ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для современного образовательного процесса характерно большое количество изменений как в плане внедрения новых технологий, так и в плане разнообразия форм организации учебной деятельности. При этом современные учителя и сейчас обращаются к опыту великого чешского педагога, просветителя XVII века Я.А. Коменского, заложившего основы дидактики как самостоятельного научного направления. В историю педагогики он вошел как основатель главных принципов и законов педагогики. Ему принадлежит идея всеобщего образования, которое необходимо выстраивать в соответствии с планом, с учётом возрастных особенностей учеников и введение классно-урочной системы. Он также говорил о неразрывной связи образовательного и воспитательного процесса. Все эти актуальные и в наше время принципы, на которых строится процесс образования, Коменский изложил в своих трудах. Наиболее известный труд Коменского «Великая дидактика» (1633–1638), который по традиции того времени, имеет громоздкое полное название «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни» [1,с.22].

Коменский уделил много внимания анализу базовых понятий, связанных с процессом обучения. Например, понятие «дидактика» Коменский определил как «искусство хорошо обучать» [1, c.521]. Автор выстраивает, если так можно выразиться, траекторию педагогического роста, которую можно определить как разные уровни мастерства: обучать, хорошо обучать, искусство обучать.

По Коменскому, в обучении существуют две группы законов (принципов или правил): общие и частные. Например, в работе «Новейший метод языков» (Х глава Аналитическая дидактика) Коменский сформулировал 44 общих закона и 87 частных.

Попытаемся в этой статье отметить некоторые базовые законы, на которых выстраивается процесс обучения и в наше время.

По мнению Коменского, активность самого обучающегося – необходимое условие успешного обучения. Пассивное внимание и слушание не дает хороших результатов. Школа и учитель должны создавать условия для того, чтобы ребёнок мог проявить свою потребность в активности и выполнить посильное задание. Как писал великий педагог: «Дело в том, что человек не пень, из которого можно было бы выдолбить статую, а живой образ, сам себя создающий, искажающийся и преобразовывающийся в зависимости от того, какой случай представится. Действительно, и мы, взрослые, знаем по опыту, что нет ничего труднее, чем приспособить свой слух к учителю, тем более это нелегко в детском, столь непостоянном во всем возрасте. Однако, дай ему работу, ты скоро его ободришь, скоро привлечёшь его внимание к нужному предмету. Ведь вполне естественно, что тот, кого несут или везут, не обращает внимания на дорогу, между тем, как тот, кто сам должен идти, смотрит по сторонам, дабы там не упасть, тут не заблудиться. Устраним же этот вредный закон и заменим его лучшим» [1, с. 534].

Коменский утверждал, что в процессе обучения должны быть активны оба его участника: учитель и ученик. «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой» [1, c.537]. Известно, что не все учителя разделяли эту точку зрения. Например, современник Коменского, известный немецкий дидакт Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571–1635), автор труда «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия», придерживался другой точки зрения, считая, что вся работа и ответственность должна лежать на плечах учителя, а ученик – пассивная сторона.

Сегодня постулат Коменского об активной роли ученика в освоении знаний не подвергается сомнениям.

По мнению современных исследователей, « Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования» [2].

Сегодня с уверенностью можно сказать, что педагогическое наследие Коменского выдержало испытание временем, а те принципы, которые великий просветитель сформулировал около трёх столетий назад и сегодня составляют основу педагогической практики. Это объясняется тем, что несмотря на изменения образовательного процесса в области применения новых информационно-коммуникационных технологий, закономерности психолого-педагогического развития человека остались неизменны.

Литература

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Том I. – М.:Педагогика. – 1982. – 656 с.

Пережовская, А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки / А. Н. Пережовская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7993/ (дата обращения: 23.03.2022).

Подласый, И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии общения [Текст] / И. П. Подласый.- М.: Владос, 2009.- 121 с.

Просмотров работы: 305