Совершенствование профессионального мастерства педагога как условие повышения качества обучения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Совершенствование профессионального мастерства педагога как условие повышения качества обучения

Богданова М.В. 1, Баринов Д.А. 1, Сорокина Е.Н. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ, ФТСТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профподготовки преподавателя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). Настоящий педагог-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование преподавательского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового опыта.

Образование должно быть непрерывным, т.к. серьезные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни"..

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

В современных социокультурных условиях все больше распространяется подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.Современная профильная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих подопечных. Сейчас требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами и новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют не только педагогов, но и детей и их родителей. Педагогический профессионализм определяется через понятие “педагогическое мастерство”, которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в 100% успеваемости учащихся и устойчивом их интересу к предмету. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. У моих учеников 100% успеваемость, у них есть огромное желание для самореализации.Сегодня востребован не учитель-предметник, а учитель-исследователь, учитель-технолог, который активно занимается научно-методической, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо» через призму преподаваемой дисциплины. На первый план выходят личностный потенциал педагога, его установки и направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития. Выпускники школы становятся студентами вузов России. .

Список литературы:

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783;

Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. С.30-39.

Просмотров работы: 26