Развитие гуманистических тенденций в законодательных документах в сфере образования предъявляет требования к организации профилактики отклоняющегося поведения подростков через разработку превентивных мероприятий и привлечение к их реализации учреждений, в том числе и в области досуговой деятельности.
Цель данной статьи – исследование педагогического потенциала досуговой деятельности как одного из важнейших факторов предупреждения отклонений в поведении старших подростков в образовательной организации.
Различные аспекты профилактики девиантного поведения старших подростков в образовательной организации мы находим в работах отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов. Так, к примеру, Ч. Беккарло, М. Вебер, Г. Парсонс, В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский выявляли специфику девиантного поведения, изучали механизмы его формирования и способы предупреждения. Роль образовательных организаций в профилактике отклоняющегося поведения учащихся раскрывается в исследованиях Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Девиантное поведение рассматривают как устойчивое отклоняющееся поведение личности от наиболее важных социальных и нравственных норм, причиняющее реальный ущерб обществу и/или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией. Это – ошибочный шаблон решения конфликтов, направленный против общества [2]. Как правило, девиация часто встречается именно в подростковом возрасте, так как данный период подростки склонны к самовыражению и самоопределению, а отсутствие благоприятной психологической и социальной обстановки, устойчивой системы ценностей или поддержки близких людей приводит к различным проявлениям девиации.
К индивидуальным особенностям подростка, способствующим появлению девиантности, относятся:
– физические и физиологические. Так, по мнению А. Е. Личко, В. П. Кащенко, И. А. Фурманова, – это, прежде всего, нервно-психические патологии, органические поражения головного мозга, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, генетические факторы [2, 5, 6];
– возрастные психологические: низкая самооценка, обедненность и неустойчивость духовных потребностей, протест против требований взрослых; небогатый жизненный опыт, недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность, импульсивность, низкий уровень волевого самоконтроля (позиция Фельдштейна Д.И.) [13].
По своей сущности проявления отклоняющегося поведения имеют сложную природу и формируются у подростка постепенно. К примеру, выделяя этапы становления девиантной позиции в подростковом возрасте, Л.В. Мардахаев выделил этапы становления девиантной позиции в данном возрасте, среди которых первоочередным происходит возникновение противоречия между социальными нормами и личностью, затем подросток проявляет несогласие с социальными требованиями и отрицает их. Далее он переходит к противозаконным действиям, накапливает и расширяет свой опыт асоциального поведения, включается в группу с антиобщественной направленностью, и, здесь же, нарушает законы, совершая правонарушения в ближайшем социуме [7]. Своевременно оказанные профилактические и коррекционные психолого-педагогические меры призваны замедлить процесс прохождения этих стадий, минимизировать негативные последствия на каждой из них и создать благоприятные условия для полноценного развития личности подростка.
Немаловажную роль в формировании у подростка различных форм девиаций играют условия среды, в которой тот находится. Социально неблагополучная семья, травматические жизненные события, низкий уровень материального обеспечения и, напротив, материально благополучная среда, но в которой превалирует психология вещизма и безнравственности – все это способствует развитию различных форм девиантности.
Рассматривая специфику проявлений отклоняющегося поведения подростков и его профилактические меры в образовательном учреждении,следует учесть и педагогические факторы влияния на формирование девиаций. Среди них выделяют неадекватные воспитательные воздействия (ошибки педагогов), трудности в учебной деятельности, положение отвергнутого в коллективе класса.
В большинстве психолого-педагогических исследований, посвященных девиантным подросткам и коррекции их поведения, основное внимание уделяется работе в закрытых образовательных учреждениях [11]. В то же время многие из этих детей учатся в обычных школах, и они совершают значительную часть поведенческих нарушений во внеклассное, свободное время. В этих условиях основными поддерживающими системами могут быть мероприятия различного характера, ориентированные на организацию досуга девиантных подростков.
В исследовании профилактики девиантного поведения подростков мы определяем ведущим фактором востребование и развитие педагогического потенциала досуговой деятельности в образовательной организации. С позиции И. Е. Мищенко, педагогический потенциал досуговой деятельности – это совокупность содержательных и методологических свойств досуговой деятельности, позволяющих оказывать воспитательное и социализирующее воздействие на субъекта [8].
Мы рассматриваем педагогический потенциал досуговой деятельности подростков как совокупность содержательных и методических свойств досуговой деятельности, реализованных с педагогической целью и оказывающих воспитательное и социализирующее влияние на личность воспитанника.
Анализ исследований досуговой деятельности выявил ее специфические особенности, отражающие педагогический потенциал в решении проблемы профилактики девиантного поведения подростков в образовательной организации. К ним относится целостность, историческая обусловленность и социальная основа, социально-культурная активность, мотивы выбора той или иной досуговой деятельности, ее процесс и результат [1, с. 13], [9], [10]. Сюда же входит сфера жизнедеятельности, возможности самоактулизации, индивидуализации и социализации личности [3], и др.
