Готовность выпускников к успешной карьере является одним из основных критериев качества профессионального образования. На сегодняшний день основополагающим является компетентностный подход, который предлагает пересмотр взаимоотношений профессиональной школы и работодателя. Развитие основных отраслей экономики вызывает изменения в профессиональной деятельности специалистов различного профиля: на смену узкоспециализированным профессиям приходят широкопрофильные. При проектировании содержания профессионального образования необходимо анализировать требования работодателей, представителей предприятий определенной отрасли экономики. В настоящее время работодатель предъявляет к специалистам особые требования. Такими требованиями являются профессиональная мобильность, профессиональная адаптация на рынке труда, конкурентоспособность, предметно-профессиональная компетентность (правовая, экономическая, экологическая, информационная культура, повышение квалификации, креативность и др.). Поэтому в данной статье мы предлагаем рассмотреть методы обучения специалиста.
Метод - способ достижения цели, определенный способ упорядоченной деятельности. Метод обучения - это метод упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, деятельности, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, добиться усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Выделяют три основные группы методов обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной, поскольку учитывает все основные структурные элементы деятельности. В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. В ней учтены все основные функции и стороны методов, выявленные этим периодом педагогической науки, не отбрасывая ни одну из них. Но он не просто механически объединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения ее новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в учреждении среднего профессионального образования. Прежде чем перейти к характеристике отдельных методов обучения, следует отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании иногда методы определяют, как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение учебных задач. Перейдем к более подробному описанию всех основных групп методов обучения в профессиональной подготовке работников энергетики.
Словесные методы обучения.
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их объяснения преподаватель излагает и объясняет учебный материал через слово, а обучаемые активно воспринимают и усваивают его посредством прослушивания, запоминания и осмысления. Эти методы предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Эти методы предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Возможны несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первой - подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, что может осуществляться и другими методами, например, беседой. Этот тип рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, что позволяет вызвать интерес к новой теме, вызвать потребность в ее активном освоении. В ходе рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, выделяя главное, существенное, используя иллюстрации и убедительные примеры. Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Преподаватель в нем обобщает основные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по данной теме. В ходе применения метода рассказывания используются такие методические приемы, как: подача информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемические, ассоциативные), логические приемы сопоставления, сопоставления, выделения главного, обобщения.
Учебная лекция.
Учебная лекция как один из словесных методов обучения предполагает устное изложение учебного материала, которое отличается большей емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок, а рассказ - только его часть. В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, удержания внимания на длительное время, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказывания, классификации, систематизации и обобщения и др. Условия эффективной лекции - четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически связное и последовательное изложение всех пунктов плана поочередно с подведением итогов и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующий раздел. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать наглядные пособия. Лекция читается в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Поэтому учителя четко выделяют то, что следует записать, недвусмысленно повторяя при необходимости, чтобы облегчить запись.
Беседа.
Метод беседы предполагает беседу между учителем и учащимися. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно ведущих учащихся к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает беседу между учителем и учащимися. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих обучаемых к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. При применении метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учащихся, приемы исправления ответов, приемы формулирования выводов из беседы. Вопросы для беседы должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком сильное дробление темы на вопросы разрушает ее логическую целостность, а слишком объемные вопросы становятся недоступными для обсуждения учащимися. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы для продолжения обсуждения изучаемой проблемы. Возможны беседы, в ходе которых учащиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее изученное, делают выводы, ищут новые примеры использования ранее изученного явления в жизни. Такие беседы носят в основном разъяснительный характер и рассчитаны главным образом на оперирование ранее изученным, на активизацию памяти учащихся. При этом возможны и весьма желательны при достаточной подготовке учащихся беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами ищут возможные ответы на проблемные задания.
Наглядные методы обучения.
Наглядные методы достаточно важны для учащихся, обладающих зрительным восприятием действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов использования наглядных пособий, позволяющих добиться большего воспитательного и воспитательного, а также развивающего эффекта. Он ориентирует преподавателей на использование наглядных методов обучения с целью одновременного развития абстрактного мышления учащихся. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, тем или иным образом сочетаются с вербальными методами. Тесная связь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной действительности предполагает использование живого созерцания, абстрактного мышления и практики в единстве. На основе исследований Л.В. Занкова можно выделить несколько основных форм сочетания слов и наглядности:
через слово учитель направляет наблюдение, которое осуществляется учащимися, а учащиеся извлекают знания о внешнем виде предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях из наиболее зрительный объект в процессе наблюдения;
с помощью слова педагог на основе наблюдения за зрительными объектами, осуществляемого обучаемыми, и на основе их знаний подводит обучаемых к постижению таких связей в явлениях, которые невозможно увидеть в процессе восприятие;
информацию о внешнем виде предмета, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные пособия служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
начиная с наблюдения учащимся зрительного объекта, учитель сообщает о таких связях между явлениями, непосредственно не воспринимаемыми учащимися, или делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.
Таким образом, существуют различные формы связи между словами и визуализацией.
Практические методы обучения.
Практические методы обучения охватывают очень широкий круг различных видов деятельности обучаемых. В ходе применения практических методов обучения используются следующие приемы: постановка задачи, планирование ее выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ результатов практической работы, выявление причин недостатков, корректировка обучения для полного достижения цели. К практическим методам относятся письменные упражнения, в ходе которых обучаемый отрабатывает на практике полученные знания. К практическим методам относятся также упражнения, выполняемые обучаемыми с использованием звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратуры, сюда же относятся компьютеры. Практические методы используются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практическим должно предшествовать назидательное объяснение преподавателя. Устные пояснения и иллюстрации обычно сопровождают сам процесс выполнения работы, а также анализ проделанной работы, который лучше всего проводить при личном контакте с учеником.
