Актуальность работы связана с необходимостью изучения профессиональной деятельности сотрудников ОВД, в динамично изменяющихся условиях современного мира, с целью увеличения ее эффективности при выполнении поставленных задач. Это определяет необходимость исследования современных психологических подходов к решению этой проблемы [1-4].
Цель исследования: на основе анализа деятельности выявить у сотрудников профессионально важные качества, необходимые для эффективного выполнения задач.
В данном исследовании приняли добровольное участие 31 сотрудник. Все они проходят службу в подразделениях оперативных взводов специального назначения (ОВСН). Возраст сотрудников составляет от 22 до 46 лет, стаж службы в ОВД от 1,5 до 23 лет. Все сотрудники принявшие участие в исследовании, неоднократно выполняли поставленные перед ними задачи связанные с задержанием лиц совершивших административное правонарушение или преступление. Процесс проведения исследования происходил методом системно ситуативного анализа деятельности (индивидуальное ретроспективное интервью), при помощи которого был сформирован банк данных о ситуациях, взятых из профессиональной деятельности сотрудников ОВСН ОМОН.
При проведении исследования были:
- изучены регламентирующие документы, в рамках деятельности сотрудников ОВД;
- проведены консультации с экспертной группой;
- на основе выделенной информация о профессиональной деятельности были сформулированы вопросы и структурированы в бланк;
Полученные данные в виде заполненных анкет, были обработаны и занесены в разработанную базу данных, после чего был произведен анализ, и получены результаты о профессиональной деятельности, связанной с задержанием.
Исходя из анализа полученной информации, можно выделить следующие трудности:
1. В более чем половине случаев сотрудники находились в некомфортных климатических условиях.
2. Физическое сопротивление с противодействующей стороны, создавало угрозу для сотрудников, и способствовало как физическому, так и психологическому истощению сил.
3. Возникала эмоциональная напряженность, проявление чувства тревоги, гнева, страха, в связи с ответственностью за безопасность посторонних граждан, опасности и внезапности происходящих событий, а также агрессивного воздействия противодействующей стороны.
4. Эффект неожиданности усложнял способность быстро обрабатывать оперативную информацию, а также возникали трудности при выполнении нескольких действий одновременно.
Исследуя полученные данные о деятельности сотрудников ОВД, а также возможных трудностях возникающих в ходе выполнения профессиональных задач, связанных с задержанием правонарушителей и преступников, можно сделать вывод, что для эффективного выполнения данных задач, сотрудник ОМОН должен обладать следующими профессионально важными качествами:
1) Профессиональные качества – физически развитый, со стажем более одного года и имея достаточный уровень в тактической подготовке, хорошо знать свои служебные обязанности и регламентирующие его деятельность нормативные документы.
2) Морально-психологические качества – умение работать в небольших группах, чувство товарищества, принципиальность, мужество, решительность, смелость, уверенность, настойчивость.
3) Познавательные и интеллектуальные качества – развитое восприятие оперативно поступающей информации, скорость реакции для быстрого принятия решения, профессиональную память для запоминания и оперативного воспроизведения необходимой информации, внимание для оптимального контроля над безопасностью.
4) Эмоционально-волевые качества – оптимальная работоспособность, сдержанность в эмоциях, выносливость, способность брать на себя ответственность, уверенность в своих силах.
5) Коммуникативные качества – общительность, способность к бесконфликтному диалогу с гражданами, умение слушать, способность располагать к себе людей.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что выявляя, профессионально важные качества сотрудника ОВД, можно получить те ПВК профессионала которые будут соответствовать требованиям более эффективного выполнения исследуемой профессиональной деятельности.
Список литературы
Глушко А.Н. Формирование профессиональной психологической пригодности курсантов военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации. Монография. М.: Военный университет. 2003, 182 с.
Мягких Н.И. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Сборник тезисов выступлений участников региональных семинаров практических психологов. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. С. 27-57.
Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронов А.Д. М.: НИЦПМО МВД России, 1997. С. 344.
Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России. 2001. 308 с.