищущий высший смысл.

Шпрангер был убежден, что психологические и ценностные установки личности, лежащие в основе указанной типологии, являются главным критерием при определении путей воспитания. Эта научная концепция была признана ведущей на педагогической конференции прусского министерства образования и именно ей удалось совершить прорыв в период после I мировой войны. Ее успех в гуманитарном знании XX в., с точки зрения К. Салимовой, стал беспрецедентным.

Ученым была разработана по аналогии с «понимающей психологией» В. Дильтея «понимающая педагогика». Понимающая педагогика состоит из взаимосвязанных дисциплин: 1) теории целей, (которая доказывает, что педагогика связана с историей типов личности);

2) теории воспитуемости (т.е. педагогической психологии и педологии);

3) учения о воспитателе, (которое базируется на психологии и этике;

4) теории образовательных учреждений.

Шпрангер утверждал, что педагогическая наука может принести "лучшее будущее", если будет служить каждодневной практике образования.

Литература:

Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века [Электронный ресурс] / Б. М. Бим-Бад.– Режим доступа. – http: // www.bim-bad. ru

Дильтей В. Собрание сочинений в 6тт. Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Том 4: Герменевтика и теория литературы / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 531c.

Ждан, А.Н. История психологии. Период открытого кризиса (10-е - 30-е гг.): Тексты / Под ред. Гальперина П.Я.; 2-е изд./ А.Н. Ждан. − М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 364 с.

Tumarkin, Anna, Wilhelm Dilthey. L. Simion Nf.:Берлин,

Просмотров работы: 5