ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕНЬГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕНЬГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Васильева Ю.Н. 1, Баишева М.И. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке экономических скачков и падений. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. По утверждению исследователей, экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, где играют главную роль игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения и воспитания.

С начала времен, игра стала занимать огромное место в жизни людей. При помощи игры проявляются все важнейшие черты личности. Детство без игры - это лишение ребенка главного источника развития: проявления творческого начала, первичных навыков в социуме, возможных коллективных отношений, стимулирование процесса познания мира.
Т.Л. Чепель считает, что игра – это процессуально-ориентированное обучение, поскольку активность учащихся определяется не столько образовательной задачей, сколько самим процессом игры: игровой ситуацией, правилами игры, характером развивающихся в ней отношений и событий.

Про игры и игровые технологии писали такие ученые, как Е.В. Великанова «Зрелищно-игровой досуг», Е.И. Григорьева учебное пособие «Современные технологии социально-культурной деятельности». Они в той или иной степени затрагивали образование, воспитание и социализацию детей, опираясь на игровые технологии. Так как ребенок старшего дошкольного возраста усваивает лучше информацию в процессе игры.

Цель исследования: изучение педагогических условий формирования у детей элементарных экономических представлений о деньгах посредством сюжетно-ролевой игры.

Методы исследования:

- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

- диагностические методы изучения формирования элементарных экономических представлений о деньгах у детей;

- количественно-качественный анализ экспериментальных данных.

Методологическая основа исследования: научныетруды: Л.С. Выготского, Е.А. Курак, И.В. Житко, А.А. Смоленцевой, К.Д. Ушинского, А.Д. Шаталовой, Л.М. Казарян, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой.

Научно-теоретическая новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий, которые обеспечивают эффективное формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений о деньгах посредством сюжетно-ролевой игры.

Практическая значимость исследования заключается в разработке этапов работы педагога с детьми и плана ОД, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений о деньгах посредством сюжетно-ролевой игры.

База исследования: подготовительная группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка «Кэнчээри» село Амга, Амгинского улуса (района), Республики Саха (Якутия).

В программах экономического образования детей подчеркивается, что ребенок должен знать о существовании денег, об отсутствии денег в семье. Ребенок-дошкольник должен знать, что деньги в семье зарабатываются старшими. В настоящее время возникают все больше новых ценностей, прежние утрачиваются, по-другому воспринимается жизнедеятельность современного общества. Дошкольник погружается в современную жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее усовершенствовать. Ему с одной стороны проще, над ним не тяготеют старые знания, но с другой стороны ему сложнее – он еще не представляет, как в существующем мире реализовать себя, но он и счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать… Независимо от того, практикует дошкольное учреждение экономические воспитание или нет, ребенок активно черпает некоторую информацию из окружающего мира и общества, но она остается всего лишь информацией, а главная задача воспитателя дошкольного учреждения и родителей научить ребенка активно использовать эти знания на практике [1].

Облегчение в реализации экономического воспитания заключает тот фон, который существует сегодня. Ребенок фигурирует в экономических процессах. Он вместе с родителями посещает в магазин, кафе, кинотеатры и т.п. Иногда сам совершает покупки, поэтому хотим мы этого или нет, он получает экономический опыт. Исходя из этого, приоритетная задача воспитателя не только дать информацию об экономических процессах, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями пользоваться, т.е. воспитать экономиста. Поэтому игровая деятельность является отличным проводником в обучении и воспитании знаний и умений в сфере экономики современного мира.

Игра является неотъемлемой частью обучения воспитания, поэтому ее часто используют как педагогическую технологию. Отсюда следует научное определение «игра», которую дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра» - это то, чем играют во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие» [2, с. 415].

Но помимо В.И. Даля определение игре дает Т.С. Бибарцева [3, с. 5]:

1. Игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

2. Игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;

3. Игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

4. Игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации.

Отсюда следует, что экономическое познание или какие-либо другие сферы детьми старшего дошкольного возраста усваиваются проще через игровые технологии, например через сюжетно-ролевые игры или через дидактические игры.

Наряду с наглядными, практическими, словесными методами одно из особых мест в развитии экономических знаний занимает сюжетно-ролевая игра, так как в процессе игровой деятельности ребенок познает такие роли, как продавец, покупатель, предприниматель и т.п.

В сюжетно-ролевых играх ребенок знакомится с такими терминами, как «деньги», «продукты», «товары», «продажа» и т.п.

По утверждению Шатовой, сюжетно-ролевые игры на экономические темы гарантируют следующие условия: постигаются определенные правила поведения, развиваются нравственные качества, что очень важно для детей старшего дошкольного возраста, ребята учатся правильно себя вести в той или иной социальной роли, которая сложилась в их окружении, благодаря этому происходит социально-коммуникативное развитие детей [4].

Диагностика элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является очень важным элементов процесса экономического воспитания детей.

