Необходимые критерии для создания программ дополнительного образования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Необходимые критерии для создания программ дополнительного образования

Ус О.А. 1, Гладышева В.С. 1
1Кубанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Критерии формирования программ дополнительного образования

В законе «Об образовании» в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ, является реализация образовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей. На данном этапе развития образования официальное признание образовательного учреждения происходит путем предъявления органам образования особым образом оформленных документов, отражающих уникальность учреждения. Одним из составляющих уникальности того или иного образовательного учреждения являются авторские разработки педагогических работников, являющиеся основанием работы учебного заведения, своеобразным доказательством того, что учреждение может обучать и воспитывать детей.

Методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, учителя занимаются написанием программ для работы в учреждениях образования, однако, опыт показывает, что сегодня значительная часть педагогов недостаточно владеет научно-практическими основами педагогического творчества, слабо знакома с технологией проектирования учебного материала. 

Дополнительное образованиеэто образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важно значение для развития человека как личности. для жизни в обществе, а также соответствуют склонностям и интересам каждого воспитанника. Дополнительное образование может вестись как в специальных учреждениях предусмотренных для дополнительного развития детей, так и в школах на внеурочных занятиях. Таким образом, дополнительное образование является неотъемлемой частью всестороннего развития человека, особенно подростка. Детям необходимо заниматься помимо учебных предметов, дополнительными занятиями, по следующим направлениям (по В.Б.Казымову):

духовное, данное направление несет в себе следующий смысл, отражающий потребность в изучении религии своих предков, стремление к духовно-нравственному совершенствованию;

культурно-этнографическое, данное направление способствует к изучению культурной самоидентификации человека, т.е. таким способом человек познает и возрождает заново забытые традиции и ремесла, декоративно-прикладное искусство, литературный и музыкальный фольклор;

социально-адаптирующее, данное направление помогает сформировать нужные качества и умения, которые помогут войти в наш противоречивый мир, следовательно, в нем нужно обладать определенными знаниями, а также умению быстро реагировать и адаптироваться к социально-экономическим условиям;

профессионально-ориентирующееся, данное направление дополнительного образования необходимо нашему обществу по той причине, что молодежь сейчас вступает в сферу трудовых отношений рано, поэтому подросткам следовало более чаще рассказывать о актуальных специальностях для региона, в котором он живет.

К основным критериям, которые предъявляются к программам дополнительного образования, можно отнести:

условия (нормативно-правовые, учебные, методические, кадровые, информационные, материально-технические, психологические, финансовые);

средства (материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления образовательного процесса);

методы и формы организации образова­тельного процесса.

Показателями данных критериев выступают:

соответствие критериев современным требованиям;

положительная динамика результатов образовательного процесса (изменения деятельности образовательных учреждений и самой личности обучающегося, трансформация окружающей социальной, экономической, технологической и политической среды), удовлетворение потребностей индивидов, групп и всего педагогического сообщества.

На основании предыдущих критериев можно выделить следующие компоненты, которые должны быть в программе дополнительного образования:

- актуальность (программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем учреждения дополнительного образования);

- целостность (цели, задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе);

- прогностичность (программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня);

- контролируемость (в программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы);

 - реальность (возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени);

- качество подачи материала (материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность научно-методическая обоснованность).

2 Специфика формировании исторического сознания в системе дополнительного образования через программу дополнительного образования

Историческое сознание формируется в системе дополнительного образования. Особенности эффективной работы формирования исторического сознания, в системе дополнительного образования в направлениях, перечисленных ранее. Основные особенности исторического сознания:

– активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности, т. е. историческое сознание должно быть больше направленно на идейно-нравственный опыт прошлого;

моральная категория, требующая в качестве обязательного условия: профессионализм историка, описывающего то или иное событие. Специалист должен соблюдать моральные, нравственные, идейные стандарты общества, а также педагог, который будет транслировать подобную информацию, связанную с историей.

Из вышесказанного сделаем вывод о том, что с помощью данных направлений у подростка будет формироваться историческое сознание, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству ребята изучают историю каких-либо игрушек, именно через это, они смогут получить знание о том, чем и как жил наш народ в те далекие времена. Можно сказать, что формирование исторического сознание тесно связано с изучением не только каких-либо исторических событий, но и с культурой прошлого, отсюда следует, что дополнительное образование для детей является некой ниточкой, которая связывает современную жизнь, с жизнью прошлого, с жизнью их предков. Следствием из этого будет то, что, если система дополнительного образования с много профильностью направлений сможет приблизить подростка к прошлому, научит его подходить к какой-либо информации об исторических событиях с критическим анализом, то появится надежда на то, что дети не будут допускать тех ошибок, которые совершались многие века, а значит, следствием из этого, будет показатель сформировавшегося у них историческое сознания.

3 Разработка программы по формированию исторического сознания у школьников 5–6 классов

Необходимость данной программы заключается в том, что, проведя исследование мы выяснили, что историческое сознание у детей в данный момент находится на низком уровне, дети знают историю государства только посредственно, т. е. знают самые примитивные даты и события, о которых чаще всего говорят в обществе. Данная программа направлена на формирование исторического сознания, в котором будут в каждом проведенном мероприятии раскрываться все компоненты исторического сознания, это: историческая память, историческое чувство, исторический опыт, историческое знание. Отсюда мы можем называть программу «Историческое комбо». Что такое «Историческое комбо»? Это некая комбинированная система, которая будет выполняться последовательно, переходя от одного исторического компонента в другой, что принесет учащимся значительное преимущество в изучении истории, а также поможет повысить свой рефлексивный, нравственный, правовой уровень.

1.Пояснительнаязаписка.

Программа разработана для формирования исторического сознания вподростковом возрасте, на основе программы методических рекомендацийдляобразовательныхорганизацийКраснодарскогокраяопреподаваниикурса «История и формирование исторического сознания», данная программа рассчитана на три месяца, содержит в себе 13 академических часов.ОнасоответствуеттребованиямФедеральногогосударственногообразовательного стандарта, Закону РФ «Об образовании», Конституции РФ,в которой в настоящее время четко определено место и роль воспитывающейдеятельности в области образования. Данная программа рассматривается какприоритетноенаправлениевдеятельностиобразовательногоучреждения и будет транслироваться через дополнительное образование детей.Дополнительноеобразование,нарядусобязательнымявляетсяоднимизважнейшихсоциальныхинститутов,обеспечивающихвоспитательныйпроцессиреальноевзаимодействие ребенка,родителейи социума.

Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания молодого поколения, важное место занимают вопросы формирования исторического сознания детей. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений: новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, также наблюдается потеря связи поколений. Оказавшись в различных жизненный ситуациях, подростку необходимо уметь анализировать их, уметь правильно сделать выводы по тому или иному событию.

Целью программы является формирование исторического сознания подростков в возрасте 11–13 лет.

Задачи:

1) организация систематического и системного изучения истории, способствующего формированию исторического сознания;

2) воспитание подростков активными гражданами своей страны;

3) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений, на основе традиций, культуры Отечества;

4) формирования целостного восприятия мира;

5) формирование представлений о культурном и историческом единстве народов Российской Федерации, а также важности сохранения культуры национального единства;

6) формирование потребности подростков в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и создания культуры Отечества, путем включения и активизации лексики историко-культурологического значения;

8) пробуждения интереса и формирования мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

9) предупреждение возможных тупиков личностного развития подростка.

2. Результаты освоения программы дополнительного образования «Формирование исторического сознания».

Личностные результатыосвоения программы «Формирование исторического сознания» должны отражать сформированность:

осознания себя гражданином, жителем России, чувства гордости за свою Родину;

уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;

социальной роли учащихся в мотивации к изучению истории и культуры Родины;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;

чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;

мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины.

Метапредметные результаты.Программа способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ребёнка следующим образом:

умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

умеющий использовать знаково-символические средства информации;

активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познава­тельных задач;

использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);

овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;

готовностью слушать собеседника, вести диалог;

умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих;

использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.

Предметные результаты. Программа призвана к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

имеющий ценностные установки и основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знающий историю формирования отечественной истории;

владеющий духовной и историко-культурологической лексикой.

3. Содержание программы дополнительного образования с указанием форм организации и видов деятельности.

Программа рассчитана на 3 месяца. В нем содержится 5 разделов. Каждый раздел будет формировать все компоненты исторического сознания: историческую память, исторический опыт, исторические чувства и исторические знания, отсюда произойдет формирование «Исторического комбо».

Раздел 1: «Первобытное общество. Переселение восточных славян».

В данном разделе будет описано о жизни первобытного общества, это требуется в целях верного представления: о развитии человеческого общества в целом, о контрольных точках развития и их движущих силах, которые благоприятно или неблагоприятно оказали влияния на развитие человеческого общества в разные периоды развития. Также будет представлен анализ происхождения и расселения восточных славян. Подростки будут работать с первоисточниками, которые есть в электронных библиотеках для выяснения истинности. Необходимо подчеркнуть в данном разделе: доминанты ментальности древних славян, соседей восточных славян, проанализировать споры о происхождении Древнерусского государства, через данное изучение этих составляющих древнерусского общества будет формироваться исторический опыт, ведь даже из того времени есть, что подчеркнуть современным людям. В данном разделе при изучении источников будет формироваться историческое знание, память; при изучении фресок А. Рублева и других художников древней Руси через онлайн-экскурсии по музеям будет формироваться историческое чувство.

Раздел 2: «Правление Рюриковичей».

В данном разделе будет проведет анализ таких событий нашего государства как: создание единого государства, его культуры при всем правлении Рюриковичей. Необходимо выделить правление Ивана Калиты, объединителя русских земель, а также такой личности как Иван Грозный.

Таким образом, у подростков сформируется свое представление, взгляды на те или иные события, которые происходили в то время, как можно было повлиять на их ход и итог.

В данном разделе можем также увидеть историческое комбо. Также через изучение тем представленных в программе будут сформированы четыре составляющих исторического сознания. При изучении культуры того времени дети проникнутся тем духом того народа, через более подробное изучение личностей правителей дети откроют для себя нечто новое и интересное, а тем временем будет формироваться историческое знание, память. Через глубокий анализ политики князей, царей тех веком мы сможем сформировать у учащихся исторический опыт.

Раздел 3: «Правление Романовых».

В данном разделе проведется анализ правления первых Романовы, эпохи дворцовых переворотов и т.д. Это позволит подросткам также осмысливать свое прошлое, воспроизводить его в пространстве и времени во всех трех
состояниях
– прошлом, настоящем и будущем, это будет способствовать тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей – народу или нации. В данном разделе также будут формироваться основные компоненты исторического сознания. Правление Романовых является одним из красивейших периодов в развитии культуры, также наполнено яркими правителями и важными событиями как по отношению к территориальным присоединениям, так и к людям разных сословий того времени. Данный раздел не оставит никого равнодушным, он точно расширит кругозор каждого ученика, вдохновит детей на изучение дальнейшей истории нашей страны. В итоге мы получим эффективный результат в усвоении данных тем, но не только в повышении уровня знания истории, но и в повышении исторической памяти, чувств и опыта, мы снова получим в действии программу «Историческое комбо».

Раздел 4: «Образование СССР».

В данном разделе описывается такие события как Великая Российская революция, события Великой Отечественной войны, период «Оттепели» и «Перестройки». Данный раздел также у подростков будет формировать
критико-рефлексивные функции, которые развивают исторического сознания.

Раздел четвертый, который будет посвящен образованию и жизни СССР, также понравится детям, ученики будут изучать СССР через призму культуры, с помощью критико-рефлексивного анализа ученики смогут разобрать плюсы и минусы данного периода, ведь в рамках истории СССР не так уж и давно это период был. Педагогики так выстроят свои занятия, чтобы к концу изучения этого раздела, можно было увидеть изменения исторического сознания и получить программу максимум в «Историческом комбо».

Раздел 5: «Современная Россия».

Данный раздел необходим в изучении, так как на основе его можно понять, чего достигло наше Отечество, попробовать спрогнозировать будущее.