Индуктивные и дедуктивные методы
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют чрезвычайно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Использование индуктивного и дедуктивного методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактологический характер или связан с образованием понятий, смысл которых может стать ясен только в ходе индуктивных рассуждений. Индуктивные методы широко применимы для изучения технических устройств и решения практических задач. Многие математические задачи решаются индуктивным методом, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению какой-либо более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения в том, что они требуют больше времени для усвоения нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей степени способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, эксперименты и другие данные. Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активно развивает абстрактное мышление. Его применение особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из каких-то более общих положений. Но это не значит, что необходимо переходить к дедуктивному изучению всего материала. Необходимо найти его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода невозможно успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.
Репродуктивный и проблемно-поисковый методы обучения.
Выделяют репродуктивный и проблемно-поисковый методы обучения, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности учащихся в познании новых понятий, явлений и закономерностей. Они выделяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности учащихся в познании новых понятий, явлений и законов. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание информации, предоставляемой учителем или другим источником. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Визуализация в репродуктивном методе обучения также используется для того, чтобы лучше и активнее усваивать и запоминать информацию. Примером наглядности, например, являются методические и учебно-технологические карты, используемые в процессе производственно-теоретической подготовки будущих специалистов. В них последовательно отображаются особо яркие операции, схемы и зарисовки, активизирующие запоминание материала. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе работы, учащиеся применяют ранее или только что полученные знания по образцу. При этом в ходе практической работы студенты самостоятельно не повышают свои знания. Репродуктивные упражнения особенно эффективны в содействии выработке практических навыков и умений, так как превращение в навык требует повторных действий по образцу.
Проблемно-поисковые методы обучения.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует следующие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводы, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, опираясь на предыдущий опыт и знания, делают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее полученные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональное решение. Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемной лекции предполагает, что преподаватель в ходе изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и направляет мышление учащихся, делая его более активным и творческим. Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе нее преподаватель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны выдвигать какие-либо предположения, а затем пытаться самостоятельно доказать их обоснованность, тем самым добиваясь самостоятельных успехов в усвоении новых знаний. Если при эвристической беседе такие предположения обычно касаются лишь одного из основных элементов новой темы, то при проблемно-поисковой беседе учащиеся решают целый ряд проблемных ситуаций. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения используются уже не для активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, создающих проблемные ситуации на уроке.
Современное профессиональное образование выдвигает на первый план развитие общих и профессиональных компетенций, что обусловлено в том числе требованиями ФГОС третьего поколения. Для выполнения этих требований необходима модернизация не только содержания образования, но и методики его реализации. По этой причине всё большее распространение получают инновационные методы обучения.
В разные периоды истории тем или иным методам отдавался приоритет. Но при этом практика показала, что ни один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достичь только при использовании нескольких методов, так как ни один из них не универсален.
Сфера образования представляет собой одну постоянно развивающихся отраслей. Во многом именно она определяет создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Поэтому внедрение новых форм и методов работы – постоянная потребность образования. Благодаря внедрению инноваций формируется новое образовательное пространство – система глобального, индивидуализированного и непрерывного образования. На сегодняшний день главная задача педагогов – не дать знания, а научить их добывать. Поэтому сейчас всё больше набирают популярность активные методы обучения, которые заключаются в самостоятельном добывании знаний, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают мышление и формируют практические умения и навыки.
Активные и интерактивные методы обучения.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Эта поговорка ёмко отражает смысл обучения, основанного на методах практико-ориентированного обучения.
Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически идентично, но главное их отличие друг от друга – это «уровень активности».
Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.
Основная цель обучения – научить применять полученные знания на практике. Ещё в шестидесятых годах прошлого века американский педагог Эдгар Дейл, давая учащимся одну и ту же информацию разными способами, доказал, что имитация реального опыта приводит к 90% усвоения материала.
К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты и другие.
Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.
К интерактивным методам относятся следующие формы организации обучения:
1) дискуссия и эвристическая беседа;
2) метод проектов;
3) мозговой штурм;
4) кейс-метод;
5) ролевые и деловые игры;
6) тренинги.
К сожалению, пока нет чёткой классификации интерактивных методов обучения. Это связано с тем, что нет чёткого разграничения активных и интерактивных методов. Одни и те же формы организации обучения относятся и к активным, и к интерактивным методам.
В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, наблюдается явный переизбыток выпускников вузов технических специальностей, а, с другой стороны, отечественная промышленность нуждается в таких же выпускниках технических специальностей, которые способны заниматься инновационной деятельностью. Корни этих противоречий надо искать в системе существующего технического образования. Поэтому в рамках статьи попытались раскрыть основные методы обучения, влияющие на подготовку кадров для энергетики. Но также стоит заметить, что эффективность сочетания методов и форм профессиональной подготовки работников энергетики в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей во многом зависит от научно-педагогической компетентности преподавателя в этом вопросе.
Список использованной литературы
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. – М., 2012 – 450 с. |
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1999 – 336 с. |
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2017 – 220 с. |
Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 2014 – 386 с. |
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 2015 – 185 с. |
Косинова В.Ф., Сазонова Л.И. Научно-методическая работа преподавателей// Специалист, 2019, № 11 |
Костюкова С.В. Профессиональное самоопределение молодежи// Профессиональное образование, 2019, № 2 |
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2016 – 348 с. |
Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. – М., 2016. – 239 с. |
Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов. – М., 2014 – 272 с. |
Степаненко В.И. Дидактика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Армавир, 2015 – 116 с. |