И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время отечественная педагогическая наука интенсивно развивается. Этот процесс диктует необходимость и важность изучения ее истории.

По мнению М.А. Галагузовой, становление и развитие зарубежной педагогики позволило накопить значительный потенциал. В этой связи для развития отечественной педагогики большое значение имеет исследование зарубежного опыта с целью осмысления и адаптации его наиболее перспективных направлений в российских условиях, а также «анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом» [1, с. 61].

Одним из основоположников педагогики как науки и практики является знаменитый швейцарский педагог - Иоганн Генрих Песталоцци (Johann Heinrich Pestalozzi) (1746-1827 гг.). В своей практической деятельности он выступил организатором детских учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а также детей, родители которых принадлежали к беднейшим слоям населения. В этих воспитательных учреждениях швейцарский педагог применил на практике собственную систему социально-педагогической деятельности, направленную на реабилитацию воспитанников и их интеграцию в общественную жизнь.

Педагогические идеи И. Г. Песталоцци были передовыми для своего времени. Он является автором концеп­ции сочетания социально-педагогического (т.е. заботы об образовании бедноты и маргинальных социальных групп) и схоластического обуче­ния с интеллектуальным, нравственным, религиозным образованием. Предметом своей социально-педагогической, а позже образовательной деятельности он считал человека в его отношении к богу и окружающе­му миру.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных. Педагог писал: «Равновесие сил, которого столь настоятельно требует идея элементарного образования, предполагает необходимость природосообразного развития каждой отдельной основной силы человеческой природы» [2, с.241].

Песталоцци родился и вырос в Цюрихе, получил образование в высших учебных заведениях города, испытал на себе влияние идей про­светительства. Как мыслителя и ученого его занимали философ­ские размышления о сущности и назначении человека. Первый период его жизни и деятельности отличался доминированием политических и общественных интересов, а во второй период уже в зре­лом возрасте приоритетными стали педагоги­ческие интересы и активная педагогическая деятельность в школе.

В молодости Песталоцци написал несколько эссе по политической философии, затем после некоторых событий в его жизни он закрыл политическую тему и посвятил себя проблемам воспитания. В работе «Вечерний час отшельника» (1780) Песталоцци изложил основные идеи о сущности, предназначении и воспитании человека, его естественном стремлении к гуманности в соответствии с общественными и религиозными догматами. В романе «Лингард и Гертруда» (1781-1787) педагог развил свои идеи элементарного образования и на примере семьи каменщика Лингарда показал, как благодетельные усилия помогают преодолеть внешние и внутренние невзгоды. Обучение в жизненной среде служит образцом для обучения в школе и для нравственной жизни деревенского общества [5].

В 80-е гг. ХVIII в. Песталоцци пережил религиозный кризис, результатом, которого было существенное изменение акцентов, и значительное расширение и углубление его представлений о человеке.

Под влиянием немецкого идеализма Канта и Фихте Песталоцци в своем антропологическом труде «Мои исследования естественного процесса развития человечества» (1797) достигает более глубокого понимания сущности человека: он различает в человеке естественно-животную, социальную и нравственную природу и ставит последнюю в зависимость от интеллектуальной свободы и законов как двух противоположностей. «Человек сам природосообразно развивает основы соей нравственной жизни – любовь и веру, если только он проявляет их на самом деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления, лишь через самый акт мышления. Точно так же он природосообразно развивает внешние основы своих способностей к мастерству и профессии, свои внешние чувства, органы, лишь практически упражняя их. И сама природа побуждает человека к их упражнению. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы» [2,с.241]. Однако именно представление о человеке, как существе двойственном, обладающем родственной Богу душой, противоположной телу с его чувственностью и потенциальной греховностью, составит основу его концепции элементарного образования.

В основе теории природосообразного образования лежит тезис о том, что оптимальное образование и воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы. Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека.

Результатом природосообразного обучения, по Песталоцци, представляется подъём духовных и умственных сил детей, развитие их способностей, формирование здоровой и целостной личности человека.

Воспитание педагог рассматривал как многообразный социальный процесс, и был убежден, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него»[3].

Придавая большое значение воспитательному воздействию на детей личности учителя, Песталоцци считал, что педагог всегда должен проявлять педагогический такт. Песталоцци не допускал, чтобы у учителя появлялись «любимцы». Он был убежден: «Где имеются любимцы, там прекращается любовь» [4].

Призвание быть учителем и воспитателем, Песталоцци реализовал на практике, организовав в Станце приют для сирот, чьи родители погибли во время восстания против засилья иностранцев. В Станце педагог получает возможность испытать свой метод элементарного обучения, с помощью которого он хотел раскрыть основы интеллектуального, нравственного и физического развития учеников в различных школах Бургдорфа (с 1799 г.), а чуть позже в своих собственных учреждениях в Бургдорфе (1801-1804 гг.), Мюнхенбухзее (1804 г.) и Ивердоне (1805-1825 п.). Впервые теория элементарного обучения была представлена в его главной педагогической работе «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.). Суть концепции развивающего обучения заключалась в следующем: обучение ребенка элементам (форма, число, слово) дополняется его нравственным и религиозным воспитанием. При этом следует отметить, что особое значение Песталоцци придавал соединению обучения с трудом. В период расцвета его учреждения, которые, несмотря на многочисленные трудности (разногласия среди сотрудников, материальные затраты), достигли уровня европейских стандартов [5].

В закрытые учебные заведения Песталоцци стремились отдать своих сыновей богатые семьи не только Швейцарии, но и Германии, Франции, Англии, Италии, России. Число воспитанников интерната колебалось в разные годы от 80 до 160 человек. В 1809 году в Ивердоне был также создан женский институт. При заведении постоянно функционировал учительский семинар, в котором педагоги получали теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что практическая деятельность И.Г. Песталоцци и его социально-педагогические идеи оказали значительное влияние на практическую деятельность и теоретические взгляды многих выдающихся педагогов. Так, И.Ф. Гербарт продолжил разработку «метода» начального обучения ребенка раннего возраста; Ф.В.А. Фребель уделил значительное внимание игровой деятельности с детьми младшего возраста; Ф.А.В. Дистервег продолжил обоснование модели подготовки учителей народных школ; К.Д. Ушинский выявил основные пути повышения эффективности подготовки воспитателей детских учреждений. Кроме того, именно Песталоцци считается основоположником государственной школы эпохи Просвещения.

Литература:

1.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.

2.Хрестоматия по истории педагогики. Новейшее время. В 3 т. Т.2 / Под общей ред. А. И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2006. 464 с.

3. Pestalozzi J.H. Brief an einen Freund uber seinen Aufenthalt in Stans // Юaasikeriшlen der sozialen Arbeit: sozialpadagogische Texte aus zwei Jahrhunderten ein Lesebuch / Thole .(Hrsg.) - Neuwied; Kriftel: Luchterhand, 1998. -S. 43-65.

4.Pestalozzi J.H. Meine Nachforschungen iiber den Gang der Natur in der Entwicklung des Menschengeschlechts // Ausgewahlte Werke / eingeleitet und erlautert von O. Boldemann. Band 2. - Berlin, 1963. - S. 65-212.

5. Pestalozzis Zeit, sein Leben und seine Werke. http:// www.heinrich-pestalozzi.info

Просмотров работы: 67