Сегодня спорт – это не только активно развивающаяся отрасль экономики страны, но и социокультурный феномен XXI века, который является неотъемлемой частью современного общества наряду с образованием, наукой и культурой. В современных условиях, благодаря проведению большого количества спортивных событий планетарного масштаба, спорт прочно вошел в повседневную жизнь практически каждого человека.
В нашей работе мы более подробно разберем технические виды спорта.
Они делятся на:
1. Автоспорт;
2. Мотоспорт;
3. Радиоспорт;
4. Киберспорт;
5. Авиационный спорт и др.
Технические виды спорта представляют собой комплекс дисциплин, в основе которых находятся навыки в области управления и владения спортивными техническими приспособлениями. В таких видах спорта важно умение человека взаимодействовать с техническими приспособлениями различной степени сложности.
В нашей работе мы подробно рассмотрим автоспорт. Становление и развитие автомобильного спорта принято считать 1894 год, когда прошли первые состязания на автомобиле между Парижем и Руаном. В России датой становления автоспорта можно считать 1898 год, когда состоялась «гонка моторов»под Санкт-Петербургом. Управление автомобильным спортом осуществляется Международной автомобильной федерацией (ФИА), в нашей стране – Российской автомобильной федерацией (РАФ), а также региональными автомобильными федерациями.
С точки зрения физической культуры автоспорт – это искусственно придуманная человеком сфера физического развития под влиянием естественного стремления к реализации https://rsport.ria.ru/20180316/1134147447.html . Автоспорт включает в себя множество разновидностей спорта, в разной степени связанного с автомобилем (например, Формула 1 и автомодельный спорт). Автоспорт объединяет многообразные виды и формы проведения соревнований: кольцевые и трековые гонки, ралли и картинг, картинг и многоборье, заезды на установление рекордов и др.
С точки зрения медицины автоспорт – это не паханое поле объектов исследования (причиненных травм, заболеваний и способов их предупреждения). Для конкретного человека автоспорт – это прекрасная возможность само реализоваться. Для здоровья автоспорт имеет особое значение, ибо он оказывает непосредственное влияние на сохранение правильной реакции организма на физические нагрузки, а тем самым на состояние здоровья и продолжительность жизни.
Виды автоспорта:
1.Картинг – это начало начал в автоспорте и самый распространенный вид автоспорта среди любителей. В некоторых странах картодромы есть практически в каждой деревне. Начинать заниматься можно с 5 лет. Вместе с юным пилотом растет и карт, и уровень соревнований – от кубка местного картодрома до чемпионата мира по картингу.
2.Кольцевые гонки – это огромный пласт соревнований, который внутри подразделяется в зависимости от типа спортивных машин и длительности гонки. Самая известная серия в кольцевых гонках – это чемпионат мира в классе «Формула-1».
3. Дрифт – это автомобильное «фигурное катание», в основном парное. Дисциплина появилась в Японии, где места немного, а управлять автомобилем в заносе очень хочется. Оценки выставляются судьями на основании того, насколько чисто, быстро и зрелищно выполнены все элементы.
4. Дрэг-рейсинг – это дисциплина, где пилоты соревнуются на короткой дистанции в 402 метра. Это рай для инженеров-двигателистов, которым нужно построить «самолет» и заставить его очень быстро разогнаться.
5. Кросс – дисциплина очень похожая на кольцевые гонки, но более жесткая, и вместо асфальта под колёсами чаще всего оказывается грунт, снег, лёд или всё вперемешку. В отличие от кольцевых гонок, кросс проводится и зимой.
7.Зимний трек – он же русский NASCAR (американские гонки на овальных трассах). Чисто русская дисциплина автоспорта.
9.Джип-триал – гонки по пересеченной местности.
12.Ралли – старейшая дисциплина в автоспорте, максимально приближена к реальности. Легковые машины, дороги общего пользования, снег, грунт или асфальт - не важно [1].
На сегодняшний день автоспорт в мире – это огромная инфраструктура, не менее сложная и запутанная, чем, например, система денежного обращения или система отбора космонавтов. Она объединяет в себе спортивные состязания разных видов, масштабов и значимости, отношения между странами, даёт людям новые рабочие места и является движущей силой прогресса в автомобилестроении и многих смежных отраслях.
Автоспортивные соревнования из года в год проводятся во всем мире, и наша страна не исключение. Но если в других странах на трибунах болельщиков сложно найти свободное место, то в России все обстоит совершенно иначе. Об автоспорте в России знает очень мало человек – обычно это те, кто им занимается, а также их семья, друзья, знакомые, коллеги.
Каковы же основные причины низкой популярности автоспорта?
Во-первых, дороговизна и, как следствие, недоступность широкому классу. Большая часть наших граждан прекрасно понимают, что они никогда не смогут стать гонщиками и участвовать в ралли или кольцевых гонках: чтобы повторить любой трюк профессионального пилота нужны годы тренировок. Вместе с тем дрифтовать можно практически на любой машине. Видео с уличным дрифтом собирают миллионы просмотров в различных источниках.
Во-вторых, автоспорт не показывают по телевизору. Хотя многие говорят, что не смотрят телевизор, все же это очень важный показатель популяризации. Футбол показывают по телевизору постоянно – и трибуны всегда полные. Посильную лепту в популяризацию российского автоспорта вносит МАТЧ ТВ – уже два года спортивный телеканал проводит прямые трансляции этапов Российской серии кольцевых гонок. Российская серия кольцевых гонок проводится в рамках программы развития автоспорта SMP Racing. Этапы соревнования проходят на современных автодромах в Московском регионе, Грозном, Сочи, Казани, Нижегородской, Смоленской и Ленинградской областях.