В основе данного раздела мы будем стараться исправлять пробелы, которые появились у детей не из-за того, что ребят отсутствуют исторические знания. При исследовании мы столкнулись с другой проблемой с тем, что у детей плохо развиты другие три компонента исторического сознания. К сожалению, это всё происходит из-за того, что в обществе, а больше даже в семье, перестали соблюдаться какие-либо традиции, обычаи. Поэтому у многих детей школьного возраста перестали формироваться как раньше, нужные ценностные ориентиры для полноценного развития в обществе. А, ведь это немаловажно, ведь человек, который развит во всех сферах жизнедеятельности: экономической, духовной, политической, социальной, это здоровый полноценный человек, умеющий анализировать все происходящее, а значит это будет, в следствии здоровое будущее нашей страны. Поэтому задача педагогов в этом разделе также включить все 4 компонента в работу, чтобы заработала программа «Историческое комбо.

На основании выводов проведения анкеты (приложения А, Б) можно рассчитать почасовой план данной программы. В программе предложены самые интересные и наименее изученные темы, в которых можно многое подчеркнуть, т.е. именно такие темы, в которых есть нераскрытая, противоречивая информация, которая будет способствовать формированию исторического сознания подростка.

4.Тематическоепланирование.

Таблица4–Тематическое планирование

Наименованиеразделов, тем

Всегочасов

Количествочасов

Характеристика деятельностиобучающихся

Ауди-торные

Внеауди-торные

Раздел1.Первобытноеобщество

Познакомиться с задачамивнеурочнойдеятельности.

Познакомится с понятием

«первобытноеобщество»и др.

Формирование
учебно-познавательногоинтересакпредмету. Развитие готовности ксотрудничествусучителемиодноклассниками.

Развитие учебно-познавательногоинтересакновомуматериалуиспособамрешенияновой задачи.

Принятие ценностиприродногомира.Честное,самокритичноеотношениексвоемуповедению.

Выражатьсвоеотношение,составлятьрассказ.

Развитие учебно-познавательногоинтересакновомуматериалуиспособамрешенияновой задачи.

Работатьсиллюстративнымматериалом, составлять рассказ,

«Первобытноеобщество.

Переселениевосточныхславян»

2

1

1

Раздел2.

ПравлениеРюриковичей

Правлениепервых князейРюриковичей.

КультураДревнегогосударства.

1

1

 

Правление и

культура приИванеКалите.

1

1

 

Правления и

культура приИванеГрозном

1

 

1

Продолжение таблицы 4

Наименованиеразделов, тем

Всегочасов

Количествочасов

Характеристика деятельностиобучающихся

Ауди-торные

Внеауди-торные

Раздел3.ПравлениеРомановых

уметь участвовать вбеседе.

Составлять кластер, выражатьсвоёмнение,работатьсиллюстративнымматериалом.

Умение называть окружающиепредметыиихпризнаки.

Умениеосознанноипроизвольностроитьречевоевысказывание.

Выполнять творческую работуработатьсиллюстративнымматериалом,самостоятельноработатьсисточникамиинформации,вести диалог.

ВысказыватьсуждениеоРодине, участвовать в проектнойдеятельности, составлятьрассказ, работать силлюстративнымматериалом,самостоятельноработатьсисточникамиинформации.

Участвовать в беседе, работатьвпарах,учитыватьмнениедругихповодузначенияправославной культуры в жизнилюдей,общества.

Устанавливатьвзаимосвязьмежду религиозной(православной)культуройиповедениемлюдей.

Читать вслух, понимать смыслпрочитанного,участвоватьвбеседе, высказывать свою точкузрения.

Формированиеумениязадавать вопросы, необходимыедляорганизациисобственнойдеятельности и сотрудничества спартнёром.

Иметьпредставлениеокультуре как единстве духовныхтрадиций, языка, письменности,искусстваи т. д.

Правление и

культура приПетреI

1

 

1

Эпохадворцовых

переворотов

1

1

 

Правление и

культура приНиколаеII

1

 

1

Раздел4.ОбразованиеСССР

ВеликаяРоссийская

революция

1

 

1

ВеликаяОтечественная

война

1

 

1

Эпоха

«Оттепели»

1

1

 

Эпоха

«Перестройки»

1

1

 

Раздел5.СовременнаяРоссия

Новый курсРоссии-Российской

Федерации

1

1

 

Итого

13 часов

7 часов

6 часов

 

В данном разделе проведено анкетирование учащихся по авторским анкетам (приложения А, Б). Из первой анкеты (приложение А) получили сведения таком компоненте исторического сознания, как историческое знание, проанализировав, выяснили какие темы более интересны учащимся по истории, а какие менее изучены, чтобы обратить внимание. Также с помощью второй
анкеты (приложение Б) смогли выявить на каком уровне у учеников развиты другие компоненты исторического сознания, которые отвечают за воспитание патриотической личности.

Проведем анализ первой анкеты «Измерение исторического знания в подростковом возрасте» (приложение А). Рассмотрим 1 рисунок данной анкеты. Большинство респондентов дали правильный ответ – 49 %, но также дали ответ не верный, ответив, что Древнерусское государство создали
Романовы – 32 %, а 19 % учащихся ответили, что Пушкины (рисунок 1).

Рисунок 1 – Ответы респондентов на первый вопрос: «Кем было создано Древнерусское государство?»

Большинство респондентов с 5 и 6 классов дали правильный ответ, ответив, что столицей Древнерусского государства был Киев это составило
53 %, но также некоторые учащиеся отметили, что столицей Древнерусского государства была Москва – 29 %, Санкт-Петербург – 18 % (рисунок 2).

Рисунок 2 – Ответы респондентов на вопрос: «Какой город стал столицей Древнерусского государства?»

Большинство респондентов с 5 и 6 классов дали правильный ответ на то что, Русь приняла христианство в 988 году – 51 %, но также некоторые учащиеся отметили, что Русь приняла христианство в 1014 году – 27 %, в 1240 году – 22 % ( рисунок 3).

Рисунок 3 – Ответы респондентов на вопрос: «Когда Русь приняла христианство?»

Респонденты 5 и 6 классов ответили верно, что Владимир I являлся князем, при котором произошло крещение Руси, это составило 59 %, также учащиеся ответили неверно, ответив, что Ярослав Мудрый являлся князем, при котором произошло крещение Руси – 32 %. Некоторые учащиеся ответили, что Иван Калита являлся князем, крестившим Русь – 9 %. Рассмотрим рисунок 4.

Рисунок 4 – Ответы респондентов на вопрос: «При каком князе произошло крещение Руси?»

