Развитие образования представляет собой процесс, в рамках которого сочетаются как новации, так и традиции. В связи с этим в условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, необходимо изучать исторические корни возникновения технического образования.
Первые инженерные школы в России были организованы в начале восемнадцатого столетия. В то время, когда Император Петр Великий начал реорганизовывать русскую армию и строить русский флот, а для этой работы потребовались люди, имеющие инженерную подготовку.
Начало инженерному образованию в России было положено организацией в Москве Школы математических наук. В Указе было подчеркнуто, что «Школа она потребна не только к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе». По времени возникновения Школа была первым и самым крупным в Европе учебным заведением реального типа. Согласно Указу Петра I, в число учащихся предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».
Утверждалось, что целью школы является не только обеспечение преподавания различных предметов по программе, но и дальнейшее развитие инженерных наук с привлечением наиболее способных студентов в той или иной степени к этому развитию. Все эти начинания оказались очень ценными, и с самого начала Политехническая школа имела большой успех. Французские инженеры пользовались большим спросом, и другие страны начали организовывать инженерные школы по типу французских.
В течение восемнадцатого столетия начинает развиваться горная промышленность, и Россия становится одной из ведущих стран по производству чугуна и стали. Для подготовки горных инженеров в 1773 году, во время царствования Екатерины Великой в Санкт-Петербурге организуется Горный институт императрицы Екатерины II.
После Тильзитского мира в 1807 году русский император Александр I учредил план сотрудничества с Наполеоном, и группа французских инженеров приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в организации новой инженерной школы — Института инженерных путей сообщения. В этом учебном заведении следовали французским идеям, и вначале там была осуществлена подготовка нескольких французских инженеров, а в аудиториях пользовались французским языком. А 20 ноября 1809 г., император Александр I подписал Манифест, учреждающий Корпус и Институт инженерных путей сообщения.
Создание Института и Корпуса инженеров находилось в непосредственной связи с ключевой экономической задачей российского правительства – формированием грандиозной транспортной инфраструктуры, которая до настоящего времени составляет основу развития России как одного из крупнейших государств мира. Трудами русских инженеров в XIX в. была построена уникальная система путей сообщения империи, включавшая несколько водных систем (Мариинскую, Тихвинскую, Вышневолоцкую, систему герцога Вюртенбургского), системы железных и шоссейных дорог.
Институт инженеров путей сообщения находился под непосредственным патронажем царя. Пример Александра I вдохновил и его августейших братьев – Николая Павловича (будущего императора) и Михаила Павловича. С 1819 г. они руководили организацией двух других выдающихся учебных заведений – Николаевского инженерного и Михайловского артиллерийского училищ.
Положение русских инженерных институтов, в первой половине XIX в. пользовавшихся личным покровительством императоров и высших должностных лиц империи, было уникальным в Европе. Пожалуй, только во Франции инженерное образование пользовалось таким же престижем. Вплоть до 60-х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира (кроме, может быть, той же Франции). Это утверждение, как и замечание С. П. Тимошенко о том, что «инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке, и что роль русских инженеров в развитии инженерных наук весьма существенна».
И несомненно, это обстоятельство является одной из причин фантастического экономического и инфраструктурного рывка России в XIX в. и в первой половине ХХ в.
В 60–80 е годы XIX в. Россия в плане подготовки инженеров пропустила вперед не только Францию, но и Германию. Однако эпоха Великих реформ Александра II вовсе не была «потерянной» для развития инженерного образования. Достаточно сказать, что в это время были учреждены Рижский политехнический институт и Императорское Московское техническое училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). К тому же некоторое «отставание» в области технического образования в этот период отчасти компенсировалось развитием сельскохозяйственного образования и биологических наук.
Между 1870 и 1900 гг. имел место беспрецедентный рывок в промышленности двух стран – Германии и США. Именно в этот период на базе уже существовавшей ранее горной и горнозаводской промышленности в Германии мощно развивались не только химическая, машиностроительная и электротехническая отрасли, но и судостроение, которое до того считалось прерогативой Британской империи. Параллельно за океаном после гражданской войны 60-х годов в США наблюдался колоссальный промышленный рост, не нарушаемый ни войнами, ни сильной конкуренцией со стороны достаточно далеких европейских стран.
