РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЯКУТСКИХ ДЕТСКИХ САДАХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЯКУТСКИХ ДЕТСКИХ САДАХ

Ефремова С.П. 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ им.М. К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Вопросы развития экологических представлений и сознания личности остаются актуальными в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Каждый человек должен понимать, что все сферы - люди, животные, растения - тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их.

С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин считают, что субъективное отношение к природе определяется особенностями мышления, характерными для старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок не четко дифференцирует свое «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между природными явлениями собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольников об окружающем мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия с окружающим миром [1].

С такими взглядами ученых соглашается А.М. Левочкина, она также считает, что дети старшего дошкольного возраста легко усваивают знания о взаимосвязях в окружающем мире, у них формируются экологические представления. Также А.М. Левочкина полагает, что необходимо формировать у старших дошкольников эмоционально-ценностное отношение к природе непосредственно во время ознакомления с объектами природы, вместе с тем учить детей ухаживать за растениями и животными [2].

В исследовании А.М. Левочкиной находим подтверждение и того, что «когда из раннего детства учить людей за специальными образовательными программами, которые предусматривают «погружение» в атмосферу постоянного повышения экологического сознания, то у них появляются правильные установки относительно окружающей среды, и они готовы действовать в соответствии с этими установками. Но для этого недостаточно ввести «экологический раздел» к курсу естественных наук. Дети должны непосредственно общаться с природой под руководством педагогов, которые могут показать ее красоту и рассказать достаточно убедительно и обстоятельно о последствиях негативных влияний на окружающую среду обитания» [2].

Дошкольный возраст благоприятный для развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления), которые активизируют получение знаний о связях и зависимостях в природе. Кроме того, для детей дошкольного возраста характерные такие особенности как: любознательность, наблюдательность, активность, которые развивают потребность ребенка в познании.

Наиболее существенные изменения в развитии психики отмечаются в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста характеризуются определенной пластичностью в развитии познавательных психических процессов, активно развивается познавательный интерес к предметам и явлениям объективной действительности. На фоне которого структурируется система обобщенных представлений о мире природы. Предметы и явления объективной действительности, на которые дети достаточно часто направляют свое внимание, имеют познавательную информацию. Старших дошкольников интересует все вокруг и яркие цветы, и необычная форма листьев, и разные формы тучек, и стремительные движения насекомых, и пение птиц. Обращая на все это внимание непроизвольно, дети воспринимают и познают эти объекты, у дошкольников возникает эмоционально-ценностное отношение к природе [3].

Развивать экологических представлений дошкольников можно двумя способами, а именно: традиционным (классическим) и нетрадиционным. Рассматривая традиционный способ, отметим, что к нему относим целенаправленную работу в дошкольных учреждениях и дома во время проведения занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений, опытов, игр. Согласно учебных программ, в дошкольных учреждениях проводятся экологические занятия, они могут быть интегрированными и комплексными. Работа по развитию экологических представлений может начинаться на занятиях, а продолжаться на прогулках и экскурсиях. В процессе проведения наблюдений важно сформировать у детей представления о растениях и животных, раскрыть существующие между ними взаимосвязи. При этом ознакомление должно происходить в ближайшем природном окружении. Важно брать во внимание тот растительный и животный мир, который наиболее доступный восприятию детей дошкольного возраста, с чем они встречаются в природе чаще всего.

Следующий способ - нетрадиционный - включает в себя метод проблемных ситуаций, поисковую деятельность и изучение устного народного творчества природоведческого содержания. Дошкольникам заложена пытливость к окружающему миру, их любознательность проявляется в недифференцированной направленности на познание окружающих предметов и явлений. Также для дошкольников характерный познавательный интерес, который проявляется в стремлении не просто познать новое, а выяснить конкретные качества определенных предметов или явлений [3].

Экологическое представление у дошкольников в РС(Я) немыслимо без знакомства с национальной культурой народа Саха с его определенными традициями, обычаями, верованиями. Обучение можно проводить в форме интегрированных занятий. В историко- культурном атласе Якутии написано что якутский народ верил, что природа живая, все объекты и явления ее имеют своих духов, т. е. владетелей, хозяев, владык, хранителей, т. е. внутреннюю таинственную силу. Это Баай Байанай, Бык Чудище-Морозище, Чисхан, госпожа Аан Алахчын.

Все эти образы связаны с якутской мифологией, совокупностью мифов, устных рассказов, отражающих верования народа, их миропонимание и воззрение на природную и социальную действительность. В начале зимы можно начинать знакомить с хозяйственно-бытовым укладом и жизнедеятельностью народа, где традиционные занятия и быт связаны с природой и напрямую зависят от ритма природы. Объясняя изменения в живой и неживой природе, связанные с началом зимы в нашем крае, знакомим с якутским календарем природы. Где каждый месяц соответствует названиям мифоэпических героев народа Саха. Например, ноябрь месяц – это месяц Баай байаная. Баай байанай- это хозяин тайги, он покровитель охотников. Его самого не видно, но он сам видит, как человек ведет себя в лесу, в природе.

Следующий зимний месяц – декабрь. По якутскому преданию в этом месяце свирепствует Бык - Чудище – Морозище. Изо рта быка густой туман изрыгается и всю землю окутывает туманом. А хранителем якутских морозов является Чисхан. Если имя Баай Байаная связана с правилами поведения в природе, то Чисхана это волшебство, задор, веселье, поэзия. Чисхан занимает определенное место. Границы Чисхана расширяются. Ежегодно наши дети его видят на площади Орджоникидзе.

А с наступлением теплых дней, с началом лета, мы знакомим детей с духом, хозяином земли, с заступницей природы - это госпожа Аан Алахчын. Это образ родной Земли, покровительница всего живущего и растущего на этой Земле. Она обычно обитает на крупных березах, на опушке леса. С именем А-Алахчын связаны моральные запреты природоохранного содержания чего нельзя делать в природе. Нельзя рвать цветы, ломать веточку, топтать растения, давить насекомых, не разорять гнезда, нельзя разводить костер в лесу, оставлять мусор в лесу.

Заключение. Таким образом, формирование экологических представлений это неотъемлемая часть дошкольного образования. Можно сказать, что воспитание экологического воспитания у дошкольников в нашей республике немыслимо без знакомства с национальной культурой народа Саха с его определенными традициями, обычаями, верованиями.

Литература

1. Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.: Прометей, 2013.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

3. Льовочкша А.М. Еколопчна психолопя. - К.: Мшешум, 2003. - 122 с.

4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001. .

Просмотров работы: 26