Учащиеся 5–6 классов на вопрос о годе освобождения от Ордынского ига не знали ответа, ответив, что освобождение Руси от ордынского ига произошло в 1240 году – 21 %, 1662 году – 47 %. Но были респонденты, которые ответили правильно, что составило 32 % от числа всех опрашиваемых ребят (рисунок 5).

Рисунок 5 – Ответы респондентов на вопрос: «В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига?»

На вопрос об имени царя Ивана IV большинство респондентов дали правильный ответ, обозначив, что в истории имя Иван Грозный получил
Иван IV, это составило 90 %, также неверный ответ дали учащиеся и это составило 10 % (рисунок 6).

Рисунок 6 – Ответы респондентов на вопрос: «Какое имя в истории получил царь Иван IV

На вопрос о том какая династия правила в 1613 году, большинство респондентов – 56 % дали правильный ответ, определив династию Романовых, как правящую династию в 1613 году, но были школьники, которые ответил не верно, отметив, что в то время правила династия Рюриковичей – 32 %, Трубицких – 12 % (рисунок 7).

Рисунок 7 – Ответы респондентов на вопрос: «Какая династия начала править в России с 1613 года?»

Учащиеся 5–6 классов большинство дали правильный ответ, определив, что Эрмитаж находится в Санкт-Петербурге, это составило – 58 %, но также было большое количество детей, которые отметили, что Эрмитаж расположен
в Москве – 35 %, в Новгороде – 7 % (рисунок 8).

Рисунок 8 – Ответы респондентов на вопрос: «В каком городе находится самый крупный музей России – Эрмитаж?»

На вопрос о том, когда была Отечественная война большинство учеников дали не правильный ответ, определив, что Отечественная война была в
1905 году – 42 %, в 1612 году – 21 %. Также были респонденты, которые дали правильный ответ, отметив дату 1812 год – 37 % (рисунок 9).

Рисунок 9 – Ответы респондентов на вопрос: «Когда была Отечественная война?»

Учащиеся 5–6 классов дали правильный ответ, отметив, что крупное сражение Отечественной войны – Бородинское сражение, это составило 46 %, также были учащиеся, определив, что крупным сражением было Сталинградская битва – 43 %, сражение на Чудском озере – 11 % (рисунок 10).

Рисунок 10 – Ответы респондентов на вопрос: «Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?»

На вопрос о том, кем являлся А.С. Пушкин учащиеся дали правильный ответ, определив, что А.С. Пушкин являлся писателем и поэтом, это
составило 96 %, лишь 4 % респондентов дали не верный ответ (рисунок 11).

Рисунок 11 – Ответы респондентов на вопрос: «Кто такой был А.С. Пушкин?»

На вопрос о том, кто открыл периодическую систему химических элементов, большинство респондентов ответили верно – 77 %, некоторое количество учащихся дали неверный ответ, ответив, что создателем периодического закона химических элементов был М.Ю Лермонтов – 18 %,
И.С. Тургенев – 5 % (рисунок 12).

Рисунок 12 – Ответы респондентов на вопрос: «Какой русский ученый открыл во второй половине XIX века периодической закон химических элементов?»

Большинство респондентов ответили верно, определив, что
П.И. Чайковский являлся композитором, это составило 55 %, но были учащиеся, которые спутали П.И. Чайковского с известным автором детских произведений К.И. Чуковским – 43 %, 2 % отметили, что П.И. Чайковский являлся физиком (рисунок 13).

Рисунок 13 – Ответы респондентов на вопрос: «Кто такой П.И. Чайковский?»

На вопрос о том, как звали последнего императора верно ответили 43 % респондентов. Не верно ответили 46 %, отметив последнего российского императора Александром II, 11 % – Василий II (рисунок 14).

Рисунок 14 – Ответы респондентов на вопрос: «Как звали последнего российского императора?»

На вопрос о том когда была Великая Отечественная война большинство респондентов дали верный ответ, определив, что Великая Отечественная война была с 22 июня 1941 год по 9 мая 1945 года, это составило 73 %, также некоторые учащиеся дали неправильный ответ, определив ,что война была с 8 августа 1943 года по 9 мая 1945 года, это составило 16 %, с 20 июня 1938 года по 9 мая 1945 года – 11 % (рисунок 15).

Рисунок 15 – Ответы респондентов на вопрос: «Когда была Великая Отечественная война?»

На вопрос о том, кто победил в Великой Отечество, ответили верно на данный вопрос 90 % учащихся, но были ребята ответившие не верно, отметив победителями Великой Отечественной войны Германию – 7 %, Францию – 3 % (рисунок 16).

Рисунок 16 – Ответы респондентов на вопрос «Кто победил в Великой Отечественной войне?»

Большинство респондентов ответили вопрос, что 9 мая празднуется День Победы, это составило 94 %, не верно дали ответ 6 % респондентов (рисунок 17).

Рисунок 17 – Ответы респондентов на вопрос «Какой праздник отмечают в России 9 мая?»

Большинство респондентов ответили верно о том, в каком году
Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос, отметив дату – 12 апреля 1961 год – это составило 59 %, не верно ответили – 25 % отметив 12 августа 1961 год, 16 % отметив 26 октября 1969 года (рисунок 18).

Рисунок 18 – Ответы респондентов на вопрос: «В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?»

Большинство респондентов ответили верно, отметив государственным языков русский язык, это составляет 95 %, не верно ответили на данный
вопрос – 5 % учащихся (рисунок 19).

Рисунок 19 – Ответы респондентов на вопрос: «Какой язык является государственным языком в России?»

Большинство респондентов ответили верно, отметив столицей Российской Федерации Москву, это составило 93 %, не верно ответили на данный вопрос 7 % учащихся (рисунок 20).

Рисунок 20 – Ответы респондентов на вопрос: «Какой город является столицей России?»

Большинство респондентов ответили верно, отметив президентом Российской Федерации В.В. Путина, это составило 99 %, не верно ответили на данный вопрос 1 % учащихся (рисунок 21).

Рисунок 21 – Ответы респондентов на вопрос: «Кто в настоящее время является президентом России?»

Большинство респондентов ответили верно, отметив республику, вошедшую в состав России в 2014 году, Крым, это составило 45 %. Не верно ответили, определив, что эта была Республика Адыгея – 44 %, Бурятия – 11 % (рисунок 22).

Рисунок 22 – Ответы респондентов на вопрос: «Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?»

