Разработка тестового контроля профессиональных знаний у будущих рабочих энергетической отрасли - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Разработка тестового контроля профессиональных знаний у будущих рабочих энергетической отрасли

Богданова М.В. 1, Карытко Е.Э. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ, ФТСТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В отечественной педагогике тоже имеются обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы педагога и образовательного учреждения, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний обучающихся преподавателем.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками любого процесса обучения, сопровождают его развитие. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет, назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков, той или иной системы (методики) обучения. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

В новой демократической профессиональной школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому.

Попытки изменить подходы к контролю и оценке качества усвоения учебного материала в целом, предпринимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли в оценки, или обходиться без них. В мае 1918 г. постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости обучающихся.

Но обучение без оценок (и фактически без контроля) не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний», а также «заложенное самой природой стремление к знаниям» не являются действенными стимулами учебной деятельности.

Демократизация жизни обучаемых в учреждениях профессионального образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы.

В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором.

Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих – средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Результаты контроля знаний и умений обучающихся выражаются в оценке. Оценка – это определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений, установленных программой.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподаватель – обучаемый. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет обучаемому отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. Знания и умения обучающихся оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности, дает представление о состоянии знаний, умений учащегося и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Всякая оценка имеет организующее воздействие. Проверку каждый обучаемый встречает с ожиданием отметки. Такое ожидание организует на определенную деятельность - стимулирует тренировку способности собраться, обдумать, соответствующим образом оформить всю необходимую при проверке информацию. Правильно поставленная оценка унифицирует познавательные интересы обучающихся, развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества личности.

Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений обучающихся:

объективность. Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, показывать, насколько сознательно и прочно обучаемый владеет этим материалом, самостоятельно его использует;

индивидуальный характер. Оценка фиксирует результаты сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного учащегося;

гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие прежде всего на учащегося, которому она дана, так как он получает корректирующую информацию. Однако оценка влияет и на всю учебную группу: позволяет другим обучаемым соотнести знания и умения с требованиями контроля, воздействует на мнение товарищей об отвечающем;

обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением учебной группы. Обоснованность – необходимое условие сохранения авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах обучающихся.

Оценка знаний составляет процесс измерения уровня усвоения и является одной из фундаментальных и труднорешаемых проблем дидактики - проблемой педагогических измерений.

Традиционно до начала XX века, и в большинстве стран до сих пор, оценка учебных достижений производилась и производится экспертом, то есть педагогом. Каждый экзаменатор – преподаватель решает, насколько уровень знаний ученика соответствует требованиям программы, пользуясь при этом критериями, хотя и рекомендованными методикой по предмету, но сильно скорректированными субъективными представлениями экзаменатора о нужном качестве знаний.

Основной недостаток экспертной оценки – субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными педагогами за один и тот же ответ. Таким образом, экспертная оценка является не точной, грубой. Да и сама шкала измерений, условно-числовой бал – тоже дает очень общее представление об уровне знаний. Бал – отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации также для его совершенствования. Тем не менее, в силу удобства пользования, дешевизны такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение.

Управление качеством образования предполагает педагогическую диагностику состояния процесса обучения. Педагогическая диагностика в учреждении среднего профессионального образования строится на основе структурирования целей и содержания образования, зафиксированных в государственных образовательных стандартах.

В последнее время в сфере образования стал активно использоваться термин «мониторинг», означающий отслеживание состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Получение своевременной информации о ходе учебно-воспитательного процесса позволяет не только лучше понять его суть, но и своевременно вносить в случае необходимости соответствующие коррективы.

Остро стоит вопрос о качестве профессионального образования в связи с появлением новых систем ценностей, формированием единого образовательного пространства, переходом к разнообразию учебных заведений, программ и учебников. Под качеством образования понимается степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Иначе говоря, качество образования – соотношение его цели и результата, в то же время, включающее в себя уровень обученности, сформированности познавательных интересов обучающихся.

Система оценки качества усвоения учебного материала, связывающая такие элементы образовательного процесса, как содержание образования, педагогический и психологический мониторинг, систему исследовательской и методической работы педагогического коллектива, может стать эффективным инструментом управления качеством образования. Она дает возможность получать оперативную, надежную, достоверную информацию о каждом учащемся, динамике его развития, что создает информационную среду для управления качеством образования. Образовательный мониторинг, то есть система регулярного отслеживания состояния педагогического процесса, включающая сбор информации, ее хранение, обработку и распространение, позволяет осуществлять оценку качества усвоения учебного материала. Целью мониторинга является обеспечение эффективного информационного отслеживания результатов учебной деятельности, выражающегося количественной оценкой диагностируемых качеств.

Важнейшим источником формирования критериев и содержания педагогической диагностики результатов профессионального обучения являются государственные образовательные стандарты. Эффективность диагностики на основе стандартов обеспечивается созданием технологии диагностичного представления целей и одновременно систематичным изложением содержания образования, заданных в стандарте.

Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях - глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают новые требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.

Профессиональное образование сегодня должно отвечать требованиям международных стандартов качества, удовлетворять запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.

Новое качество подготовки специалистов с профессиональным образованием требует иных критериев его оценки. Между тем анализ показывает, что основным критерием качества подготовки по-прежнему выступают ЗУНы (знания, умения, навыки). Считается, что, если выпускник продемонстрировал отличные знания, то качество его подготовки высокое. Это так, но только отчасти.

Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15% обусловливается знаниями своей профессии, а на 85% умением обращаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т.е. с личными качествами и способностями.

Реальная практика и жизнь также демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красными дипломами», а те, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности – общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т.д. Учебная деятельность – лишь одна из них.

Оценка качества подготовки обучающихся профессиональной школы по их знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, не адекватно характеризует действительный уровень готовности к успешной профессиональной деятельности, эффективному выполнению других социальных ролей. Предметные знания и умения – небольшая часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения будущего рабочего строительной отрасли.

Вопрос о критериях качества подготовки будущих рабочих энергетической отрасли – ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Литература:

Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М., 2019.

Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. Центр «Академия», 2018.

Педагогика: Учеб пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2014.

Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009.

Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Под ред. Семушина, Ярошенко. – М.: Мастерство, 2017.

Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2014.

Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 2012, Т. 2.

Образовательная программа: альтернативные подходы: Учебно-методическое пособие / перевод с англ. О.Н. Кабаевой. Под ред. Н.Г. Стрикун, Л.Г. Осетровой.- Новокузнецк, 2018.

Орлов О.С.. Как составить образовательную программу. - М., Наука, 2017.

Педагогика. / под. Ред. П.И, Пидкасистого. - М, 2015.

Селевко Г.К Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 2005.

Скакун В.А. Методика преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин в схемах и таблицах., 2007.

Эрганова Н.В. Методика профессионального обучения. – М., 2016.

Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 448с.

Литература:

Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М., 2019.

Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. Центр «Академия», 2018.

Педагогика: Учеб пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2014.

Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009.

Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Под ред. Семушина, Ярошенко. – М.: Мастерство, 2017.

Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2014.

Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 2012, Т. 2.

Образовательная программа: альтернативные подходы: Учебно-методическое пособие / перевод с англ. О.Н. Кабаевой. Под ред. Н.Г. Стрикун, Л.Г. Осетровой.- Новокузнецк, 2018.

Орлов О.С.. Как составить образовательную программу. - М., Наука, 2017.

Педагогика. / под. Ред. П.И, Пидкасистого. - М, 2015.

Селевко Г.К Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 2005.

Скакун В.А. Методика преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин в схемах и таблицах., 2007.

Эрганова Н.В. Методика профессионального обучения. – М., 2016.

Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 448с.

Просмотров работы: 0