Экономические познания детей старшего дошкольного возраста хорошо отображаются в их экономических навыках, в умении решать определенные задачи с экономическим направлением и использовать приобретенные познания в новой ситуации.

Для определения и изучения качества экономического воспитания старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад «Кэнчээри», где приняли участие 10 дошкольников подготовительной группы.

Задачи эксперимента:

- определить уровень сформированности экономических познаний дошкольников на первичном этапе исследования;

- проанализировать полученный результат экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте приняли участие 10 детей подготовительной группы МБДОУ «ЦРР- детский сад «Кэнчээри» с. Амга.

В ходе анализа использовалась диагностическая методика, главной целью являлась установление уровня сформированности экономических представлений дошкольников.

Со всеми детьми проводилась индивидуальная работа – были заданы по 3 вопроса в каждом задании и по результатам обследования определили уровень экономических представлений у детей. При исследовании мы опирались на работы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [4], Е.А. Курак «Экономическое воспитание» [5, с. 180].

Перечень заданий по определению уровня экономического представления детей были позаимствованы из издания А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»:

1 задание. Цель: Определить степень знаний о потребностях человека, животных, растений (что нужно для существования, роста и развития человека, животных, растений );

2 задание. Цель: Определить уровень детей, их знаний о природных, капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование), производителях товаров и услуг (знаешь ли ты что такое природные ресурсы; назови виды транспорта, инструменты);

3 задание. Цель: Определить степень знаний о денежных средствах и стоимости товаров (знаешь ли ты что такое деньги, какие виды денег ты знаешь, знаешь ли ты что такое стоимость товара);

4 задание. Цель: Определить уровень знаний о рекламе (для чего нужна реклама, рекламу какого вида ты знаешь, попытайся рекламировать эту игрушку).

По результатам показателей, которые соответствуют критериям, можно определить уровень экономического воспитания: высокий, средний и низкий.

Е.А. Курак в своей работе «Экономическое воспитание» прописывает критерии определения уровня экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономического понятия, показывают ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить приобретённые знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают большое количество вопросов, при этом и самостоятельно пробуют отыскать ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, активно делают задания, правильно доводят начатое дело до конца»;

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них имеется неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не могут применять имеющиеся знания; под управлением взрослых умеют организовывать свою деятельность, вовремя выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но готовы показывать настойчивость в достижении цели»;

Низкий уровень: дети не могут применять смысла экономических понятий, не проявляют внимания к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют экономические слова в речи; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, вернувшись к игре; не расположены к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не показывают упорство в достижении цели» [5, с. 180].

Определить уровень экономических познаний у дошкольника можно следующим образом – к прописанным признакам в критериях присуждается определенный балл: при ярко выявленном признаке – 3 балла, при его устойчивом выявлении – 2 балла, при слабом выявлении – 1 балл, при отсутствии – 0 баллов.

По данной балловой системе определяются уровни:

Низкий уровень – от 3 до 6 баллов,

Средний уровень – от 7 до 10 баллов,

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов.

По результатам диагностического эксперимента на констатирующем этапе выявили Высокий уровень – 2 дошкольника;

Средний уровень – 5 дошкольников;

Низкий уровень – 3 дошкольника.

Группа дошкольников показала себя на среднем уровне развития экономических познаний.

Самый высокий уровень был отмечен на третьем и четвертом задании. Весьма высокий уровень познаний о денежных средствах, рынке и стоимости показали 3 ребенка, также уровень ниже среднего показали 1 ребенок. Высокий уровень о рекламе 4 ребенка, а низкий уровень дети не показали.

Никий уровень познаний был отмечен в первом задании и во втором. Высокий уровень в пункте о потребностях показал 1 ребенок, низкий 1 ребенок. Высокий уровень познаний о ресурсах показали 2 ребенка, низкий 1 ребенок.

По результатам констатирующего этапа у дошкольников наблюдается не высокие знания и представления об экономической сфере общества. У них низкий уровень отображения экономических реальностей в различных видах деятельности, а все по той причине, что дети не увлечены полученными знаниями и у них нет желания это воспроизводить в жизнь. Сложившаяся ситуация объяснима тем, что педагоги дошкольного учреждения и родители уделяют мало внимания на данную сферу при воспитании ребенка и это происходит чаще по той причине, что у взрослых отсутствует необходимая информация по данному вопросу. По результатам эксперимента мы подтвердили актуальность поставленной проблемы и начали активный процесс экономического воспитания.

Исходя из результатов первого этапа, мы решили на формирующем этапе организовать работу по повышению экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

Главная цель формирующего этапа - сформировать экономические познания при помощи введения сюжетно-ролевой игры, которая будет способствовать формированию экономического воспитания дошкольников.