Большинство респондентов ответили правильно, определив, что Зимние Олимпийские игры в 2014 году проходили в Сочи, это составило 77 %. Не верно ответили учащиеся, отметив город Краснодар – 19 %, Воронеж – 3 %
(рисунок 23).

Рисунок 23 – Ответы респондентов на вопрос: «В каком российском городе проходили XXII зимние Олимпийские игры 2014 года?»

На этот вопрос большинство респондентов дали правильный ответ, обозначив, что 4 ноября в России отмечается день народного единства, это составило 69 %, также отметили, что в этот день отмечается международный день защиты детей – 16 %, день защитника Отечества – 15 % (рисунок 24).

Рисунок 24 – Ответы респондентов на вопрос: «Какой праздник отмечают в России 4 ноября?»

На этот вопрос большинство респондентов дали правильный ответ, обозначив, что 12 декабря в России отмечается день Конституции РФ, это составило 56 %, также отметили, что в этот день отмечается день народного единства – 32 %, Новый год – 12 % (рисунок 25).

Рисунок 25 – Ответы респондентов на вопрос: «Какой праздник отмечают в России 12 декабря?»

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что один из главных компонентов исторического сознания, а именно историческое знание у школьников 5–6 классов развито на низком уровне, на простые вопросы, о которых говорится много не только на уроках истории, но и просто в социуме, было дано много неправильных ответов. Можно заметить, что дети в каждом из разделов, а именно древняя Русь, Русь при Рюриковичах, при Романовых, при СССР, современная Россия дали не правильные ответы. Анкета была направлена на проверку исторических знаниях во всех сферах жизни общества, а именно: политической, социальной, духовной, экономической. Поэтому это еще раз подтверждает, что необходимо развивать историческое сознание, разными средствами, методами и формами, о которых прописывалось раннее в работе, двигаясь систематически от одной темы к другой, это нужно для того, чтобы воспитать здоровое, нравственное, патриотически настроенное поколение.

Также с учащимися была проведена анкета по выявлению других компонентов исторического сознания. Проанализируем каждый вопрос анкеты более подробно. Данные анкеты помогут правильно подбирать в ходе работы на занятиях по дополнительному образованию применять разные методы и средства формирования исторического сознания.

Проведен анализ второй анкеты: «Измерение основных критериев исторического сознания в подростковом возрасте». В данной анкете приняли участие 110 респондентов с пятых и шестых классов двух школ
МБОУ СОШ № 3 города Апшеронска и МБОУ СОШ № 9 станицы Нефтяной (рисунок 26).

Рисунок 26 – Ответы респондентов на вопрос: «Возраст школьников, принявших участие в анкетировании»

Большинство респондентов – 87 % ответили, что интересуются историей своей страны, поэтому учащихся можно как можно быстрее замотивировать к изучению истории, используя разные современный средства и технологии обучения (рисунок 27).

Рисунок 27 – Ответы респондентов на вопрос: «Заинтересованность учащихся в истории родной страны, города, посёлка, села.

Из диаграммы в которой прописаны темы, можно выявить, что большинству опрошенных интересны более всего в изучении истории события военной истории, это составило 24 %, далее темы о великих людях и достижении культуры – 16 %, поэтому на занятиях по дополнительному изучению данной дисциплины, целесообразнее всего делать упор больше на тему, которые интереснее всего, включая постепенно те темы, которые интересны менее всего, чтобы ребят заинтересовать в изучении всех сфер данного предмета (рисунок 28).

Рисунок 28 – Ответы респондентов на вопрос: «Самые популярные темы при изучении истории?»

Вопрос: «Самые актуальные формы при изучении истории?» позволил нам вычислить самые актуальные формы изучения истории, на первом месте просмотр фильмов, телесериалов на исторические темы – 39 %, далее учащиеся отметили еще одну из интересующих форматов изучения истории, это обсуждать исторические темы – 20 %, с помощью такого метода, как дискуссия, ученики выделили и третью, наиболее важную, форму изучения истории, это посещение музеев и выставок (рисунок 29).

Рисунок 29 – Ответы респондентов на вопрос: «Самые интересные формы при изучении истории?»

К основным источникам знаний по истории, из числа ответов респондентов, можно выявить ,что в пятых классах учебная литература оказалась на первом месте, это составляет 27 % из общего числа ответов, т.е. дети получают знания об истории чаще всего прибегая к изучению научной литературы, т.е. школьной программы, но чтобы сформировать у ребенка историческое сознание, необходимо, также чаще включать в свои уроки другие источники изучения истории, такие как: показ коротких научно-популярных роликов по истории, или же организовывать встречи между старшим и подрастающем поколение, такие встречи , оставят отпечаток в исторической памяти, чувствах, сознании учеников (рисунок 30).

Рисунок 30 – Ответы респондентов на вопрос: «Какие основные источники знаний об истории?»

Большинство респондентов на вопрос о том, как школьники знают историю ответили, что знают истории России лишь посредственно, это составило 41 %, т.е. какое-то маленькое количество событий отмечающиеся в нашей стране как одни из самых важных, знают учащиеся. Были такие учащиеся ответили, что не знают историю совсем, это составило 20 %. Данный вопрос позволяет подумать учителям, как выстроить им работу так, чтобы учебный процесс смотивировал детей к изучению истории и, следствием из этого будет больше сформированность исторического сознания, которое включает в себя знания, память, чувства (рисунок 31).

Рисунок 31 – Уровень знания истории России у учащихся

По диаграмме, в которой можно выявить, что большинство респондентов знают историю лишь посредственно, это составляет 36 %, но были ребята, которые отметили, что знают историю хорошо, это составило 27 %, а из этого можно сделать вывод, что есть надежда на то, что еще не поздно сформировать историческое сознание эффективнее (рисунок 32).

Рисунок 32 – Уровень знания истории края, области у школьников

По данным диаграммы, в которой прописана память о прошлом можно выявить, что у большинства опрошенных школьников в семьях имеется память о прошлом, которая передается через фотографии, это составило 43 %, через ордена, медали и почетные грамоты, это составило 11 %, также еще большое количество отметок было на ответе про существование в семьях разных старинных икон, лампад и других религиозных реликвий, это составило 7 % от числа опрошенных (рисунок 33).

