История изучения дискурса насчитывает не один десяток лет, но в последние годы активно появлялись новые типы дискурса, новые технологии и способы коммуникации. В связи с этим появилось направление «компьютерная лингвистика», которое включает и исследования компьютерного дискурса.
Изучение компьютерного дискурса очень актуально в связи с возникновением новых типов и способов коммуникации и с непрерывным развитием уже существующих. Представители различных профессиональных сфер обращают большое внимание на общение людей в социальных сетях, так как именно это может стать ключом к пониманию изменений психологии поведения человека и, соответственно, нахождению более прогрессивных способов коммуникации.
Понятие дискурса появилось еще в древней Греции, но с тех пор оно приобрело огромное количество новых значений и стало применяться для обозначения разных объектов. Изначально под «дискурсивным говорением» понимался некий связный текст или монолог. Позже было предложено использовать термин «дискурс» для обозначения нескольких предложений, объединенных определённой идеей. В современном словаре Т.М. Николаевой упомянуты следующие значения термина: «1) связный текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3) диалог; 4) группа высказываний, связанных по смыслу; 5) речевое произведение как данность» [3].
Что же такое компьютерный дискурс? В некоторых работах понятие обозначает совокупность текстов, объединенных общей тематикой «информационные технологии» или коммуникацию, опосредованную электронными средствами общения. Также компьютерным дискурсом называют функциональную разновидность публичной диалогической и монологической речи, включающей различные жанры. Наиболее общее понимание подразумевает связанный текст в совокупности с факторами, влияющими на его создание и восприятие. Среди таких факторов психологические, социокультурные, прагматические и т.д.
Важен тот факт, что компьютерный дискурс представляет собой совокупность различных видов дискурсов. При общении в Интернете человек встречает большое количество рекламы (рекламный дискурс), может находиться в поиске работы или в принципе работать удаленно (деловой дискурс), обмениваться личными сообщениями с членами семьи или друзьями (бытовой дискурс) и т.д.
Исследователи выделяют разные особенности дискурса, но некоторые из них общие для всех работ: интерактивный характер (дискурс предполагает взаимодействие людей); наличие виртуального пространства, электронной среды (компьютерный дискурс предполагает опосредованность некими электронными технологиями или устройствами); общение на дистанции и как следствие наличие своеобразных способов передачи эмоций (наличие смайликов, своеобразное использование знаков препинания, заглавных букв и т.д.); наличие гипертекста (гипертекст – совокупность предложений, находящихся в информационном пространстве; современная удобная форма восприятия информации – гипертекст с межтекстовыми переходами); наличие определенной этики (различные жанры компьютерного дискурса предполагают различные правила или стереотипные модели общения/поведения); наличие сочетанияустной и письменной речи(и в соответствии с потребностями общества создание новых форматов коммуникации: видео, голосовые сообщения, сторис, видеоответы).
Формы компьютерного дискурса чаще называют жанрами. Понимание жанра в науке также неоднозначно. Наиболее полное понятие жанра Интернет-дискурса, на наш взгляд, дал А.А Селютин: «форма коммуникативного выражения личности онлайн» [4]. Рассмотрим несколько наиболее полных классификаций жанров компьютерного дискурса.
Один из известнейших лингвистов нашего времени, Д. Кристал, выделил пять жанров компьютерного дискурса: электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, виртуальные миры, веб-тексты [6].
Российский исследователь Н.Г. Асмус называет среди жанров электронную почту и электронную доску, чат, форум, домашние страницы и развлекательные проекты [1]. Главным объектом исследования ученого является форум. При этом жанры предлагается условно разделить на исконно сетевые и заимствованные из других сфер.
О.В. Лутовинова и разделяет все жанры компьютерного дискурса на следующие группы: дискурсоприобретенные (флейм, сетевой флирт, флуд, спам, послание) и дискурсообразующие (электронное письмо, чат, форум, гостевая книга, блог, мнгновенные сообщения). При этом относящиеся к дискурсообразующим жанрам автор предлагает рассматривать как устойчивые типы высказываний, присущие сложившимся формам общения. Ко второй же категории относится определенный тип текста, принадлежащий к конкретному дискурсу; к таким жанрам относятся жанры, различающиеся структурностью и композиционностью [3].
Л.Ю. Щипицина предлагает выделять виды виртуальных жанров (типовых форм общения, опосредованных каналом связи – техническим средством) в соответствии с типами дискурса: политическим, юридическим, рекламным, массово-информационным, деловым, педагогическим [5]. В таком случае к каждому их типов относятся веб-страницы, личные или коллективные, рассылки, письма и т.п. в рамках соответствующих тематик.
Подобные разногласия в понимании жанров компьютерного дискурса связана с тем, что данный тип дискурса все еще развивается и его виды (жанры) не оформились окончательно.
В данной работе мы рассмотрели некоторые теоретические аспекты, связанные с исследованиями дискурса, а конкретно с компьютерным дискурсом. Подобные исследования компьютерного дискурса требуют дальнейшего развития с целью конкретизации многих понятий и создания единой теоретической системы.
Список литературы
Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук, с. 10.02.19. Челябинск, 2005. 23 с.
Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.02.19 / Лутовинова Ольга Васильевна; Волгоград, 2009. 40 с.
Николаева Т.Н. Краткий словарь терминов лингвистики. М.: Прогресс, 1978. 480 с.
Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности. / Вестник ЧелГУ №37. Челябинск, 2009. с. 138-141
Щипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. Москва: Красанд, 2010. 296 с.
Crystal D. Language and the Internet. / Cambridge: Cambridge University press, 2004. 284 с.