ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Старшенкова М.А. 1, Зиновьева Э.Н. 1
1ИАТУ УлГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире с каждым днём возрастает зависимость человека от технических средств. Особенно быстро наметился рост внедрения цифровых технологий в сферу образования. На сегодняшний день развитие цифровой образовательной среды является приоритетным направлением не только в РФ, но и в мире. Спектр развития информационно-коммуникационных технологий весьма широк и включает в себя множество средств, выполняющих различные функции [1,169]:

-информационные справочники и поисковые системы

-тренажёры для отработки умений и навыков

-демонстрационные возможности цифровой среды

-автоматизация процессов расчёта

-обучающие игры

Сегодня расширяются возможности применения смартфонов в учебном процессе. С одной стороны, расширение доступа к большому объёму информации, наглядности, игровым средствам позволяют сделать учебный процесс интереснее, но, с другой стороны, очевидно, что внедрение этих цифровых средств ведёт за собой целый ряд психолого-педагогических проблем. О том, что влияние гаджетов на человека носит неоднозначный характер, говорит исследование самих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.

В 2015 году в Канаде компания «Майкрософт» провела исследование, направленное на выявление влияния смартфонов на концентрацию внимания. В ходе данного исследования было установлено, что молодые люди в возрастной категории от 18 до 24 лет отмечают наличие зависимости от использования смартфона. Эта зависимость особенно контрастно выглядит по сравнению с группой испытуемых в возрастной группе старше 65 лет.

Показательны ответы на вопросы об использовании средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни.

Вопрос

Возраст

18-24

в %

Возраст старше 65

в %

Когда ничто не занимает моего внимания, первое, что я делаю – беру свой телефон.

75

8

Я проверяю свой телефон по крайней мере каждые 30 минут.

50

5

Последнее, что я делаю перед сном – проверяю свой телефон

70

25

Я часто использую другие гаджеты, когда смотрю телевизор

78

40

Предпочитаю смотреть ТВ-передачи спустя некоторое время в интернете, чем в прямом эфире.

71

10

Учитывая, что современный человек, отвлекаясь на гаджеты, живет в режиме «многозадачности», это отрицательно отражается на его способности концентрировать внимание. Если в 2000 году средний показатель продолжительности внимания составлял 12 секунд, то в 2013 году средний показатель снизился до 8 секунд [3, с.6-7]. Подобный результат показывает нарастание тревожной тенденции к снижению способности концентрации внимания, что несомненно ведёт к ухудшению качества восприятия и усвоения учебного материала.

Исследование специалистов компании «Майкрософт» кроме опроса имело и практическую экспериментальную часть. Участники исследования принимали участие в различных видах деятельности (досуг и обучение) с одновременным использованием смартфонов.

В результате участники эксперимента выделили следующие проблемы:

Потребовалась максимальная мобилизация своих сил для фокусировки внимания на основной задаче

44%

Постоянно отвлекались на посторонние мысли, не могли сфокусировать внимание

45%

Отметили факт того, что постоянное отвлечение на гаджеты сильно затрудняет грамотное планирование времени, что влечёт за собой работу допоздна либо в выходные.

37%

Абсолютное большинство участников, испытывающих подобные трудности, по мнению исследователей, относятся к возрастной категории 18 – 24 лет. Эта группа наиболее интересна с точки зрения подобных исследований, так как представители данной возрастной группы используют различные технические средства с раннего возраста [3, с.16]. Известно, что феномен устойчивого произвольного внимания начинает формироваться в дошкольном возрасте.

В качестве вывода следует отметить, что развитие технических информационных средств и внедрение их в учебный процесс имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Использование современных технических возможностей должно учитывать безопасность не только с точки зрения сохранения физического здоровья, но и с точки зрения психического развития, формирования навыков концентрации устойчивого внимания, развития мышления и памяти, что в принципе невозможно в условиях искусственно созданной «многозадачности». Внедрение технических средств в учебный процесс требует разумного подхода и регламентации времени их использования, особенно в детском возрасте.

Список источников

Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т.2-е изд. перераб. и дополн. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 291с.

Скалабан Н.С. использование смартфонов при обучении иностранному языку // Мир современной науки. – 2014. – №1(23). – С.95 – 98.

Gausby A. Microsoft attention spans. Spring, 2015. – 52p.

Просмотров работы: 13