Целями досуговой деятельности в аспекте профилактики девиантного поведения подростков в образовательной организации становятся формирование нравственно-ориентированной личности, популяризация творческой деятельности, обеспечение духовного роста и формирование духовных ценностей средствами досуга.
В качестве приоритетных задач досуговой деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения выступают создание условий для самореализации и самовоспитании подростка, стимулирование, повышение его культурного уровня развития и включение в социально-значимую досуговую деятельность.
Профилактика такого поведения опирается на принцип системности, в котором цели, задачи профилактической работы, методы и приемы выстроены в определенной логике и взаимосвязаны между собой. Значимым является принцип объективности, который предусматривает соответствующее состоянию подростка содержание профилактической программы мероприятий. Принцип субъективности ориентирует педагога (социального педагога, педагога-психолога) на опору в своей деятельности на собственное включение в предполагаемый процесс, на проявление в нем активной позиции. Основополагающим принципом в контексте профилактики отклоняющегося поведения является принцип помогающих отношений, в котором педагог должен развивать у девиантного подростка способность самостоятельно справляться с личными сложными ситуациями и стрессами [14].
Структура досуговой деятельности отражается в взаиморасположении и взаимосвязи ее основных компонентов. По мнению Ю.А. Стрельцова, в структурных частях досуга выделяют потребление культурных ценностей, самовоспитание, творчество в его различных формах, игровую деятельность, досуговое общение, затраты времени на сам процесс досуговой деятельности. [12] Таким образом, структурные элементы определяются соотношением времени, затрачиваемого на различные его виды и их взаимосвязь.
Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение, которое демонстрируется непосредственными переживаниями, впечатлениями, испытываемыми включенным в конкретный вид досугового занятия подростком, и осмысление им воспринимаемой информации, образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе его внимания. [1]
Главной характеристикой досуговой деятельности является ее гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики.
Основополагающим в классификации структуры культурно-досуговой деятельности положен следующий фактор: степень взаимного участия и ее продолжительность [4].
Досуговая деятельность способна создать у подростка ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, что является важным элементом профилактики девиаций за счет наполнения досуга конструктивным и позитивным содержанием.
Содержательные свойства досуговой деятельности включают вовлечение подростков в деятельность творческих объединений, секций и кружков в школе. Эти формы досуговой деятельности способствуют реализации творческого потенциала и направлены на расширение круга общения на основе общих интересов, что приводит к процессу разрыва нежелательных контактов, влияющих на проявления девиантного поведения. Сюда же относится организация воспитательной работы и интерактивные формы, благодаря которым формируются позитивные идеологические взгляды и позиции по основным психологическим, социальным, нравственным и другим проблемам.
К методическим свойствам средств культурно-досуговой деятельности относятся проектирование индивидуально-коррекционных карт досуга, которые содержат рекомендации по посещению досуговых мероприятий и различных объединений в школе и т. п. относительно интересов подростков и необходимости корректирования того или иного проявления девиантного поведения. Среди форм организации культурно-досуговой деятельности можно выделить: КТД, квесты, тематические выставки, конкурсы декоративно- прикладного и литературно-художественного творчества, театрализованные представления, круглые столы, дискуссии или баттлы – современная форма выражения своих интересов оппоненту в нескольких раундах, интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?») и т.п.
Таким образом, профилактика отклоняющегося поведения старших подростков через досуговую деятельность связана с анализом их вовлеченности в этот процесс в целом, а также с коррекцией некоторых форм девиантности при помощи организации превентивных мероприятий. Педагогический потенциал досуговой деятельности определяется содержательными и методическими механизмами, которые обеспечивают эффективность профилактической деятельности в образовательной среде.
Список использованных источников
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие. – М.: АспектПресс, 2006. – 236 с.
2. Азарова Л.А., Сятковский В. А. Психология девиантного поведения: учебно-метод. комплекс. Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. – СПб., 2008. – 20 с.
4. Ерофеева О.Г. Педагогические условия реализации конструктивной культурно-досуговой деятельности учащейся молодёжи: автор реф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. – М., 2013. – 23 с.
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : учеб. пособие. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2006. – 304 с.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и пе рераб. Л. : Медицина, 1983. – 416 с.
7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
8. Мищенко И. Е. Профилактика девиантного поведения курсантов военных вузов средствами культурно-досуговой деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05. – Челябинск, 2017. – 25 с.
9. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестн. Омск. ун- та. – 1999. – Вып. 3. – С. 109–114.
10. Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте культурологического исследования: автореф. дис. … канд. культурологии:
24.00.01. – Челябинск, 2004. – 22 с.
11. Радина Н. К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. Н. Новгород : ННГУ, 2004. – 193 с.
12. Стрельцов Ю. В. Культурология досуга : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Ю. А. Стрельцов; М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003. – 297 с.
13. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательная характеристика процесса развития личности : избр. тр. 2-е изд. М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2004. – 672 с.
14. Фурманов И.А. Психология детей с нарушением поведения : пособие для психологов и педагогов. М. : ВЛАДОС, 2010. – 351 с.