ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Бичиянц А.О. 1, Ширяева Е.И. 1, Савельева О.Е. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образованиесегодня - эторазвитиетворческогопотенциалаличности, котороестановитьсяреальностьюпсихолого-педагогическогопроцесса. Много нового появилось в образовательном учреждении, которое можно классифицировать в соответствии с системно-аналитическим подходом: инновации в содержании образования, в методиках, технологиях, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса, в организации учебно-воспитательного процесса, в управляющей системе вуза, в источниках финансирования.

В период классической индустриализации роль физической работы уменьшалась, а роль знания несколько увеличивалась, а капитала значительно возросло, то в постиндустриальном обществе, которое характеризуется как информационно-инновационное, соотношение трех названных факторов существенно меняется. Знание становится наиболее значительным фактором, менее значимым становится капитал, физическая работа — очень малозначимый фактор. Современная цивилизация в отличие от традиционных обществ уже не может вооружить подрастающие поколения готовой системой специализированных умений и знаний, необходимых для полноценного выполнения разнообразных видов общественно-трудовой деятельности. Во всем мире растет осознание ценности образования, как фактора благосостояния общества, его конкурентоспособности и стабилизации. Экология, как наука вписывается в контекст решения ключевых проблем устойчивого развития, где есть необходимость согласования экономических, социальных и экологических аспектов. Необходимость поиска решений на эту тему говорит о том, что существует спрос на профессиональных экологов, которые играют ключевую роль в защите окружающей среды и её сохранении для будущих поколений. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов бытия людей в целом именно образование не только выполняет стабилизирующую функцию, но и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Классическую парадигму образования эпохи индустриализма и переход к образованию, главной ценностью которого является креативная личность. Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию креативности — творческого мышления и творческих качеств личности студентов.

Экология является наукой, которая постоянно развивается. Именно поэтому экологу предстоит заниматься повышением своего профессионального (и, конечно же, интеллектуального) уровня. Он создает экологические проекты и контролирует процесс их выполнения. Ведет документацию и проводит лабораторные опыты. Специалист должен постоянно контактировать с проверяющими организациями и службами, а также держать под контролем выдачу разрешительных документов. В его функции входит поддерживание связи с сотрудниками специализированных служб в случае возникновение чрезвычайной ситуации. Помимо научно-исследовательской деятельности экологи ведут большую просветительскую деятельность в области экологии и природопользования. Они рассказывают общественности о проблемах природы, способах их решения на уровне отдельных регионов, в России и в мировом масштабе, важности защиты уникальных экосистем.

Воздействие на развитие креативности как личностного качества должно идти через определенный комплекс условий микросреды: высокую степень неопределенности и потенциальную многовариантность (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; а многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Предметно-информационная обогащенность, низкая степень регламентации поведения, возможность усвоение эвристик в обучении, позволяет создать наиболее благоприятный климат для развития творческого мышления.

Для работы в сфере экологии человеку очень пригодятся следующие личностные черты:

-Работоспособность, внутренняя дисциплина, ответственность (нельзя допускать ошибки).

-Аналитический склад ума, скрупулезность и аккуратность в работе с частицами живой природы, увлеченность своим делом.

-Самостоятельность и умение работать в команде (в зависимости от поставленных задач).

-Дипломатичность, гибкость при одновременной порядочности и гражданской смелости (для оспаривания неправомерных действий наделенных властью должностных лиц, госструктур).

Водораздел между традиционным и современным образованием проходит, прежде всего на противопоставлении обучения и образования, которые в действительности не исключают, а дополняют друг друга. Обучение и образование — это социально-педагогическая реальность. Они отличаются и по целям, и результатам. Обучение дает алгоритм деятельности, а образование развивает творческий потенциал. Экологи могут работать в различных областях, в зависимости от уровня их образования. Одно из направлений профессии эколог занимается полевыми и лабораторными исследованиями, работая в отраслях, связанных с образованием, консалтинговыми услугами и местными или государственными учреждениями.

Степень кандидата наук в области экологии может привести к карьере специалиста по дикой природе, лесника или натуралиста, каждый из которых будет являться своего рода учёным. Обычно такие специалисты помогают анализировать и рационализировать использование природных ресурсов в целях улучшения окружающей среды. При этом профессия лаборант-эколог чаще подразумевает работу под руководством именно такого учёного, чем самостоятельную деятельность. Степень магистра поможет создать карьеру в области управления экологическими программами. Управление может распространяться и на полевые работы, и на лесное хозяйство, и на экологическое планирование, и на консалтинг.

Другая работа магистра экологии (или инженер-эколог) может заключаться в координировании программ и управление природными ресурсами. И первое, и второе одинаково помогает улучшать и защищать экосистемы. Экологи со степенью бакалавра могут работать преподавателями в начальной, средней и старшей школе (одно из названий данной профессии — биолог-эколог). Впоследствии, с приобретением докторской степени может расширить возможности преподавательской деятельности до обучения студентов и аспирантов колледжей и университетов.

Одним из главных препятствий для адаптации в условиях радикального изменения социокультурной и политико-экономической среды является низкий уровень способностей отношенческого поведения, требующего свободы выбора и независимости в принятии решения. Загрязнение атмосферы, воды и почв, климатические проблемы делают все более актуальным изучение экологии. С увеличением массового производства возрастают требования, предъявляемые к предприятиям природоохранным законодательством. В этой связи профессия эколога будет становиться более востребованной и выше оплачиваемой.

Источники:

1. Савельева О.Е. История становления и развития конкурентоспособности специалиста на рынке труда

2. https://businessman.ru/post/vostrebovannost-i-tyisyach-rubley-rabota-ekologom-v-rossii---plyusyi-minusyi-i-zarplata.html

3. https://intalent.pro/article/vostrebovannost-professii-ekolog-v-sovremennom-mire.html

4. https://proforientator.ru/publications/articles/ekolog.html

Просмотров работы: 4