Социальная адаптация – это приспособление индивида к новым условиям жизнедеятельности в общности осужденных, которые он не может изменить по своему усмотрению.
Приспособление к конкретному коллективу или группе и другим микросоциальным общностям входит в понятие социально-психологической адаптации.
Психологически социальную адаптацию можно представить как процесс выработки человеком оптимального режима жизнедеятельности в соответствии с требованиями новых условий общения и деятельности. В данном случае реализуется цель – обрести защиту в системе межличностных отношений. При этом одни люди быстро адаптируются к условиям мест лишения свободы, другие – медленнее, а третьи – с трудом принимают их.
Одним из признаков позитивной или негативной адаптации является вхождение в группу. Уже во время первого знакомства демонстрируется поведение, принятое в среде осужденных. Это особенно характерно для осужденных, старающихся занять определенный статус (манера держаться, блатной язык, нецензурная брань, татуировки, жаргон, жесты).
В качестве основных показателей социальной адаптации могут выступать:
а) уровень оценки осужденным своих новых товарищей и администрации;
б) уровень оценки отношения к нему группы, администрации;
в) степень интенсивности общения с другими осужденными;
г) уровень удовлетворенности характером взаимоотношений и своим местом в системе этих взаимоотношений.
Выделяются два пути проявления адаптации у осужденных: автопластический (приспособление существующих условий к себе) и аллопластический (подчинение нормам поведения, принятым в конкретной группе). Для исправительных учреждений больше характерен второй.
Заключенные считают, что в тюрьме на человека самое большое влияние оказывает плохое обращение со стороны персонала и других заключенных вследствие ненадлежащего контроля и надзора внутри этого учреждения. Лишь немногие программы обучения, воспитания и досуга в тюрьмах действительно эффективны. Осужденный постоянно чего-нибудь боится и должен быть начеку, поэтому спустя некоторое время такие состояния начинают определять стиль всей жизни в исправительном учреждении.
Таким образом, лишение свободы влечет за собой негативные последствия:
– осужденный изолируется от семьи и ближайшего окружения, теряет связь с постоянно изменяющимся обществом;
– снижается самооценка преступника, он подвергается унижению и клеймению, что затрудняет его возвращение в общество после освобождения.
Социальная работа с осужденными - одно из важнейших и перспективных направлений деятельности ФСИН России. Охрану социальных прав осужденных в ИУ осуществляют сотрудники групп социальной защиты осужденных ИУ. Поскольку согласно требованиям статьи 12 УИК РФ, осужденные имеют право на социальное обеспечение, такая работа проводится со всеми осужденными, нуждающимися в материальной, юридической, психологической и иной помощи. Специфику деятельности сотрудников группы социальной защиты определяют не только нормативные документы, но и особенности региона расположения ИУ.
В рамках исправительных учреждений России специалисты по социальной работе осуществляют профессиональную деятельность в составе группы социальной защиты осужденных (далее – ГСЗО). Целью социальной работы в исправительном учреждении является социальная адаптация и ресоциализация осужденных. К основным направлениям деятельности сотрудников ГСЗО в рамках ресоциализации относятся:
1. Проведение социальной диагностики осужденного, направленной на установление жизненных планов, социально полезных связей с внешней средой, социально-позитивного потенциала и т.д.
2. Оказание помощи осужденным в поиске социально приемлемой для них среды –семья, труд, образование и т.д.
3. Восстановление и укрепление социально полезных связей осужденных, которые открывают перед ними жизненные перспективы (создание семьи, устройство после освобождения на работу).
4. Содействие осужденным в получении жизненно важных знаний, умений, навыков.
Ключевое значение в данном процессе имеет организация обучения, труда, непрофессиональных форм деятельности (хозяйственная деятельность, работа в творческих мастерских).
5. Организация свободного времени осужденных, в частности социально-культурной и спортивно-оздоровительной деятельности.
6. Привлечение осужденных к общественно полезной деятельности (то есть участие в различных мероприятиях, благотворительных акциях, направленных на развитие активной позиции и творческой инициативы).
7. Подготовка осужденных к освобождению.
8. Выстраивание системы внутреннего и
внешнего партнерства.
Специалистами по социальной работе проводятся тренинги, посвященные разбору поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые могут возникать у заключенных. Применение группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить выбору разумного выхода из них.
Таблица 5
Цели |
Содержание |
Результаты |
Форма |
Подготовка осужденных к законопослушному образу жизни на свободе. |
Стремление к саморазвитию; желание лучше подготовиться к освобождению; получение помощи в связи с личными проблемами; стремление получить определенные льготы; желание разнообразить монотонную жизнь |
Поможет осужденным лучше понять свою мотивацию, свои потребности и причины противоправного поведения; стимулировать понимание не только себя, но и других людей, развивать способности;. |
Групповые дискуссии (тематические, биографические, межличностные); моделирование и анализ конкретных ситуаций (ролевые игры), психодрама |
Формирование способности к анализу событий своей жизни и своего отношения к ним |
Формировать положительную реалистическую самооценку и готовность нести ответственность за свой собственный выбор и поведение. |
Развитие навыков, критически анализировать жизненные события прошлого и будущего; развитие гуманистической установки по отношению к другим людям |
Тренинг |
Формирование позитивного отношения к себе и будущей жизни |
Умение преодолевать трудности, несмотря на отрицательное отношение к себе со стороны окружающих; способствовать личностному росту и максимально использовать свои возможности в жизни. |
Развитие и формирование навыков по преодолению трудностей на свободе, планирования и целеполагание |
Тренинг |
Общеизвестно, какое негативное влияние на состояние порядка в нашей стране оказывают ранее судимые граждане. Именно на эту категорию бывших осужденных приходится значительная доля повторно совершаемых преступлений, о чём красноречиво свидетельствуют оперативные сводки. И одной из главных причин, способствующих такому рецидиву, является отсутствие чёткого государственно-правового механизма по оказанию им социальной помощи, решению проблемы социальной адаптации.
Список литературы
Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред проф. В.И. Добренькова — М. Гардарики, 2000.
Детков М.Г. Исполнение наказания в дореволюционной России: Организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы: Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. С. 40.
Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология Учебник Ростов на Дону, 2007
Петренко Н.И. Организационно-правовые основы режима исполнения наказания за общеуголовные преступления в местах заключения в пореформенный период (1864 - 1917 гг.): Дис. . канд. юрид. наук. М., 1997. С. 176.
Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. - Новосибирск, 2002.
Российская энциклопедия социальной работы /Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация
Технологии социальной работы в различных сферах деятельности/ Под ред. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. 608 с.
Уголовно — исполнительный кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2017 года. - Москва : Эксмо, 2017. - 96 с.- (Законы и кодексы).