Долгое время понятия «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» воспринимались как инновационные образовательные технологии и были предметом дискуссии в педагогической среде. Впервые дистанционное обучение начал проводить один из университетов Великобритании ещё в 1969 году. В России первый подобный опыт обучения появился в 1997 году. Сегодня дистант стал одной из форм современного образования. Эта форма образования имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и ряд серьёзных недостатков.
Безусловно, дистанционное образование опирается на сочетание традиционных педагогических подходов и новых технических возможностей, прежде всего в области информационно-коммуникационных технологий. Важным преимуществом дистанционного образования является то, что процесс не привязан к месту и времени. Информация может транслироваться на любые расстояния в любое время, может быть записана и воспроизводиться по необходимости. Мобильность и возможность общения между преподавателем и студентом. Обучающийся сам может устанавливать темп прохождения учебного материала. Дистанционное образование помогает решать проблему доступности образования для жителей небольших поселений, где отсутствует доступ к учреждениям ВО или СПО. Дистанционные технологии могут использоваться для программ переобучения или повышения квалификации, что повышает доступность программ обучения и удешевляет процесс образования. Сегодня практически отсутствуют проблемы в плане доступности информации, мгновенные доступ к лекционным курсам, пользованию электронными библиотеками и другими ресурсами. Таким образом, мы видим, что доступность образования не ограничивается социальным статусом, экономическим положением или состоянием здоровья.
Организация дистанционного образовательного процесса требует создания определённых условий. Кроме наличия технических средств необходимо наличие содержания самого учебного курса в цифровом формате. Как правило,
курс предполагает изучение лекционного материала, выполнение практических заданий и контрольных тестов. Специфика такого обучения повлияла и на создание новых форм организации занятий: чат-занятие, веб-занятие, телеконференция, телеприсутствие.
Очевидно, что дистанционные технологии при всех своих положительных моментах не могут решить все образовательные задачи. При повышении доступности образовательных услуг параллельно с этим возникает вопрос качества образования. Существует сфера образования, которая не может полностью переходить на дистант. Например, школа, а особенно начальная школа, не может ограничить образовательный процесс только использованием дистанционных технологий. В силу объективных законов развития психики ребёнка, особенности развития и формирования навыков устойчивого произвольного внимания, памяти, эмоциональной сферы…необходимо влияние живого учителя, человека. Очевидно, что дистанционные технологии сильно снижают роль живого человека в современной системе образования. При этом ценность получения образования в условиях взаимодействия ученика с живым учителем повышается. При дистанционном образовании важнейшим фактором успеха является устойчивая мотивация, способность к самоорганизации и дисциплине обучающегося. В силу психологических особенностей младших школьников и подростков мотивация к самостоятельному обучению без контролирующей роли учителя есть далеко не у всех. Даже не все студенты обладают такой сильной внутренней мотивацией. Студенту необходимо правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки. Исключение живого преподавателя из учебного процесса влечёт за собой отсутствие индивидуального подхода, трудности в плане учета особенностей личности, ее способностей и возможностей. Дистант не всегда даёт возможность достоверно установить, кто является принимающей стороной и контролировать фактическое присутствие обучающихся. В качестве сложностей можно назвать также трудоёмкость процесса создания обучающего курса, высокие затраты на создание системы дистанционного обучения, закупка необходимого технического оборудования.
В современное образовательное пространство внедряется идея о непрерывном образовании, такой подход к образованию, проходящему через всю жизнь человека, создаёт условия для дальнейшего развития дистанционных технологий и внедрения их в образовательный процесс. В условиях пандемии цифровые технологии внедрялись в сферу образования форсированным способом, однако полное погружение в цифровую модель образования только подтвердило, что ничто не может заменить живого человека. Отвечая на вопрос о внедрении дистанционного обучения как основной формы образования, Валентина Матвиенко отметила: «Эта тема вообще не обсуждается. Заменить общее стационарное образование дистанционным обучением – поверьте, это невозможно, недопустимо, и никто подобных решений не планирует принимать…Живую школу, живой университет, общение с учителем или преподавателем – ничто никогда не заменит» [4]. При этом важно понимать, что к любым технологиям необходимо подходить разумно, подбирая их с опорой на принцип целесообразности.
Литература
Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011 - № 6 (39). - С. 322-329.
Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека // Среднее образование: управление, методика, инновации. - 2012 - № 1 - С. 71-77.
Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012 - № 2 - С. 31-42.
Матвиенко: Перехода на постоянное дистанционное обучение не будет — Российская газета № 92 (8146) https://rg.ru/2020/04/28/matvienko-perehoda-na-postoiannoe-distancionnoe-obuchenie-ne-budet.html