Российское правительство, впрочем, оказалось достаточно дальновидным, чтобы вовремя оценить эту ситуацию и принять меры, без которых наша страна, по-видимому, не устояла бы ни в Первой, ни во Второй мировых войнах и не сохранила бы свой статус мировой державы, завоеванный в XIX в. Во второй половине 80-х годов XIX в. Под непосредственным руководством выдающегося русского инженера, одного из основателей отечественной научной школы в области конструирования машин и впоследствии министра финансов И. А. Вышнеградского была разработана и начала осуществляться реформа среднего и низшего технического образования. В тот же период были открыты Электротехнический институт Александра III в Санкт Петербурге (сейчас – СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ленина) и Харьковский технологический институт Александра III. Электротехнический институт первоначально находился в почтовом ведомстве и был создан во многом для обеспечения коммуникационной инфраструктуры империи.
В период правления Николая II началась вторая (после 10–20-х годов XIX в.) эпоха массового создания инженерных вузов в России. Между 1894 и 1917 гг. были учреждены: Санкт Петербургский политехнический институт Петра Великого, Киевский политехнический институт императора Александра II, Технологический институт императора Николая II в Томске, Варшавский политехнический институт имп. Николая II (в годы войны эвакуированный в Нижний Новгород), Алексеевский Донской политехнический институт, Московский институт инженеров путей сообщения, Екатеринославский горный институт императора Петра I, Уральский горный институт императора Николая II. Электротехнический институт получил статус высшего учебного заведения и был существенно расширен.
В связи с тем, что организация Института инженерных путей сообщения имела такой большой успех, правительство использовало это учебное заведение как образец для дальнейшего развития инженерного образования в России. В 1828 году для подготовки инженеров-механиков и химиков в России, в Санкт Петербурге был организован Технологический институт. Позднее (в 1868 году) в Москве было организовано Техническое училище. Оно образовалось из ремесленного училища, и первоначально его программа отличалась повышенным вниманием к практическим работам в механических мастерских. В дальнейшем эта часть программы была упразднена, и в начале двадцатого века училище получило известность благодаря созданию лабораторий термодинамики и теплопередачи. Это высшее учебное заведение было одним из первых в мире, где началось преподавание аэродинамики, и где студенты выполняли работы в аэродинамической лаборатории.
В связи с дальнейшим развитием промышленности в России были открыты технологические институты в Харькове и Томске, и, кроме них, еще несколько высших технических учебных заведений по другим отраслям техники. Все эти учебные заведения были организованы по примеру Института инженерных путей сообщения.
Большие институты были открыты в Киеве и Варшаве в 1898 году, за которыми последовали политехнические институты в Петербурге (1902) и Новочеркасске (1906).
Петербургский политехнический институт имел особенно большое влияние на развитие инженерного образования в России. Этот институт был крупным учебным заведением с просторными современными помещениями и хорошо оборудованными лекционными аудиториями, чертежными кабинетами и лабораториями.
Профессия инженера ставилась в России очень высоко, и число молодых людей, желавших ее получить, было в несколько раз больше числа вакансий. Большинство инженерных учебных заведений при отборе студентов продолжало применять конкурсные вступительные экзамены. Петербургский политехнический институт отбирал студентов на основе аттестатов об окончании школ, но требования все равно были очень высокими.
Стоит отметить, что почти до самого конца XIX в. подготовка высококвалифицированных инженеров в России почти полностью сосредоточивалась в инфраструктурных отраслях (транспорт, строительство, военная и судостроительная промышленность), причем инженер, как правило, оказывался на военной или государственной службе.
Решающий прорыв в области инженерного образования в России все же был сделан в первые два десятилетия ХХ века. Эти годы были временем расцвета русского математического, естественно научного и технического образования. Именно тогда в России сформировалась уникальная модель и концепция физико-технического образования.
В России центрами работы по сближению фундаментальной науки и инженерной практики были Петербургский политехнический институт, Электротехнический институт, Институт инженеров путей сообщения (в С. Петербурге), Михайловская артиллерийская академия, Николаевская морская академия и Морское инженерное училище, Технологические институты в С. Петербурге и Харькове, Политехнический институт в Киеве и, конечно, Императорское Московское техническое училище, где были созданы мощные лаборатории для проведения исследований в области механики, науки о материалах, электротехники, кораблестроения. Лаборатории располагали своими собственными зданиями и блестяще оборудованными различными машинами и стендами. В этих научно образовательных центрах, а также в действовавших в то время институтах при ведущих университетах, в исследовательских лабораториях военного и морского ведомства в первые два десятилетия ХХ в. Преподавали или учились крупнейшие ученые и инженеры, позже создавшие (на дореволюционном заделе) советские научно исследовательские институты или оказавшие большое влияние на мировую науку и инженерное образование в иммиграции.
