Методика развития мелкой моторики в группе старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Методика развития мелкой моторики в группе старшего дошкольного возраста

Янцен Ю.Е. 1
1Педагогический Институт Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования детей, в последние годы появились нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования дошкольников. Важным результатом освоения образовательной программы для ребенка является его готовность к школьному обучению. Приходя в школу, ребенок должен быть способным к письму и чтению. С физиологической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко к речевой зоне. Исходя из сказанного, от того, насколько у ребенка развиты мелкомоторные движения рук зависит его способность к чтению и письму, а значит и способность к школьному обучению. Поэтому на протяжении многих лет проблема подготовки руки к письму дошкольников является одной из важных.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительскихумений, овладения языком, развития первоначальных навыковписьма и т.д. Развитие мелкой моторики рук у детей непосредственновлияет на развитие речи, а также на его общее развитие и на развитиеинтеллектуальных способности. Тем самым мы, развивая мелкую моторику, стимулируем соответствующие центры отделы мозга, отвечающих за движения пальцев рук и речь.

Какие же методы помогут дошкольникам усовершенствовать свои навыки по развитию мелкой моторики? Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаика, паззлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, всевозможные плетения, лепка, штриховки и графические упражнения. Творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Рассмотрим некоторые из них:

Работа с бумагой. Оригами. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-постановок, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

Чтобы мелкие движения были более точными и экономными и не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо овладевать постепенно разными движениями запястья.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, «знакомят детей со способами преобразования геометрических фигур; развивают конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формируют умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщают детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие».

Этот вид искусства также благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Для достижения успеха в развитии мелкой моторики необходимо использовать комплексный подход и вовлекать в этот процесс всех сотрудников ДОУ и родителей. Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Результаты обследования показали, что у 4 детей (57%) мелкая моторика развита недостаточно, а у 2 человек (29%) – плохо. Один ребенок (14%) с высоким уровнем развития мелкой моторики. Большинство детей обладает одинаковым уровнем развития мелкой моторики. Таким образом, можно сделать вывод, что дети владеют определённым уровнем развития мелкой моторики, но его явно не достаточно. С такими детьми предстоит большая работа, которую необходимо построить на основе результатов обследования младшего дошкольного возраста.

Для развития моторики дети были распределены на подгруппы по уровню навыков. Для группы с высоким развитием мелкой моторики продолжали использоваться методы аппликации, оригами и штриховки Для группы со средним уровнем развития были избраны методы лепки, раскраски и мозаики с добавлением микромассажа. Для группы с низким уровнем развития мелкой моторики был избран комплес методов, сочетающих массаж и творческие занятия в более интенсивной форме, чем в двух предыдущих группах. Использовались такие методики, как аппликация на пластилиновой основе горохом, крупами разных размеров (перловая, рисовая, гречневая). Кроме того, весьма результативным оказался микромассаж пальцев и кистей рук методом погружения и движения в крупяные массы.

После десяти занятий с чередованием различных методик в группе с низким уровнем развития мелкой моторики, проведено очередное сравнительное обследование, которое показало хорошую динамику развития мелкой моторики в целом. (ДИАГРАММА РАЗВИТИЯ)

Данные констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения в ежедневной деятельности детей разнообразных упражнений для развития моторных навыков, которые разрабатываются и совершенствуются с помощью практики.

Итак, успешность развития мелкой моторики посредством занятий у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, каким образом организована работа в дошкольном образовательном учреждении, от методической оснащенности деятельности педагогов. Имея в арсенале самые распространенные и доступные материалы, возможно добиться высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста, испытывающих трудности и выровнять их уровень с группами среднего и высокого уровня развития при условии регулярных и интенсивных занятий с применением более обширного комплекса методик с использованием материалов различной консистенции и структуры.

Использованная литература:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005 — 64 с.

2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль, 2007 – 122 с.

3. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 102 с.

4. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников : конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.

5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 227 с.

6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005 – 165 с.

7. Малюкова И.Д. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. // Дошкольное воспитание. – 2008 – №2. – С. 34-38.

8. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М.: СПБ, 1996 – 88 с.

10. Чудакова А.К. О подготовке руки к письму. // Дошкольное воспитание. – 2005 – №9. – С. 24-28.

Просмотров работы: 37