Если правильно применить сюжетно-дидактическую игру, то она может помочь изучить значение трудовой деятельности взрослых, также исполняя все правила действия в подходящей обстановке. И этого можно достичь при соблюдении определенных условий организации игры:

- Выбор знаний для игры;

- Знакомство с трудовой деятельностью взрослых через пример;

- Введение экономического содержания в сюжет игры;

- Обогащение игровой деятельности по тематике, сюжетной линии, ролям и взаимоотношениям;

- Коллективное создание декораций и атрибутов для игры;

- Участие воспитателя в игровом процессе;

- Формирование игровой проблемной ситуации.

Формирующий этап проходил в течение 3 недель, по 2 раза в неделю.

По итогам диагностики выявили следующие результаты:

- Высокий уровень увеличился до 4 детей – для этих детей присущи выделения существенных признаков объекта, целостное формирование системы представлений. Ребята на этом уровне обладают полными, правильными образами, легко выявляют причинно-следственные связи, распределяют по признакам и разъясняют свои поступки. И активно пользуются приобретенными знаниями на практике;

- Средний уровень выявил 5 детей – на этом этапе дети владеют правильными, но не совсем полными представлениями о явлениях и процессах, которые осуществляются в экономической сфере. Ребята пытаются объединять свойства в одно целое понятие, пробуют создавать классификации по определенному признаку.

- Низкий уровень у 1 ребенка. Эти дети владеют не полными и неверными представлениями в экономической сфере. Не могут выявить причинно-следственные связи, затрудняются в классификации по определенным критериям. И не используют экономические знания в жизни.

Для успешного формирования элементарных экономическихпредставлений у детей о деньгах мы предусматриваем этапы работы педагога с детьми:

Мотивационно-целевой. Обеспечивает добровольное включение детей в деятельность, формирует потребность в решении актуальной для ребенка проблемы, используя различные педагогические приемы. Включает в обсуждение проблемы, задает наводящие вопросы. Высказывает свои представления о желаемом, мнение по поводу ситуации, обсуждает проблему или варианты проблем, принимает решение по поводу основной проблемы и формулирует цель проекта, определяет его социальную и личную значимость.

Исследовательский. Организует поиск информации по лэпбукам. Направляет поиск детей, задает вопросы.

Проектировочный. Организует поиск оптимального решения проблемы в ходе обсуждения различных вариантов, создает ситуации, задает вопросы для осознанного и правильного решения. Осуществляет анализ и оценку идей, определяет способы решения проблемы обсуждает критерии оценки проекта.

Технологический. Помогает определить условия и средства, необходимые на каждом этапе деятельности, задает наводящие вопросы в случае затруднений и ошибочных намерений. Составляет план действий, подбирает средства для их реализации.

Практический. Контролирует выполнение намеченного плана, оказывает поддержку, помощь в случае возникающих у детей затруднений, регулирует взаимодействие детей. Выполняет намеченный план, соотносит свои действия с планом, вносит коррективы в процесс деятельности.

Контрольно-диагностирующий. Организует оценку выполненной работы в соответствии с планируемым продуктом и критериями его оценки, помогает детям выявить недостатки и возможные пути их устранения, успешно завершить намеченную работу.

Для реализации поставленных задач нами разработан план работы с детьми по изучаемой проблеме.

План работы по экономическому воспитанию дошкольников

Блочные темы

Решаемые задачи

Методы

Наименование пособия

«Супермаркет»

Развивать умения осуществлять операции купли-продажи, продемонстрировать разнообразие товаров, воспитывать культуру общения

Игра

«Играем в экономику»

Маленькие покупки

Показать, что все вещи стоят денег, научить сравнивать стоимость товара с имеющимися средствами

Сюжетно-дидактическая игра после экскурсии в магазин

Предварительная работа «Играем в экономику»

«Рекламное агентство»

Научить ребят выполнять определенные игровые действия, проявлять инициативу. Познакомить детей с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве.

Игровые процедуры

План-схема «Играем в экономику»

«Петушок и бобовое зернышко»

Раскрыть цепочку в трудовой игровой деятельности, продемонстрировать связь трудовых процессов

Сюжетно-дидактическая игра

План-структура игры

Банк

Расширить первичные представления детей о некоторых операциях, выполняемых в банке

Сюжетно-ролевая игра

«Играем в экономику»

Пекарня

Развивать навык общения, умение договариваться, воспитывать чувство заботы, осознание значимости труда

Сюжетно-ролевая игра

«Играем в экономику»

В исследовании нами обоснована целесообразность сюжетно-ролевой игры на экономические тематики, они способствуют тому, что знания, понятия и смыслы закрепляются не механически, а активно формируется самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с окружающим миром.

Список литературы

Лысенко, Т.Н. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие пространственных отношений / Т.Н. Лысенко.- [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/11/29/didakticheskie-igry-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na/29.11.2013

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /. В.И. Даль. – М.: 3-е издательство, 1903-1909.

Бибарцева, Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы / Т.С. Бибарцева. - СПб., 1999. - 64 с.

Шатова, А.Д. "Дошкольник и экономика". Авторская программа/ А.Д. Шатова. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/1x4ae8.html/17.03.2016

Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 180 с.

Просмотров работы: 73