Введение
Органическое сельское хозяйство – это целостная система управления аграрным производством, которая поддерживает и способствует сохранению окружающей среды и накоплению природного капитала. Органическое сельское хозяйство, прежде всего, делает упор на практику управления, а не на использовании внешних ресурсов, принимая во внимание, что конкретные региональные условия требуют собственных, адаптированных к своему региону механизмов.
Эпоха цифровизации в 21 веке не прошла мимо сферы сельского хозяйства. В данной статье я бы хотел представить электронный органик-паспорт, с помощью которого можно выдавать определенные рекомендации заказчикам по этапности перехода к ведению органического агропроизводства на исследуемой территории или получения научно-подтвержденных основания для мотивированного отказа от данного перехода.
Органическое сельское хозяйство – производственная система, которая поддерживает здоровье почв, экосистем и людей. Зависит от экологических процессов, биологического разнообразия и природных циклов, характерных для местных условий, избегая использования неблагоприятных ресурсов. Органическое сельское хозяйство объединяет традиции, нововведения и науку, чтобы улучшить состояние окружающей среды и развивать справедливые взаимоотношения и достойный уровень жизни для всего вышеуказанного [1].
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека [2].
Агропроизводство – это совокупность всех отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя [3].
Органическое земледелие – это метод ведения сельского хозяйства, который исключает применение пестицидов, гербицидов, химических удобрений, различных регуляторов роста растений, а также генно-модифицированного посевного материала [4].
Электронный органик-паспорт анализирует территории (муниципального образования, сельского поселения или др.) и может на основании анализа большого массива данных (значений различных показателей, характеризующих почвенно-климатические, фитосанитарные, экологические, радиационно-токсикологические, социально-экономические, рекреационные и др. условия и ресурсы), выдавать определенные рекомендации заказчикам по этапности перехода к ведению органического агропроизводства на исследуемой территории или получения научно-подтвержденных оснований для мотивированного отказа от данного перехода. Благодаря цифровизации органик-паспорта и создания электронного устройства, будет повышена эффективность за счет оптимизации и автоматизации процессов, а также после его внедрения, организована согласованная работа IT-систем.
Для начала надо сделать определение опытно-аналитическим путем комплекса почвенно-климатических, фитосанитарных, экологических, радиационно-токсикологических, социально-экономических, рекреационных и других показателей, необходимых для оценки пригодности территории к поэтапному переходу к технологиям органического агропроизводства в конкретных условиях муниципальных образований.
После чего необходимо провести определение категорий пригодности территорий к поэтапному вовлечению в органическое агропроизводство.
Затем с помощью органик-паспортов для территорий муниципальных образований, содержащих научные рекомендации по поэтапному переходу к технологиям органического агропроизводства, сформировать комплекс условий (предпосылок) для поэтапного перехода к научно-обоснованным технологиям органического агропроизводства, включая технологии точного органического земледелия, и последующей сертификации хозяйств паспортизированных территорий муниципальных образований Волгоградской области по стандартам органик-производства.
В результате необходимо провести цифровизацию органик-паспортов, внедрить технологии и сделать электронный органик-паспорт для перехода всей информации, содержащейся на разных бумажных и прочих носителях, в единую и более доступную цифровую среду, где ею проще будет воспользоваться, процесс станет более «гибким», а получить точное решение станет намного доступнее и удобнее.
органы власти регионов РФ (в случае разработки унифицированного электронного органик-паспорта муниципального образования);
органы местного самоуправления (комитеты сельского хозяйства и экономики муниципальных образований, главы сельских поселений);
руководители сельскохозяйственных предприятий, фермеры (К(Ф)Х);
предприниматели в сфере малого и среднего бизнеса (переработка сельскохозяйственной продукции и др.);
владельцы ЛПХ;
образовательные учреждения (ВУЗы, СУЗы);
научно-исследовательские учреждения;
общественные объединения (например, союзы или ассоциации производителей органик-продукции или услуг, связанных с органическим производством);
производители сырья для органик-производства;
сертифицирующие организации (органик-сертификаторы).
Заключение. В результате выполнения моделирования бизнес-процесса по цифровизации в сфере сельского хозяйства, а именно внедрения электронного органик-паспорта, были созданы IDEF0 диаграммы (показаны на рисунках 1, 2, 3 и 4) которые отображают правила выполнения процессов для достижения поставленных целей и задач.
Рисунок 1 – диаграмма IDEF0 «Как есть»
Рисунок 2 – диаграмма IDEF0 «Как есть»
Рисунок 3 – диаграмма IDEF0 «Как будет»
Рисунок 4 – диаграмма IDEF0 «Как будет»
Википедия [Электронный ресурс] //. URL:.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Органическое_сельское_хозяйство
(Дата обращения: 25.02.2022)
InvLab [Электронный ресурс] //. URL:.
https://invlab.ru/texnologii/kakie-sfery-zatronet-cifrovizaciya/
(Дата обращения: 25.02.2022)
АгроПродМаш [Электронный ресурс] //. URL:.
https://www.agroprodmash-expo.ru/ru/ui/17102/
(Дата обращения: 26.02.2022)
Решение-верное.рф [Электронный ресурс] //. URL:.
https://решение-верное.рф/organik-land
(Дата обращения: 28.02.2022)