Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в этом возрасте укладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа, конструкции, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая ее, прежде всего, следует уесть, что реальным предметов психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40-60 -х гг, прошлого столетия. Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева и других [1, с.208].

Психологические и педагогические исследования доказывают, что начало развития творчества детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникает совершенно своеобразные отношения, мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмёте ли вы игры, возьмёте ли вы труд - везде и во всем вы будете иметь дело совершенно с новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [2, с. 56].

По мнению А.Л. Туринина, термин «творчество» определяет и деятельность личности, и созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Ученый выделял в общей структуре творческой деятельности как системы несколько основных подсистем: процесс творческой деятельности; продукт творческой деятельности; личность создателя; среду; условия, в которых происходит творчество.

Исследовательница считала, что творческий процесс человека - это последовательность творческих актов. Творческий акт можно считать условной единицей творческого процесса, удобной для анализа и изучения механизмов творчества. На творческий процесс, работу воображения в общем человека побуждает потребность. Новые впечатления стимулируют тягу к творчеству и непосредственно ее процесс.

Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. К способностям относится лишь такие особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнении какой-либо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, памяти и т.п. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности [3, с.9-20].

Большое внимание уделил разработки проблемы способностей С.Л. Рубинштейн в своих работах «Основа общей психологии» и «Бытие и сознание» С. Л. Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоение быстроте продвижения. В основе способностей, по С. Л. Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков» Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека «Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входе в исходный момент, как предпосылка».

Очень ценной является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетические образование личности [4, с. 386].

Психология способностей составляет один из важных разделов психологические науки. Исследования в этой области имеют огромное значение для теории и практики обучения и воспитания творческих личностей. В современной психологии сформулированы различные теоретические и методические подходы к исследованию и формирование способностей человека, два из которых наиболее значимы.

Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый подход предполагает, что способности в большей степени составляет основу индивидуальных различий между людьми, второй - основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения воспитания для развития и формирования способностей. Для исследовательских целей в каждом из подходов сформулированы специальные проблемы. Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода к другому, противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения [5, с.102].

Список использованной литературы:

Малышкина, Е.С. Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования / Е.С. Малышкина – М.: Детский сад от А до Я, 2005. - №1 – 111 с.

Борисова, Е.А. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е.А. Борисова // Дошкольное воспитание. 2005. – №2. – 12 с.

Пономарев, Я.Л. Психология творчества и педагогика / Я.Л. Пономарев., Просвещение, 2006.- 280 с.

Новлянская, З.Н. Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская, М.: Синтез, 2007.

Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. СПб Модестов. СПб., 2005. – 60 с.,

Просмотров работы: 170