ВЛИЯНИЕ ИСКУCСТВА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ ИСКУCСТВА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из задач современного образования является формирование человека новой культуры, воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве, как ценностей мировой, национальной культуры, так и ценностей субкультуры личности. Особое значение в этом процессе имеет приобщение воспитанников к творческому наследию предыдущих поколений, в частности, творчеству композиторов, мастеров изобразительного искусства. Так, исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство, расширяя общий и художественный кругозор индивида, развивает личность. Известный советский психолог Л. С. Выготский (5 .11.1896 — 11.6.1934) в своей книге «Психология искусства» писал, что эффект искусства возникает из «противоречивого восприятия», но именно эта «нелепица», по мнению ученого, «есть для ребенка орудие овладения реальностью» [3].Таким образом, автор рассматривает искусство, как способ познания жизни.

В философском словаре слово «искусство» трактуется как особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая отражает действительность в художественных образах и является важным средством освоения мира [5, с.155].

А.Н. Леонтьев (5.02.1903 — 21.01 1979) советский психолог, ученик Л. С. Выготского, утверждал, что искусство есть деятельность, отвечающая задаче открытия, выражения и передачи личностного смысла реальности.

Автор А.Н. Заховаева убеждена, что одной из основных функцией искусства является воспитательная. Но, с ее точки зрения, искусство не просто воспитывает, а формирует облик человека, развивает целостную личность, так как оно способно привить индивиду духовные ценности, сформировать нравственные ориентиры и моральные качества. Тем самым искусство, отражая действительность, показывает, какой должна быть человеческая жизнь.

Главной функцией искусства А.Н. Заховаева считает гуманизирующую, благоприятно влияющую на развитие личности, так как

произведение искусства подобно своеобразному инструменту может стабильно действовать импульсами, которые в него заложены.

Отметим, что воспитательная функция искусства содержит в себе неограниченные возможности для развития творческой деятельности индивида.

Исследователи Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская полагают, что искусство как фактор художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу личности, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную и катарсистическую функции. Психологическая природа катарсиса определяется художественным восприятием, которое представляет собой сложную работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего тот или иной художественный образ. Исходя из того, что искусство вызывает в людях определенные эстетические переживания, психологи выделяют механизмы формирования художественных образов.

Современный российский педагог, психолог А.Г. Асмолов предлагает рассматривать искусство как канал передачи личностных смыслов, полагая, что все школьные предметы, в той или иной степени связанные с искусством, должны стать приоритетными в системе образования, осознаваемой как смысловая, понимающая педагогика [2].

Безусловно, развитие творческой личности зависит от содержания образования, поэтому данная проблема активно изучается педагогикой. Как известно, креативность является личностным качеством, которое основано на потенциальных возможностях каждого человека. В науке под «креативностью» принято понимать способность к творчеству, способность порождать оригинальные идеи, находить нестандартные способы решения существующей проблемы.

В философии творчество определяется как человеческая деятельность, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Многие современные исследователи акцентируют внимание на том, что творчество, через которое человек может проявлять свою любовь к миру, − один из важных моментов, связанных с духовным развитием личности.

Решение одной из главных задач современной педагогики заключается в поиске эффективных средств и путей повышения качества образования учащихся. В связи с этим в практику образовательных учреждений внедряются различные инновационные технологии, позволяющие получить позитивные результаты в области творческого развития детей и молодежи.

Одним из таких перспективных инновационных направлений является артпедагогика. Артпедагогика – особое направление в педагогике, по определению Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской, представляет собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих методологическую и практическую основу педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую) [1].

К основным функциям артпедагогики относят:

− культурологическую; − образовательную; − воспитательную;

− коррекционную.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что искусство, являясь формой эстетического познания мира, выполняет значимую роль в процессе формирования личности. В природе не существуют понятия «красивое» и «некрасивое». В природе все прекрасно, все естественно. Но человек сам выбирает то, что способствует формированию его внутреннего мира. А художник, поэт, композитор, правильно находя эти моменты, сочетая их, помогает человеку окрылиться, вдохнуть жизнь.

Литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

2. Асмолов А. Г. Психология, искусство, образование [Электронный ресурс] / Асмолов А.Г.–Режим доступа. http://fski.biz/publikacii3.html

3. Выготский Л.С. Психология искусства [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский.– Режим доступа.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks

4. Заховаева, А. Н. Искусство и его роль в формировании личности

/ А.Н. Заховаева: автореф. дис… канд. философ. наук. Иваново, 1999. 22 с.

5. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. М. : Политиздат, 1972. 496 с.

Просмотров работы: 29