Многие преподаватели в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество.
Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивает творческие способности будущих преподавателей. В деловых играх на основе игры моделируются жизненные ситуации: игра дает участнику возможность побывать в роли электромонтажника, инженера, энергетика, электротехника и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (обучающийся-преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры доказал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен мыслями, информацией, она дает направление участникам к творческому процессу.Это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру. Необходимо понимать значение деловой игры в гуманизации профессиональной деятельности, осознавать данный метод как реализацию диалогического принципа в профессиональном обучении.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
- Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
- Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
- Распределение ролей между участниками игры.
- Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения.
-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
- Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
- Коллективная выработка решений участниками игры.
- Многоальтернативность решений.
- Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению.
Деловая игра должна быть представлена в следующем виде: название игры, учебные цели, состав обучающихся, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры. Исходная информация может быть дана как на занятии, и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть освоено индивидуально.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.
Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный, смешанный). Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.
Деловая игра как средство обучения дает возможность обучающимся применить на практике свои профессионально важные навыки. Каждая деловая игра имеет свою цель и задачи. Цель деловой игры едина: обучающая, деловая игра наталкивает участников на изучение нового, углубленного материала по теме занятия, развивающая, деловая игра дает возможность интерпретировать полученные знания на практические решения, и воспитательная, формируется из формы работы.
Такой метод обучения – это сложная система, включающая в себя ряд методов: анализ, синтез, работа в группах, мозговой штурм, решение кейсов и др. Педагог использует деловую игру для решения задач: 1. Активизация познавательного процесса обучающегося, формирование мотивации к профессиональной деятельности. 2. Приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, развитие способности принимать личное и командное решение. 3. Практическое применение полученных теоретических знаний в искусственной среде. 4. Формирование структурного представления о профессии и видах деятельности.
Благодаря деловой игре студенты ставят над собой эксперимент и могут самостоятельно оценить уровень овладения предметом. Опыт и компетенции, которые участники получили по ходу игры, позволят студенту избежать неправильных решений в дальнейшей работе в организации. Деловая игра имеет множество положительных моментов: высокая познавательная активность, мотивация к обучению, энергетика, легкость и удовольствие. Студенты, не замечая этого, окунаются в профессиональную деятельность, примеряя на себе роль сотрудника какой-либо организации или руководителя.
В процессе игры легко формируются новые знания, умения, навыки и компетенции, основанные на методах проб и ошибок, на частичной достоверной информации. Студент, прожив роль в игре, еще больше хочет самостоятельно изучить теоретический материал, которого ему не хватило при решении задачи одного из уровней. Положительный отклик от работы на занятии получает как студент, так и преподаватель.
Навыки, которые получает студент в процессе игры, присущи не только изучаемой дисциплине или теме занятия. Важно учитывать наличие множества межпредметных связей с дисциплинами общего, общепрофессионального и профессионального цикла в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Результат, который получит преподаватель после внедрения деловых игр в процесс обучения, не заставит себя ждать. Обучающиеся проявляют деловую активность к профессиональной деятельности, с интересом самостоятельно изучают дисциплину, проявляют интерес к научной деятельности при углублении к теме. Самое важное, что студент понимает свою будущую работу, знания и компетенции, которыми он должен обладать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
Применение деловых игр в обучении поможет преподавателю: повысить интерес студента к обучению; развить навык эффективных коммуникаций; создать условия для сплочения коллектива; внедрить теоретический материал в игровые моменты; повысить энергетику и работоспособность; расположить студентов к изучению дисциплины. Опыт использования метода «деловая игра» на занятиях доказывает совершенствование учебного процесса, создает условия для внедрения новых технологий в образование, повышает активность студентов и улучшает восприятие материала.
Для получения такого результата необходимо применять активные формы обучения. Результатами может стать комплексная оценка преподавателем следующих пунктов: Преподаватель, используя данное средство может оценить: степень овладения обучающимися необходимыми для решения проблемы знаниями и компетенциями; способ мышления (применение аналитики, тактики, стратегии, способность принять решение и представить последствия); владение навыками публичных выступлений и коммуникации; особенности личности.
Деловая игра имеет ряд специфических возможностей, которые отличают ее от традиционных игр: 1. Ситуации и игровые модели максимально приближены к профессиональной деятельности. Здесь воспроизводятся основные направления деятельности специалиста или руководителя, что дает возможность обучающемуся перевоплотиться в роль будущей профессии. Для решения моделированной ситуации студент приобретает навыки профессионального мышления, решая учебные ситуации вместе с коллективом. 2. Применение деловой игры воспринимается как специально организованная деятельность, позволяющая перевести научный и теоретический материал в деятельность. Традиционные методы обучения передают этот блок работы на самоподготовку студентов, когда дают им задание по подготовке рефератов, анализу деятельности организаций, написанию отзывов и пр. Деловая игра позволяет студенту учиться использовать знания, а педагогу проследить его реальную подготовку, а не умение пользоваться интернетом. Обучающийся использует все способы восприятия информации: видит, слышит, трогает ее и проживает.
Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно вводить специальные методы коллективного творчества (мозговой штурм, синектика и др.), психогимнастические упражнения. Некоторые психогимнастические упражнения могут быть направлены на регуляцию эмоционального состояния игроков, развитие их коммуникативных умений. Они используются ведущим исходя из анализа ситуации, сложившейся в игре. Как показывают исследования, эмоциональное состояние участников не зависит от инициативности и эмоционально-экспресивных способностей в общении. В большей степени оно определяется эффективностью игры и социально - психологическими характеристиками игроков. Следовательно, эмоциональное состояние игроков в значительной степени зависит от качества управления игрой. При этом, тем не менее, необходимо минимизировать вмешательство ведущего в ход игры. Авторитарная позиция ведущего блокирует игровое поведение участников, снижает эффективность рефлексии в ходе обсуждения результатов.
Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется игра. Процесс формирование группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а не учёт игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствии имитации реальных процессов. Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения. Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить случайные события.
Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей.
Список использованной литературы
1. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методика разработки и практика поведения. – М., 2002-306 с.
2. Заславская С.А. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям (методические рекомендации). - Донецк, ДИПО ИПП. - 2003.
3. Силаева И.Е., Шевчук С.С. Современный урок в профессиональной школе: проектирование, организация, анализ. – Донецк. 2007. - 170с
4. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
6. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения.
7. Третьяков В.Л. Деловая игра как средство творения образа, 1991.
8. Губко А.А., Губко Е.А. «Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий», учебное пособие 2008 г.
9. Дзюбан В.С., Ширнин И.Г., Ванеев Б.Н., Гостищев В.М. «Справочник энергетика угольной шахты». В 2 томах – Донецк, Юго-Восток, 2001.
10. Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения: учебное пособие. – М., Флинта, 2016.
11. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.