Рисунок 33 – Наличие дома элементов памяти о прошлом семьи

По данным диаграммы, в которой выявляются традиции и обычаи семьи, можно выявить, что у большинства опрошенных школьников традиции не соблюдаются, это составляет 36 %, лишь на втором по отметкам на данный вопрос, можно заметить, что традиции соблюдаются, это составляет 31 %, частично соблюдаются – 20 %. Это может свидетельствовать также низкому формированию исторического сознания у школьников 5–6 классов (рисунок 34).

Рисунок 34 – Ответы респондентов на вопрос: «Имеются и соблюдаются ли традиции в семье?»

Из диаграммы, в которой рассматривается какой является Россия для школьников, можем выявить, что большинство учеников, считают, что Россия является великой державой, это составляет 73 %, чтобы данная формулировка сохранялась, то преподавателям в учебных заведениях, необходимо в школьниках развивать историческое сознание. которое в себя включает историческую память, исторический опыт и исторические чувства (рисунок 35).

Рисунок 35 – Ответы респондентов на вопрос: «Что значит Россия для каждого из нас?»

Из данных второй анкеты можно сделать следующий вывод, что такие компоненты исторического сознания, как: исторический опыт, чувства, память, у детей развиты плохо. Большинство детей узнают информацию о своей истории лишь по каким-то старым фотографиям, очень маленькое количество респондентов отметили, что информацию об историческом прошлом своего народа, семьи получают от старшего поколения. Можно заметить, что традиции и обычаи в семьях почти нигде не соблюдаются. Также на вопрос о том на сколько ребята знают историю России, края большинство респондентов ответили, что знают лишь посредственно, это также свидетельствует о низком уровне исторического сознания. Обращаясь к другим вопросам анкеты, мы понимаем, что дети получают исторические знания, лишь на уроках истории, пользуясь учебной литературой, хотя история нас окружает везде дома, на улицах, в музеях, картинных галереях, театрах и др. Поэтому пользуясь результатами анкеты, смогли выявить какие формы изучения истории более интересны детям, это требуется для того, чтобы сформировать более эффективно и быстро историческое сознание у школьников.

Разберем данную программу на примере одного из мероприятий, которое было проведено с учащимися 6 класса «А» в МБОУ СОШ № 3. Данное мероприятие было на тему: «Москва вчера, сегодня, завтра», оно соответствовало ФГОС. Была поставлена следующая цель: формирование знаний о Москве – столице нашего государства, о символике города Москвы и устойчивого, уважительного отношения к родной стране. Также были реализованы следующие задачи:

знакомство учащихся с историческим прошлым Москвы и современной Москвой;

воспитание бережного отношения к историческому прошлому Москвы, гордости за настоящее и интереса к будущему столицы, патриотических чувств детей;

активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

развитие логического и творческого мышления учащихся, воссоздающего воображения, произвольной и непроизвольной форм памяти.

Были реализованы следующие результаты.

Личностные результаты:

развитие патриотических чувств: любви и преданности Родине;

воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну;

развитие любознательности и пытливости в процессе учения;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

умение показывать расположение Москвы на карте России;

знать названия достопримечательностей Москвы;

определять символический смысл московского герба, называть его главные цвета, определять их символический смысл.

При анализе мероприятия можем сделать вывод о том, что от начала до завершения занятий дети было погружены в процесс занятия, им было интересно изучать исторические источники об архитектуре, искусстве, науке и быте народа, также дети на занятиях изучали историю через интерактивные экскурсии (приложение В).

4 Результаты реализации программы учащихся 5–6 классов после реализации программы по формированию исторического сознания в дополнительном образовании

В течение 3-х месяцев были проведены разные мероприятия и использовались авторские анкеты (приложения А, Б). На заключительном этапе была проведена повторная диагностика. Из этого, можно сделать вывод, что уровень исторического сознания у школьников был повышен. В ходе проведения мероприятий было замечено то, что дети научились анализировать полученную информацию о себе, обществе, в котором живёт. Ученики поняли сколько всего пережила наша страна и благодаря этому смогли сделать какие-то выводы, что ждет нашу страну в будущем. Дети стали гордиться своей страной и ее историей и теперь у каждого появилось желание преумножать блага страны.

Следовательно, в данной программе необходимо выявить положительные стороны, к ним относятся:

– у школьников 5–6 классов было сформировано историческое сознание;

– удалось соединить систему дополнительного образования и систему общеобразовательной школы.

Также были выявлены недочеты данной программы, ими являлись:

1) очень сложная система документации о соединении общеобразовательной среды в образовательную систему и системы дополнительного образования;

2) было выявлено то, что, требуется детей погружать в среду дополнительного образования из школьной среды.

При реализации данной программы пользовались следующими методами в работе:

– совестными, практические;

– объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные.

Также были использованы методы контроля:

– устные (мозговой штурм);

– письменные (викторины, опросники).

Из данных анкеты (приложение Г) можем сделать вывод, что уровень сформированности у учащихся 5–6 классов был повышен. В анкетирование приняли участие 62 респондента с МБОУ СОШ № 3, г. Апшеронска, данные анкеты можно представить в следующей таблице «Измерение сформированности компонентов исторического сознания» (5 таблица).

Таблица5–Измерение исторических компонентов

Вопросы анкеты (приложение Г)

Класс

Кол-во респондентов в процентном соотношении

Историческое знание

Историческая память

Исторический опыт

Историческое чувство

1. Понравились ли Вам мероприятия, проводимые в течение трех месяцев работы?

5 «А»

     

90

5 «Б»

     

95

5 «В»

     

80

6 «А»

     

95

6 «Б»

     

78

2. Как, по твоему мнению, Вы знаете историю России?

5 «А»

70

     

5 «Б»

75

     

5 «В»

69

     

6 «А»

89

     

6 «Б»

78

     

3. Как, по твоему мнению, Вы знаете историю своего края, области?

5 «А»

69

     

5 «Б»

89

     

5 «В»

75

     

6 «А»

87

     

6 «Б»

74

     

4. Имеются ли в Вашей семье традиции и обычаи?

5 «А»

 

85

69

 

5 «Б»

 

75

75

 

5 «В»

 

74

85

 

6 «А»

 

94

69

 

6 «Б»

 

85

85

 

5.Хотели бы продолжить изучать историю в таком формате?

