Возникшее в конце XIX века реформаторское движение в немецкой педагогике отражало социальный заказ общества в подготовке разносторонне развитых личностей, готовых к активной деятельности в различных сферах человеческой жизни: экономической, государственной и общественной. Это течение сыграло позитивную роль не только в развитии педагогической теории, но и образовательной практики; оно побудило педагогов-практиков к созданию «новых школ», основанных на принципах гуманности и свободного развития ребенка. Согласно мнению немецкого исследователя Элизабет Бедри, новые педагоги предлагали «конкретную модель воспитания для формирования духовного и социального менталитета» [162, S.152].
Одними из первых учебно-воспитательных учреждений в Германии в начале XX в., организованные представителем реформаторской педагогики, были школы-интернаты П. Гехеба (1870-1961).
Во времена Веймарской республики школа Гехеба считалась одной из лучших в Германии, а имя её создателя было широко известно за границей. Педагогический коллектив школы во главе с её директором успешно решил поставленную перед ним временем задачу: гармонизировать процесс образования личности в соответствии с новыми социокультурными отношениями.
В существующей системе образования педагог видел три больших недостатка, а именно: культурную изоляцию, небрежное отношение к образованию и раздельное воспитание. Перечисленные «изъяны» Гехеб пытался устранить при открытии оденвальдской школы, отличительными чертами которой были: 1) совместное воспитание мальчиков и девочек; 2)
совместное, так называемое семейное проживание воспитателей (одного или двух – семейной пары) со своими воспитанниками (от шести до двенадцати человек) в отдельном доме; 3)совместное решение общих проблем, проведение общешкольных собраний и организация рабочих групп; 4)индивидуальный график обучения в рамках гибкой системы, курсы по выбору;5)большой выбор ручного труда, музыкальных кружков и спортивных секций.
В школе обучалось 180 учащихся, одну треть из них составляли девочки. Педагог считал, что «удивительная сила взаимного влияния полов» проявляется в мужском влиянии на девочку, вызывающим «в ней здоровое раскрытие её женского своеобразия, и наоборот. Совместное воспитание ни в коем случае не оказывает нивелирующего влияния на характер обоих полов; оно только уравнивает его в смысле приближения к нормальному, здоровому уровню» [Цит. по: 65, с.144]. Именно поэтому мальчики и девочки были наделены в оденвальдской школе одинаковыми правами. Важными качествами для мальчиков педагог считал «самообладание и рыцарство», в девочках, с его точки зрения, следует воспитывать «спокойствие, сдержанность и женское достоинство» [162, S.164].
Гехеб уделял большое внимание человеческой атмосфере в своей школе и сознательно заменял многие педагогические приёмы доверием, открытостью и уважением. Жизнь детей в школе имела, с одной стороны, образовательную основу, с другой стороны, образование было направлено на раскрытие сути ребёнка и её развитие. Учителя готовили почву для выявления природных способностей воспитанников и помогали им формировать их. Педагогическую поддержку в процессе раскрытия личности Гехеб рассматривал как особо важную воспитательную задачу. Исходя из природы человека и социального заказа общества, он полагал, что нужно использовать все средства при решении данной проблемы. «На первом плане для нас стоит изучение неисчерпаемых детских сил и задатков, являющихся бесконечным богатством индивидуальности», – таково жизненное кредо Гехеба [177]. Цитируя слова древнегреческого поэта Пиндара: «Стань, тем, кто ты есть!», педагог призывал своих коллег активно развивать индивидуальность воспитанников, их творческое начало. Этой цели было подчинено и обучение индивида в школе.
Так, в Оденвальде специально существовали комнаты для научных занятий, где находились соответствующие библиотеки, аппараты, которыми можно было воспользоваться в любое время. В отличие от других учебных заведений здесь отсутствовал строгий учебный план. Педагоги заранее сообщали учащимся о курсах, которые они будут вести, и воспитанники самостоятельно выбирали нужные им дисциплины. Преподаваемый материал был разбит на 10-12 «ступеней». Примечательно, что занятия ограничивались только двумя выбранными предметами. По мнению школьных педагогов, это позволяло достигнуть полной концентрации со стороны учащихся при усвоении нового учебного материала. Для старшеклассников отсутствовали обязательные курсы, их главная задача состояла в энергичной трудовой деятельности. В конце месяца каждый воспитанник делал отчет о проделанной работе, и если результаты труда были неудовлетворительные, то учащимся предлагалось повторить соответствующий курс. По окончанию школы учащиеся сдавали экзамены в соответствии со своими склонностями. Следует особо отметить, что на работу в Оденвальд приглашались лучшие специалисты из-за границы: Швейцарии, Австрии, Франции, Англии, Северной Америки, Индии. Здесь существовал и интернациональный состав учащихся. Пятую часть воспитанников составляли дети из других стран.
Главной целью воспитания Гехеб считал воспитание «гуманного человека», воспитание личности [177]. Он был убеждён, что новое время нуждается не только в хороших священниках, учёных, служащих, но и добрых людях [177]. Эти ростки нового воспитания, по мнению Гехеба, уже были заложены Гëте, Гумбольдтом, Фихте. Педагог часто обращается к ним и заимствует их идеи, называя своих предшественников великими прорицателями. Одним из его любимых выражений была крылатая фраза Гёте: «Быть человеком – значит быть борцом!» [Там же, с.5]. Подготавливая воспитанников к жизни в обществе и для общества, к основным задачам школы Гехеб относил воспитание у учащихся чувства ответственности за себя и за других людей. Важным проявлением ответственности педагог считал дисциплину, которая соблюдалась воспитанниками, как в игровой, так и в трудовой деятельности. «Дисциплина на уроке – вопрос, решаемый самостоятельно детьми. Некоторые представители общественных школ позавидуют нашей дисциплине, которая очень надёжная, потому что она развивается внутри каждого ребёнка, без давления и нажима уважать другого человека» [Там же, с.7].
Педагог утверждал, что процесс становления личности длительный и всегда связан с обменом мировоззрения индивида и окружающей его среды. Большую роль в этом играет воспитатель, являющийся достойным образцом культуры. «Дети ощущают хорошего воспитателя как человека особой породы», – писал Гехеб [Там же, с.8]. Только наполненное любовью воспитание, согласно педагогической концепции Гехеба, способно дать миру борцов.
Литература
Карсен, Ф. Современные опытные школы в Германии [Текст] / Пер. с нем. под ред. М. Вайсфельда / Ф. Карсен. – М-Л.: Государственное изд-о, 1924. – 221 с.
Badry, E. Die Gründer der Landerziehungsheime. Klassiker der Pädagogik. Bd. 1-2, Bd. 2./ E. Badry. – Hrsg.: Hans Scheuler,von Karl Marx bis Jean Piage München: Beck, 1979.– 383S.
Geheeb, P. Die Odenwaldschule im Lichte der Erziehungsaufgaben der Gegenwart. Vortrag von Paul Geheeb gehalten in der Volkshochschule in Halle a.S. am 2. Juni 1930 [Электронныйресурс] / P. Geheeb. – Режим доступа. –http://www.ecole.ch/educat/geheeb