Как известно, большой вклад в развитие идей воспитания внесли немецкие педагоги-классики. В данной публикации рассматриваются педагогические концепции Ф.А.В. Дистервега (1790–1866) и Ф. Фрёбеля (1782–1852).
Ф.А.В. Дистервег, теоретик и практик народной массовой школы, издатель многих педагогических журналов, популяризатор идей Руссо и Песталоцци внёс ценный вклад не только в развитие дидактики, но и в развитие системы духовно-нравственного воспитания.
В своем основном педагогическом труде «Руководство к образованию немецких учителей» Дистервег сформулировал два тесно взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности.
Главная задача воспитания заключается в том, чтобы все производимые действия соответствовали природе человека или природе отдельной личности в частности, обращая внимание на её индивидуальные особенности и наклонности. С учётом этих соображений Дистервег писал: «Подражай же, воспитатель, природе. Дайте расти ребёнку телесно и духовно; предоставьте необходимый простор его развитию; ищите случая, чтобы оно могло в деятельности проявить свои силы: в этом – вся мудрость воспитания» [Цит. по: 1, с.461].
Принцип культуросообразности основывается на внешней, внутренней и общественной культуре. Внешняя культура, согласно Дистервегу, отражает нормы морали, быта, потребления; внутренняя культура – духовную жизнь; общественная культура – социальные отношения, национальные традиции и особенности.
Большое внимание педагог уделял свободному развитию задатков личности. Природа человека состоит из врожденных способностей, которые нельзя ни приобрести, ни утратить. Образовать индивида без его участия – невозможно. Воспитание, по мнению Дистервега, заканчивается, когда человек «настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивида, воздействующего на мир. Результат жизни человека является, таким образом, делом его собственных рук» [2, с.118]. Поэтому огромное значение Дистервег придавал «самодеятельности» и «самоопределениию», чертам характера, непосредственно влияющим на духовное становление личности [Там же, с.118]. Определив духовные задатки как главные, педагог рассматривал три «ступени» их «развития». На первой ступени духовная деятельность индивида зависит от воздействия окружающей среды и лишена самодеятельности. Для второго этапа характерна выработка у ребёнка нравственных привычек и навыков. И только на третьей ступени, согласно теории учёного, личность достигает «свободного самоопределения» [2, с.130].
Интересна мысль педагога о том, что в человеке нет задатков к «добру» или «злу» [Там же, с.119]. У каждого индивида всегда есть выбор в отношении этих двух понятий, всё зависит от воли человека. В связи с тем, что добро «является величиной» постоянно «развивающейся», (оно может «увеличиваться» или «уменьшаться»), человека, с точки зрения Дистервега, нельзя назвать добрым. В таком случае следует говорить, «он становится добрым, стремится быть добрым», в зависимости от пройденного этапа совершенства [Там же, с.119].
Дистервег указывал на гармоничное развитие заложенных природой способностей, что является, по его мнению, высшей целью человека. Вместе с тем педагог придавал большое значение индивидуальности учащихся, отмечая, что: «У одного человека ум направлен преимущественно в теоретическую, у другого в практическую сторону; один мальчик может быть теоретиком, другой практиком; у одного преобладает чувство, у другого энергия…» [Цит по: 3, с.73].
Другой видный представитель немецкой педагогики XIX века основоположник дошкольного воспитания Ф. Фрёбель так же, как и многие его предшественники (Кант, Гербарт) ставил целью воспитания образование нравственного характера, который можно сформировать, по убеждению педагога, посредством упражнений эмоций и воли. Однако, Фрёбель рассматривал человека как носителя божественной сути, обосновывая тем самым процесс воспитания с религиозной точки зрения.
Исходя из того, что человек по своей природе творец, воспитание предназначено для развития его природных задатков и раскрытия творческих способностей. «Человек и ребёнок есть творческое существо», утверждал педагог [Цит. по: 4, с.251]. Сущность ребёнка заключается в активной деятельности, в самоосуществлении и создании своего собственного мира, поэтому важно уметь руководить самодеятельностью воспитанника, позволяя ему при этом быть свободным.
Учитывая, что внутреннее содержание со временем отражается во внешних проявлениях, большое внимание Фрёбель уделял «волевой деятельности» [5, с.110]. Воля, согласно учёному, «есть духовная деятельность», являющаяся главным источником развития человека [Там же, с110]. Формируя волю, следует довести её до состояния «твёрдости» и «устойчивости» [Там же, с. 111-112]. Одним из самых эффективных средств нравственного воспитания Фрёбель считал игру. В коллективных и индивидуальных играх ребёнок, подражая взрослым, утверждается в нормах нравственного поведения, тренируя, таким образом, свою волю.
Педагог полагал, что в своем развитии индивид проходит исторические этапы генезиса человечества. Однако, несмотря на то, что в воспитанниках заключено все человечество, в каждом из них оно запечатлелось в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Таким образом, основополагающими идеямивоспитания Ф.А.В. Дистервега и Ф. Фрёбеля являются: идея развивающейся личности; идея воспитания индивида в процессе приобщения его к культуре; идея самосовершенствования, самовоспитания и самообразования, посредством трудовой деятельности; идея о воспитании человека как существа социального и неповторимого; идея формирования творческой личности.
Литература:
Демков, М. И. История западноевропейской педагогики / М. И. Демков. – М. : Сытин, 1912. – 500 с.
Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М. : Учпедгиз, 1956. – 374 с.
Лай, В. А. Школа действий. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры / Пер. с нем. А. Пашуканиса / В. А. Лай. – Петроград, 1920. – 158 с.
Медведков, А. П. История педагогики в культурно – историческом освещении / А. П. Медведков.– Пг., 1917. – 344 с.
Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения. Т. 1. Воспитание человека / Ф. Фрёбель. – М.: изд-во К. И. Тихомирова, 1913. – 359 с.