Условием возникновения этого «интеллектуального всплеска» была последовательная политика государства во главе с Николаем II: с середины 90-х годов XIX в. государство не только активно стимулировало создание новых образовательных институтов, но и ставило перед учеными и инженерами новые серьезные задачи в области создания транспортной инфраструктуры, новых типов судов и авиации, военной и химической промышленности и радиотехники, энергетики и связи. Подобные запросы стали появляться и со стороны бурно развивавшейся частной промышленности.
В развитие отечественных научных и инженерных школ в этих областях большой вклад внесла группа ученых, во втором десятилетии ХХ в. являвшихся преподавателями Петербургского Политехнического института, Электротехнического института и Физического института Петербургского университета. Хотя эти три института были подчинены трем разным ведомствам, ученые и студенты в них находились в очень тесном контакте и, по сути, представляли единое сообщество.
Характерной чертой их работы был как раз «физико-технический подход», то есть применение современных математических и физических методов к решению сложных инженерно-технических проблем и, наоборот, применение инженерных, промышленных методов в постановке научного эксперимента. Именно этот подход позволил, например, П.Л. Капице, выпускнику Петербургского Политехнического института сыграть большую роль в переводе научных исследований в лаборатории Резерфорда в Кембридже на новую технологическую базу.
Важно отметить, что все преподаватели русских технических вузов, помимо чисто теоретических исследований, вели практические работы как для государственных нужд, так и для промышленности. Например, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов и К.П. Боклевский внесли свой вклад в строительство (после 1906 г.)нового русского флота. Н. Е. Жуковский справедливо считался «отцом русской авиации». В годы Первой мировой войны С.П. Тимошенко осуществил работы по прочностным расчетам самолетов (в том числе И.И. Сикорского), а вместе с Н.П. Петровым разработал методы повышения допустимой нагрузки транспортных путей (что было важно для разрешения транспортного кризиса). Д.С. Рождественский, И.В. Гребенщиков непосредственно руководили разработкой технологии и запуском производства оптического стекла на Императорских фарфоровых и стекольных заводах в 1914–1918 гг. Другие примеры: создание самостоятельной (независимой от немецких технологий) электротехнической и радиотехнической промышленности и электроэнергетики, разработка мероприятий в области энергетики, направленных на решение топливного кризиса и создание единой транспортно-энергетической системы страны.
Датой окончательного оформления новой модели «физико- технического» образования можно считать 1916 год, когда в Петербургском Политехническом институте профессорами А.Ф. Иоффе и С.П. Тимошенко был составлен проект нового физико-технического (физико-механического) факультета и одновременно начал действовать семинар, из которого вышли, в частности, П.Л. Капица и Н.Н. Семенов. Этот «физико-технический» подход в 1920 е годы был положен в основу работы нового физико- механического факультета Ленинградского политехнического института и Физико-технического института (являвшегося первоначально отделением Государственного рентгенологического и радиологического института), связанных с именем А.Ф. Иоффе. Позже эта же модель повлияла на возникновение так называемой «системы Физтеха». Замечательно и то, что большинство крупных ученых, стоявших у истоков МФТИ [8] и являвшихся авторами обращений к И.В. Сталину и членам советского правительства (прежде всего П.Л.Капица, но также и А.Ф. Иоффе, А.Н. Крылов, А.И. Алиханов, Н.Н. Семенов), были непосредственно связаны с «физико- технической» традицией Петроградского политехнического института императора Петра Великого.
Итак, «Физико-технический подход» оказал определенное воздействие на европейскую и американскую науку и образование (в частности, благодаря деятельности В.Н.Ипатьева, С.П. Тимошенко, П.Л. Капицы, А.Е. Чичибабина и Б.А. Бахметьева).
Таким образом, техническое образование в России имеет очень богатую историю.
Инженерное образование сегодня – это один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности.
Литература:
Высшее техническое образование в России: История, состояние, перспективы развития. – М.: РИК Русанова, 1997, с. 24-25.
Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. – СПб.: Тип. Р. Киршбаума, 1883. – 258 с.
Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX в. / АН СССР. Ин - т истории СССР. М., 1991. – 156с.
Краткий исторический очерк учебных заведений ведомства путей сообщения. – СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1900. – 80 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX века./Под ред. М.Ф. Шабаевой – М.: Педагогика, 1973. – 604 с.
Печенкин А.А. Элитарное физико-техническое образование в СССР: годы холодной войны // История науки в философском контексте. СПб.: РХГА, 2007. – 203с.
[Электронный ресурс] – Режим доступа - http://развитие-инженерного-образования