В современном мире с каждым днём возрастает зависимость человека от технических средств. Особенно быстро наметился рост внедрения цифровых технологий в сферу образования. На сегодняшний день развитие цифровой образовательной среды является приоритетным направлением не только в РФ, но и в мире. Спектр развития информационно-коммуникационных технологий весьма широк и включает в себя множество средств, выполняющих различные функции [1,169]:
-информационные справочники и поисковые системы
-тренажёры для отработки умений и навыков
-демонстрационные возможности цифровой среды
-автоматизация процессов расчёта
-обучающие игры
Сегодня расширяются возможности применения смартфонов в учебном процессе. С одной стороны, расширение доступа к большому объёму информации, наглядности, игровым средствам позволяют сделать учебный процесс интереснее, но, с другой стороны, очевидно, что внедрение этих цифровых средств ведёт за собой целый ряд психолого-педагогических проблем. О том, что влияние гаджетов на человека носит неоднозначный характер, говорит исследование самих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
В 2015 году в Канаде компания «Майкрософт» провела исследование, направленное на выявление влияния смартфонов на концентрацию внимания. В ходе данного исследования было установлено, что молодые люди в возрастной категории от 18 до 24 лет отмечают наличие зависимости от использования смартфона. Эта зависимость особенно контрастно выглядит по сравнению с группой испытуемых в возрастной группе старше 65 лет.
Показательны ответы на вопросы об использовании средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни.
Вопрос |
Возраст 18-24 в % |
Возраст старше 65 в % |
Когда ничто не занимает моего внимания, первое, что я делаю – беру свой телефон. |
75 |
8 |
Я проверяю свой телефон по крайней мере каждые 30 минут. |
50 |
5 |
Последнее, что я делаю перед сном – проверяю свой телефон |
70 |
25 |
Я часто использую другие гаджеты, когда смотрю телевизор |
78 |
40 |
Предпочитаю смотреть ТВ-передачи спустя некоторое время в интернете, чем в прямом эфире. |
71 |
10 |
Учитывая, что современный человек, отвлекаясь на гаджеты, живет в режиме «многозадачности», это отрицательно отражается на его способности концентрировать внимание. Если в 2000 году средний показатель продолжительности внимания составлял 12 секунд, то в 2013 году средний показатель снизился до 8 секунд [3, с.6-7]. Подобный результат показывает нарастание тревожной тенденции к снижению способности концентрации внимания, что несомненно ведёт к ухудшению качества восприятия и усвоения учебного материала.
Исследование специалистов компании «Майкрософт» кроме опроса имело и практическую экспериментальную часть. Участники исследования принимали участие в различных видах деятельности (досуг и обучение) с одновременным использованием смартфонов.
В результате участники эксперимента выделили следующие проблемы:
Потребовалась максимальная мобилизация своих сил для фокусировки внимания на основной задаче |
44% |
Постоянно отвлекались на посторонние мысли, не могли сфокусировать внимание |
45% |
Отметили факт того, что постоянное отвлечение на гаджеты сильно затрудняет грамотное планирование времени, что влечёт за собой работу допоздна либо в выходные. |
37% |
Абсолютное большинство участников, испытывающих подобные трудности, по мнению исследователей, относятся к возрастной категории 18 – 24 лет. Эта группа наиболее интересна с точки зрения подобных исследований, так как представители данной возрастной группы используют различные технические средства с раннего возраста [3, с.16]. Известно, что феномен устойчивого произвольного внимания начинает формироваться в дошкольном возрасте.
В качестве вывода следует отметить, что развитие технических информационных средств и внедрение их в учебный процесс имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Использование современных технических возможностей должно учитывать безопасность не только с точки зрения сохранения физического здоровья, но и с точки зрения психического развития, формирования навыков концентрации устойчивого внимания, развития мышления и памяти, что в принципе невозможно в условиях искусственно созданной «многозадачности». Внедрение технических средств в учебный процесс требует разумного подхода и регламентации времени их использования, особенно в детском возрасте.
Список источников
Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т.2-е изд. перераб. и дополн. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 291с.
Скалабан Н.С. использование смартфонов при обучении иностранному языку // Мир современной науки. – 2014. – №1(23). – С.95 – 98.
Gausby A. Microsoft attention spans. Spring, 2015. – 52p.