В-третьих, нет государственной финансовой поддержки автоспорта. Например, построенный для проведения Формулы-1 трек в Сочи, в который были вложены государственные средства, в настоящий момент вынужден находиться на самофинансировании. вложили некоторую часть денег во время постройки и на этом сразу все закончилось.
В-четвертых, нет финансовой поддержки от государства и спонсоров и у пилотов. Это самая главная и основная проблема. Чтобы было за кого болеть и смотреть, нужны пилоты из нашей страны, а участие в автоспорте очень дорогое занятие. Только весьма обеспеченные люди могут себе позволить учить своего сына или дочь с семи лет и вкладывать в это миллионы.
В-пятых, нет трасс для соревнований. Гоночные треки есть только под Москвой, от Смоленска до Казани и в Сочи, а жителям других регионов особо негде тренироваться [2]. Что же касается распространения автоспорта в Свердловской области, то уровень распространенности очень низкий. Хотя в Свердловской области существует Федерация автомобильного спорта (ФАС).
Для исследования осведомлённости жителей Свердловской области в сфере автоспорта с целью определения приоритетных способов его популяризации авторами статьи было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 48 жителей Свердловской области. Опрос проводился путем распространения гугл-анкеты в социальных сетях.
Первые вопросы были связаны с определением пола человека и с наличием у него водительских прав. Большинство опрошенных девушки возраста от 18 до 25 лет (предполагаемо, студенты), которые еще не получили водительские права. На рисунках 1 и 2 представлены результаты ответы на вопрос о поле и наличии у респондентов водительских прав.
Рис. 1. Гендерный состав респондентов, % от общего числа
Рис.2. Наличие водительских прав у респондентов, % от общего числа
На следующий вопрос «Знаете ли Вы, что существует такой вид спорта как автоспорт?» все опрошенные респонденты ответили утвердительно.
На вопрос о том, какие виды автоспорта из предложенных знают респонденты, было предложено несколько вариантов ответов. В результате можно сказать, что самыми узнаваемыми видами спорта являются картинг, дрифт и ралли (рис. 3).
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Какие виды автоспорта Вы знаете?»
Пятый вопрос был ориентирован на то, какие автомобильные издания из нижеперечисленных читали респонденты. В результате опроса самым популярным журналом оказался «За рулем», а журналы «Автомир» и «Полный привод 4х4» стали следующими в рейтинге самых читаемых автомобильных изданий.
Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «Приходилось ли Вам читать какие-либо автомобильные издания из нижеперечисленных?»
Результаты ответов на шестой и седьмой вопросы должны были помочь понять, считают ли респонденты автоспорт женским видом спорта. В результате на диаграмме видно, что большинство респондентов считают, что автоспорт — это не только спорт для мужчин, но и для женщин. Результаты опроса представлены на рисунках 5 и 6.
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что автоспорт — это женский вид спорта?», респонденты, % от общего числа
Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «Знаете ли Вы, что существует женский автоспорт?», % от общего числа
В следующем вопросе были предложены несколько фамилий гонщиков и гонщиц из разных видов автоспорта. В итоге по рисунку 7 можно сделать вывод, что самыми узнаваемыми спортсменами стали Михаэль Шумахер и Екатерина Набойченко, а Георгий Чивчян оказался самым неузнаваемым гонщиком.
Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «Слышали ли Вы о перечисленных ниже гонщиках и гонщицах?», % от общего числа респондентов
Следующий блок вопросов был обращен конкретно к теме популяризации автоспорта. Участникам было задано два вопроса «Как Вы считаете, нуждается ли автоспорт в дополнительных способах популяризации?» и «Какие способы Вы можете предложить, чтобы популяризировать автоспорт?». Можно сделать вывод о том, что большинство респондентов считают, что автоспорт нуждается в дополнительных способах популяризации, например, таких как вовлечение и привлечение большего количества людей, добавление этого вида спорта в программу Олимпийских игр, показывать больше онлайн трансляций по ТВ и др. Результаты опроса представлены на рисунках 8 и 9.
Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос «Как Вы считаете, нуждается ли автоспорт в дополнительных способах популяризации?», % от общего числа
Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос «Какие способы Вы можете предложить, чтобы популяризировать автоспорт?», % от общего числа
По результатам исследования можно сделать вывод, что автоспорт в Свердловской области нуждается в кардинальных мерах по его популяризации, особенно в части участия женщин в его развитии. Вместе с тем, опрошенные не смогли указать каналы, которые помогли бы его продвижению. Отсюда вывод, что в рамках плана по продвижению автоспорта необходимо провести дополнительные исследования с целью выявления наиболее эффективных каналов.
В заключении хочется отметить, что любой спорт нуждается в мерах по его внедрению в массовую зрительскую среду. Зрелищные же виды спорта, в которые вкладывается большое количество ресурсов, и к которым, на наш взгляд, относится и автоспорт, обязаны привлекать большое количество зрителей. И задача по их популяризации должна быть одной из основных у профильных федераций и иных спортивных сообществ.
Литература
Завершинская А. Двенадцать видов автоспорта - как найти свою любовь» // «Спорт РИА новости». URL: https://rsport.ria.ru/20180316/1134147447.html (дата обращения: 06.02.2022).
Агуреев И. Топ-10 гипотез почему автоспорт так непопулярен в России как неожиданно человека может заинтересовать Формула-1. // «DRIVE2»: сайт для автолюбителей. URL: https://www.drive2.ru/b/510003796693221431/ (дата обращения: 06.02.2022).