Здоровый образ жизни обеспечивает гармоничное развитие и укрепление здоровья человека. Одно из пяти основных физических качеств человека является гибкость. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Недостаточное развитие гибкости у студентов приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке и в целом сказывается на общем состоянии здоровья [1].
Актуальность данной темы заключается в том, что с возрастом гибкость, ухудшается. Это проявляется скованностью движений, плохой осанкой, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Считается, что идеальный возраст для развития гибкости до 12 лет [3]. Однако, современные исследования показывают о развитии и сохранении гибкости в более зрелом возрасте [2]. Развить и сохранить гибкость можно в любом возрасте, главное, подобрать правильную методику.
Различают две формы проявления гибкости: активную и пассивную. В спорте существуют также понятие, как общая и специальная гибкость.
Существуют два основных метода тренировки гибкости:
1) Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений.
2) Метод статического растягивания основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности.
Выбор развития гибкости очень важен, так как он определяет не только её продолжительность, но и её качество. Поэтому, не ставя глобальной задачи по развитию гибкости у студентов, рассмотрим ее развитие с использованием спортивного тренажера «Штанга Смита».
Цель работы – охарактеризовать основные упражнения для развития гибкости с использованием спортивного тренажера «Штанга Смита», в ходе занятий со студентами.
Методы исследования. Описательное и графическое представление основных упражнений с применением спортивного тренажера «Штанга Смита».
Результаты исследования. Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок до степени, соответствующей нормальной анатомической подвижности в суставах. С анатомической и практической точки зрения целесообразна большая подвижность в тазобедренных суставах при сгибании вперед и меньшая при разгибании назад.
Сочетание силовых упражнений с управлениями на растягивание способствует гармоничному развитию гибкости. Если выполнять только силовые упражнения, то способность мышц к растягиванию уменьшится. И, наоборот, постоянное растягивание мышц при исключении мощных сокращений, ослабляет их.
Основная задача идея при занятиях на тренажере «Штанга Смита» использовать их для развития силы и для развития гибкости. Высоту опоры на тренажере «Штанга Смита», которую выполняет гриф, можно регулировать индивидуально (рис.1).
Рисунок 1 – Тренажер «Штанга Смита»
В работе представлены авторские рисунки с изображением упражнений для развития гибкости на тренажере «Штанга Смита». Для работы со студентами использовалось огромное количество упражнений, в статье представлены упражнения не требующие специальной подготовки и простые в методическом понимании.
Рисунок 2 – Упражнение 1 |
Упражнение 1. Исходное положение (далее ИП) – стоя, наклоном вперед (руками на гриф штанги). На счет 1-2-3 выполняются пружинящие наклоны вперед. На счет 4 – ИП (рис.2). Из этого И.П. можно выполнять другие упражнения на гибкость с поворотом туловища вправо или влево. |
Упражнение 2. И.П. – правая нога на грифе, хват руками- 1,2,3 наклон вперед; 4 – ИП. Наклон выполняется с помощью сгибания рук (рис.3). |
Рисунок 3 – Упражнение 2 |
Рисунок 4 – Упражнение 3 |
Упражнение 3. ИП – стоя на левом колене, правая нога в сторону на носке. На счет – 1,2,3 – наклон в сторону; на счет 4 –ИП. Наклоны выполняются по 10 раз стоя левом колене, затем меняется ИП на правое колено и выполняется 10 наклонов (рис.4). |
Упражнение 4. ИП – наклон вперед, прогнувшись в упоре. На счет – 1,2,3 поворот кругом, держась руками за гриф; на счет 4 ИП. Обращаем внимание, что в положении висе стоя сзади – необходимо максимально прогнуться (рис. 5). |
Рисунок 5 – Упражнение 4 |
Рисунок 6 – Упражнение 5 |
Упражнение 5. ИП – упор стоя сзади хватом за гриф. На счет – 1,2,3 прогнуться назад, пружинистыми движениями; на счет – 4 ИП (рис. 6). |
Таким образом, приведены упражнения для развития гибкости на примере использования тренажера «Штанги Смита». Успешность развития гибкости у студентов обеспечивается регулярными занятиями и увеличением количества подходов в каждом упражнении.
Список литературы
1. Агеева О.Н. Использование тренажеров для развития гибкости у студенток Северного вуза/О.Н. Агеева, М.А. Нейман, Е.В. Юшманова, О.А. Голубина/
В сборнике: Наука и образование в XXI веке. сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018. С. 14-16.
2. Голубина О.А. Использование тренажеров для развития гибкости на занятиях по физической культуре и спорту/ О.А. Голубина, А.В. Кочнев, О.Н. Агеева, М.А. Нейман, И.Е. Корельская/Учебное пособие / Архангельск, 2019.
3. Спорт и здоровьесберегающие технологии в образовании. Лахтин А.Ю., Елканова Т.М., Буров А.Э., Корельская И.Е. и др./Коллективная монография / Ульяновск, 2021, С. 152-165.