5 «А»

     

92

5 «Б»

     

96

5 «В»

     

87

6 «А»

     

82

6 «Б»

     

94

Из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что программа была реализована в школе успешно. У школьников 5–6 классов было сформировано историческое сознание во всех компонентах, которые оно содержит (историческое знание, память, опыт, чувство). Было заметно как детям было интересно узнавать что-то новое не только об истории нашей страны, но и об истории своей семьи. Также дети были смотивировны на то, чтобы делиться полученными знаниями друг с другом. Учащимся хотелось приумножать знания, а также ценности и традиции своей семьи, общества, в котором живут, быть настоящими гражданами своей Родины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ассман, Я. Культурная память : письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. – Москва : Языки славянской культуры, 2004. 17 с.

2 Банкерова, Е. И. Историческое сознание в системе общественных отношений / Е. И. Банкерова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 1 – С. 25–33.

3 Барг, М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М. А. Барг. –
Москва : Мысль, 1986. – 350 с.

4 Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе / А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева. – Волгоград :
НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

5 Гегель, Г. В. Ф Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель. –
Санкт-Петербург : Наука, 2005. – 479 с.

6 Давлетшина, Д. Г. Социальная память как основа нравственности человека: специальность 09.00.11 «Социальная философия» : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Давлетшина Дамира Галимзяновна ; Башкирский государственный университет.
Уфа, 2007. – 146 с.

7 Даньшина, С. А. Формирование исторического сознания молодежи в контексте модернизации высшей школы / С. А. Даньшина // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 246–249.

8 Дудник, С. И. История и историческое сознание / С. И. Дудник. –
Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество. – 2002. –
147–168 с.

9 Емельяненко, В. Д. Интернет и ценностно мировоззренческие основания исторического сознания (к постановке проблемы) /
В. Д. Емельяненко. – Тамбов : Грамота. – 2015. – № 8 – С. 55–60.

10 Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – Москва : Мысль, –
2001. – 303 с.

11 Лотман, Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих
миров. / Ю. М. Лотман// Статьи. Исследования. Заметки. – Санкт-Петербург : Искусство, 2001. – 346 с.

12 Капто, А. С. Историческая наука и формирование исторического сознания / А. С. Капто // Вопросы истории КПСС. – 1989. – № 11. С. 20–34.

13 Капто, А. С. Углубить перестройку политической учебы /
А. С. Капто // Политическое самообразование. – 1989. № 13. – С. 12–20 с.

14 Карр, Э. Революция в России и Запад / Э. Карр // Свободная мысль. – 1991. – № 16. – С. 20–25.

15 Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5–7 классы. Базовый модуль: методическое пособие / М. И. Катеева. – Москва : Дрофа, 2019. – 71 с.

16 Кацва, Л. А. Преподавание истории в современной российской школе: проблемы и перспективы / Л. А. Кацва // Вопросы образования. – 2005. –
С. 148–163.

17 Кинкулькин, А. Знать правду о прошлом / А. Кинкулькин. – Москва : 1990. – № 1 – С. 63.

18 Клименко, В. Россия: тупик в конце туннеля / В. Клименко // Общественные науки и современность. – 1995. – № 5–6 – С. 71–80.

19Козырева, О. А. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре / О. А. Козырева,
Е. О. Зинкова, Д. А. Пащенко. – Москва : Буки-Веди, 2012. С. 8587.

20 Крившенко, Л. П. Педагогика: учебное пособие / Л. П. Крившенко,
Л. В. Юркина. Москва : ТК «Велби» : Проспект. 2006. – 238 с.

21Кузнецов, В. И. Формирование исторического сознания как задача модернизации в современном российском обществе / В. И. Кузнецов // Гуманитарные научные исследования. – 2014. № 11. С. 2535.

22 Кузнецов, Д. М. Историческая наука и философия диалога культур /
Д. М. Кузнецов //
Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2008. – № 1. –
С. 167.

23 Кукарцева, М. А., Валиева З. Э. Политический нарратив – инструмент «формирования себя» в мировой политике / М. А. Кукурцева., З. Э. Валиева // Обозреватель-Observer: научно-аналитический журнал. 2013. № 4. –
С. 236–254.

24 Кызымов, В. Б. Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования / В. Б. Казымов // Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
2011. – С. 66–71.

25 Мерзлякова, И. Л. Функции исторического сознания в условиях модернизации современного российского общества / И. Л. Мерзлякова // Вестник Донского государственного университета: научный журнал. 2012. – № 4 – С. 65

26 Могильницкий, Б. Г. Введение в методологию истории. Историческое сознание и историческая наука / Б. Г. Могильницкий. – Саратов. 1995. – 175 с.

27 Муравьев, Ю. А. Гобозов И. А. Введение в философию истории. /
Ю. А. Муравьев, И. А. Гобозов // Журнал: Философия и общество
. Москва : ТЕИС – 2000. – С. 363.

28 Мухорямова, А. И. Использование возможностей информационных технологий в обеспечении качества реализации дополнительных общеобразовательных программ / А. И. Мухорямова // Наука и перспективы. – 2018. № 4. – 256 с.

29 Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, практика, проблемы /
Л. Ф. Обухова. Москва : Тривола. 1995. – 352 с.

30 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.

4-е изд., дополненное. Москва : Азбуковник, 1999. – 736 с.

31 Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие / К. Н. Поливанова. Москва : Изд. Центр 2000. – 184 с.

32 Пустовалова, О. В. Методология исторического познания /
О. В. Пустовалова // Интерэкспо Гео. – Сибирь 2014. – С. 35–42.

33 Удальцов, В. Г., Мрочко, Л. В. Анализ тенденций развития исторических процессов: социально-философский подход / В. Г. Удальцов,
Л. В. Мрочко. – Москва : Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2017. – 75 с.

34 Устьянцев, В. В. Историческое сознание и социальная память /
В.В. Устьянцев / Историческое воззрение как форма общественного сознания. – Материалы межвузовской конференции (1993 г. Саратов), Саратов: издательство : Саратовского государственного технологического университета, 1993. – С. 7.

35 Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4 томах под ред. проф. Д. Ушакова / Д. Н. Ушаков. Москва : ТЕРРА Книжный клуб, 2007.
752 с.

36 Радугин, А. А. История России. История в мировой цивилизации.
Отв. ред. А. Радугин / А. А. Радугин. Москва : Центр, 1998. – 306 с.

37 Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. –
Москва : Эксмо, 2018. – 144 с.

