Сущность понятия «творческие способности» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Сущность понятия «творческие способности»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческие способности являются одним из важных компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческой способности. Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремиться преобразовывать мир по собственному желанию. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в движениях, танцах и рисовании. Освоение детьми выразительных средств искусства, сцепляющих эмоциональную сферу ребёнка и основанных на стремлении познавать окружающий мир, помогает создать творческую способность, желание преобразовательных действий.

Л.С. Выготский [3] отмечает, что творчество неотделимо от проверенных знаний и умений, служащих источником творческого акта Е.П. Торренс творчество определял как процесс обнаружения отсутствия каких-либо необходимых элементов в наличном знании, а также связанных с этим поиск их заполнения.

Способности можно рассматривать в качестве индивидуально-психологических личностных особенностей, способствующих успеху в деятельности и общении [4]. Наибольший вклад в изучение способностей внесен Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейном, В.Н. Дружининым, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым. При анализе проблемы способностей Б.М. Тепловым [5] была разработана концепция, раскрывающая сущность задатков как предпосылок для развития способностей.

Наталья Алексеевна Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества особое внимание нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Исходя из этого факта Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

Творчество можно раскрыть как деятельность, обращенную на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью. Это один из видов деятельности, направленный на решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, творческие способности) личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью. Творчество неотделимо от понятия креативности. Креативность (от латинского слова creatе - творить, создавать) - это способность создавать необычные идеи, уклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Согласно С.Л. Рубинштейну [1], в качестве основы для развития способностей выступает деятельность. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются" [1, с. 289].

В современных концепциях отсутствует единая трактовка понятия "творческие способности". Анализ особенностей развития творческих способностей ребенка осуществлялся благодаря Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, П.К. Анохиным, Г.Г. Кравцовым, О.М. Дьяченко, Н.В.Крыловой, Н.Н. Поддьяковым, В.Т. Кудрявцевым. Анализ положений о детском творчестве Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, Б.М. Теплова, позволяет понимать под творчеством дошкольников создание ребенком субъективно нового продукта, конструирование к нему новых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, проявление ребенком инициативы; создание новых характеристик.

Также, существуют такие показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

Развитое творческое воображение, на базе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

Захваченность, увлеченность деятельностью – это качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

Специальные художественные способности, позволяющие успешно решать творческие задания.

Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

Возникновение потребности в творчестве.

В практике общения с детьми необходимо учитывать эти показатели. Полагаем, что проявляются они на всех этапах творческого процесса: зарождения замысла, его развития и реализации, анализа и восприятия конечного продукта. Возникновение многих из них возможно уже на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта как основы творческих замыслов. Весьма необходимо на этом этапе тщательно развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу», чтобы им хотелось рассказать о том, что удивило, что волнует, поразило, поскольку без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность.

Таким образом, среди компонентов творческих способностей дошкольников выделяют: гибкость как способность высказывать широкое многообразие идей; быстроту как способность высказывать максимальное количество идей; законченность как способность к усовершенствованию продукта деятельности; оригинальность как способность высказывать нестандартные идеи. Основными направлениями в развитии творческих способностей дошкольников являются развитие воображения и творческого мышления. Творческие способности – это способность дошкольника особо видеть привычные и повседневные вещи, задачи. Это зависит от кругозора дошкольника. Чем больше у него знаний, тем проще ему взглянуть на объект с разных сторон. Дошкольник с творческим подходом желает больше узнать об окружающем мире во всех отраслях [2].

Список использованной литературы:

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – С.-Пб., 2011. – 376 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 536 с.

4. Калашников, М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии [Текст] / М.М. Калашников // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 23

5. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: МОДЭК, 2014. – 640 с.

Просмотров работы: 196