Организация внеурочных занятий по созданию светодиодных сборок для детей с ОВЗ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Организация внеурочных занятий по созданию светодиодных сборок для детей с ОВЗ

Бахарева П.С. 1, Большакова П.В. 1
1ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время увеличилось количество детей с ограниченными возможностями развитиями. Поэтому педагогам важно уметь работать в таких условиях. Очень полезным и интересным является применение ИКТ и доступного робототехническое оборудование. С помощью ИКТ любое мероприятие можно провести более активно, наглядно, познавательно, что повысит качество усвоения предложенного материала. Одной из главных задач педагога на уроке или внеурочном мероприятии является необходимость удерживать внимание детей.

При использовании ИКТ и робототехнического оборудования легче достигаются общие образовательные цели. Воспитанники могут собирать факты, сопоставлять и сравнивать их, делать выводы, принимать решения. ИКТ вовлекает детей с ОВЗ в творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и раскрывает возможности научно-технического творчества. Нужно подходить к ребенку не с позиции – чего он не может, в силу своей особенности, а с позиции – чего он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

На уроках и внеурочных мероприятиях удобно использование программы создания презентаций и робототехнического оборудования. В проецируемых на большой экран слайдах можно разместить, увеличить и выделить необходимые иллюстрированные материалы, цифровые фотографии, тексты, добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой подаче материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. С презентацией мероприятие проходит интересней, дети активно участвуют в процессе обучения. Благодаря тому, что презентация дает возможность последовательно выполнять задания, дети выполняют все более внимательно. Сложный материал легче воспринимать и запоминать, используя разные каналы восприятия: с помощью рисунков, таблиц, схем, музыкального и голосового сопровождения, наборов робототехнического оборудования, самостоятельных действий воспитанников.

Во время урока или внеурочного мероприятия дети с ОВЗ устают в два раза быстрее обычных занятий, поэтому неотъемлемым элементом является физкультминутка, гимнастика для глаз, дополнительная двигательная активность, возможно изучение предметного материала в движении. Используя ИКТ при проведении внеурочных мероприятий, можно, снижая и распределяя зрительную нагрузку, проводить такие мероприятия как «Урок мужества», «День памяти», «Мамин день» «Азбука безопасности», «Будь вежливым», «Урок доброты» и др., основными задачами которых являются – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

В Коломенском г.о. существует несколько школ, которые работают с детьми с ОВЗ, но из опроса сотрудников и учащихся организаций мы выяснили, что мероприятия по робототехнике и информатике для детей с ОВЗ в школах на образовательной платформе Arduino не реализуются. Это связано с тем, что школы на своем уровне не позволяют в полной мере реализовать проведение занятий по информатике, технологии и робототехнике такой отдельной категории как учащиеся с ОВЗ и выяснить их предпочтения. Поэтому мы считаем необходимым создание общей группы, помогающей организовать комфортных условий для занятий по информатике и робототехнике для детей с ОВЗ.

В начале нашей работы мы провели анкетирование учителей из школ в которых проходит обучение детей с ОВЗ, в том числе в рамках программы инклюзивного образования. В Коломенском г.о. такими школами являются МБОУ СОШ № 18, МБОУ СОШ № 11, МКОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 19 г. о. Коломна Московской области».

По результатам опроса 53% учителей согласились с тем, что идея использование платформы Arduino на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья является интересной идеей.

На основании результатов можно сделать вывод, что при достаточном техническом обеспечении учителя школ готовы поддерживать инициативу проведения тематических мероприятий для детей с ОВЗ на платформе Arduino и использовать другое робототехническое оборудование.

Именно такие задания являются наиболее интересными для детей, так как они понимают цель своей работы. Особенно важно значимость своей деятельности почувствовать детям с ограниченными возможностями развития. Также у учеников с ОВЗ зачастую снижена концентрация, а задания носящие практический характер помогают в полной мере заинтересовать их, а также позволяют развить креативное мышление.

Программа проведения занятий с применением платформы Arduino для развития проектно-исследовательских навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: создание светодиодных сборок на платформе Arduino

Номер урока

Цель урока

Организация работы

1

Знакомство с платформой

Фронтальная форма работы. Учащиеся под руководством учителя изучают компоненты платформы Ардуино и ее возможности

2

Знакомство с основами программирования на визуальном языке

Фронтальная работа

3-4

Создание рабочих проектов с двумя и более светодиодами

Работа в парах. Возможность детей работать командно. Учащиеся учатся собирать схемы, проговаривать и писать код.

5

Использование в схеме RGB светодиодов

Работа в парах

6

Подключение к схеме кнопок

Работа в парах

7

Начала работы над совместным проектом по созданию светодиодных сборок. Распределение обязанностей и задач

Командная работа

8-10

Реализация поставленных задач. Создание схемы. См. приложение.

Командная работа

На уроках с помощью платформы Ардуино можно реализовать следующие проекты:

светофор

гирлянда для украшения

освещение для вывески

двоично-десятичные часы

смарт-магнит на холодильник

«ужасное» пианино

интерактивный игральный кубик

умный парктроник

кодовый замок

калькулятор

Рост численности детей с ОВЗ вызывает значительные трудности у учителей, поэтому им приходится искать новые способы обучения, которые помогут детям с ограниченными возможностями здоровья развиваться и получать тот же объем знаний, что и дети основной группы здоровья. Можно сделать вывод, что применение ИКТ и робототехнического оборудования помогает достичь общие образовательные цели каждому обучающемуся в классе.

Список литературы

Информатика в рамках инклюзивного образования // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика»

Карасёва А. А. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник науки и образования. 2017. №11 (35).

Носкова Г. В., Голубева М. С., Никитина С. М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе.

Просмотров работы: 3