38 Фоменко, Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребёнка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени
А. П. Чехова. – 2014. – № 6. – 25 с.

39 Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» /
А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. 2015. № 23. 1020–1022 с.

40 Шепет, А. В. Историческое сознание в воспитании патриотизма у суворовцев / А. В. Шепет // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2019. – № 8. – 125 с.

41 Шумилина-Павлова, М. О. Источники формирования исторического сознания российской молодежи / М. О. Шумилина – Павлова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»– 2014. – № 5. – С. 227–232.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета

«Измерение исторического знания в подростковом возрасте»

Уважаемые ученики!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, отмечая галочкой тот вариант, который думаете, что правильный.

Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.

Спасибо за ответы!

1. Кем было создано Древнерусское государство?

1. Рюриковичи.

2. Романовы.

3. Пушкины.

2. Какой город стал столицей Древнерусского государства?

1. Москва.

2. Киев.

3. Санкт-Петербург.

3. Когда Русь приняла христианство?

1. 1014 год.

2. 1240 год.

3. 988 год.

4. При каком князе произошло крещение Руси?

1. Владимир I.

2. Ярослав Мудрый.

3. Иван Калита.

5. В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

1. 1240 год.

2. 1662 год.

3. 1480 год.

6. Какое имя в истории получил царь Иван IV?

1. Иван Злой.

2. Иван Васильевич.

3. Иван Грозный.

7. Какая династия начала править в России с 1613 года?

1. Династия Романовых.

2. Династия Рюриковичей.

3. Династия Трубицкие.

8. В каком городе находится самый крупный музей России – Эрмитаж?

1. Москва.

2. Санкт-Петербург.

3. Новгород.

9. Когда была Отечественная война?

1. 1905 год.

2. 1612 год.

3. 1812 году.

10. Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

1. Бородинское сражение.

2. Сталинградская битва.

3. Сражение на Чудском озере.

11. Кто такой был А.С. Пушкин?

1. Политический деятель.

2. Писатель, поэт.

3. Художник.

12. Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

1. Д.И. Менделеев.

2. М.Ю. Лермонтов.

3. И.С. Тургенев.

13. Кто такой П.И. Чайковский?

1. Композитор.

2. Писатель.

3. Физик.

14. Как звали последнего российского императора?

1. Николай II.

2. Александр I.

3. Василий II.

15. Когда была Великая Отечественная война?

1. С 8 август 1943 года по 9 мая 1945 года.

2. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

3. С 20 июня 1938 года по 9 мая 1945 года.

16. Кто победил в Великой Отечественной войне?

1. СССР.

2. Германия.

3. Франция.

17. Какой праздник отмечают в России 9 мая?

1. День народного единства

2. День России

3. День Победы.

18. В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

1. 12 апреля 1961 года.

2. 12 августа 1961 года.

3. 26 октября 1969 года.

19 Какой язык является государственным языком в России?

1. Английский язык.

2. Немецкий язык.

3. Русский язык.

20. Какой город является столицей России?

1. Москва.

2. Санкт- Петербург.

3. Новосибирск.

21. Кто в настоящее время является президентом России?

1. Д.А. Медведев.

2. М. С. Горбачёв.

3. В.В. Путин.

22. Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

1. Республика Адыгея.

2. Республика Бурятия.

3. Республика Крым.

23. В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

1. Краснодар.

2. Воронеж.

3. Сочи.

24. Какой праздник отмечают в России 4 ноября?

1. День народного единства.

2. Международный день защиты детей.

3. День защитника Отечества.

25. Какой праздник отмечается в России 12 декабря?

1. Новый год.

2. День народного единства.

3. День Конституции РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета

«Измерение основных критериев исторического сознания в подростковом возрасте»

Уважаемый ученики!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, отмечая галочкой тот вариант, который вы считаете приемлемым или же, если это необходимо, напишите свой вариант ответа, который отражает ваше мнение по вопросу изучения истории.

Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.

Нам важно знать Ваше мнение.

1. Сколько Вам лет?

1. 11 лет.

2. 12 лет.

3. 13 лет.

2. Интересует ли Вас история родной страны, города, посёлка, села?

1.Да.

2.Нет.

3. Какие исторические темы наиболее для Вас интересны?

1. Великие люди в российской истории.

2. Становление российского государства.

3. События военной истории.

4. Экономическое развитие страны.

5. Российское государство на международной аренде.

6. Достижения культуры.

7. Объединение народов в российском обществе.

8. Развитие религий.

9. Другое_____________________________________________________

4. Какие формы изучения истории для вас интересны?

1. Смотрите фильмы, телепрограммы на исторические темы.

2. Обсуждение исторических тем с родственниками, друзьями.

3. Изучение художественной, научной литературы по темам истории.

4. Посещение музеев выставок.

5. Другое____________________________________________________

5. Основные источники знаний об истории:

1. Кинофильмы.

2. Телепередачи.

3. Учебная литература.

4. Рассказы людей старшего поколения.

5. Музеи.

6. Семейные архивы.

7. Другое_____________________________________________________

6. Как, по твоему мнению, Вы знаете историю России?

1. Знаю хорошо.

2. Знаю посредственно.

3. Практически не знаю.

4. Затрудняюсь ответить.

7. Как, по твоему мнению, Вы знаете историю своего края, области?

1. Знаю хорошо.

2. Знаю посредственно.

3. Практически не знаю.

4. Затрудняюсь ответить.

8. Наличие у вас дома памяти о прошлом в вашей семье?

1. Фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек.

2. Ордена, медали, почетные грамоты.

3. Иконы, лампады и другие религиозные реликвии.

4. Предметы домашней утвари прошлых лет.

5. Старинные вышивки, другие украшения.

6. Старинные книги, журналы, древние рукописи.

7. Старинные картины.

8 Ничего из прошлого нет.

9. Другое_____________________________________________________

9. Имеются ли в Вашей семье традиции и обычаи?

1. Полностью соблюдаем.

2. Соблюдаем некоторые.

3. Не соблюдаем.

4. Затрудняюсь ответить.

10. Продолжите фразу: «Россия – …».

1. Россия- великая держава;

2. Россия ослаблена, но скоро всё изменится, и она станет великой;

3. Россия перестала быть великой державой;

4. Россия никогда не была великой державой;

5. Другое_____________________________________________________

Просмотров работы: 74