Основы разработки плана-конспекта занятия учебной практики для будущих рабочих энергетической отрасли - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Основы разработки плана-конспекта занятия учебной практики для будущих рабочих энергетической отрасли

Куликов Н.С. 1, Богданова М.В. 1
1НГГТИ ФТСТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание практической подготовки рабочих – это часть профессионально – трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющая сущность профессии. Практическая подготовка рабочих состоит в формировании у них практических действий – профессиональных знаний, навыков и умений, а также компетенций. Переход от профессиональных навыков к умениям и дальше к их творческому использованию ведет к развитию компетенций и формированию профессионального мастерства.

В складывающейся профессиональной деятельности обучающихся можно учить репродуктивным и творческим способам достижения результатов. В основе формирования профессиональной деятельности лежит овладение профессиональными компетенциями в процессе последовательных переходов от цели к программе деятельности, а от нее к продукту деятельности.

Производственные инструктажи являются основным педагогическим средством ограничения ориентировочной деятельности обучающихся. В основе этой деятельности, как показывали экспериментальные исследования, лежит формирование представлений и понятий о задачах, средствах, условиях и способов выполнения изучаемых трудовых действий [4].

Вводный инструктаж, как правило, проводится в начале занятии. Однако, если на занятии изучается несколько подтем или учащимся предстоит выполнять новую сложную работу, целесообразно разбить вводный инструктаж на несколько частей, чередуя их на протяжении занятия с выполнением учебно-производственных заданий.

В процессе проведения инструктажа педагог должен использовать знания обучающихся, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также знания основ наук. При этом не следует дублировать занятия теоретического обучения, однако по некоторым вопросам, имеющим практическое значение, желательно опросить двух – трех обучающихсяили кратко напомнить основные теоретические положения или правила.

Рекомендуется при обучении использовать инструктивные карты, что дает обучающемуся возможность сделать работу по изучению трудовых приемов более самостоятельной, а значит, активной; выбирать темп изучения материала в зависимости от теоретической подготовки, личного опыта и индивидуальных особенностей независимо от деятельности других учащихся группы; представить себе работу в целом, что делает изучение более осмысленным.

Текущий инструктаж – это руководство деятельностьюобучающихся, при выполнении ими учебно-производственных работ. Основной формой проведения текущего инструктажа является индивидуальное инструктирование каждого учащегося. В процессе индивидуального инструктажа, если это окажется необходимым, мастер дополняет то, что было показано и разъяснено во вводном инструктаже, добивается активности и самостоятельности каждого учащегося.

При подготовке к текущему инструктажу педагог, исходя из своего педагогического опыта, учитывает возможные ошибки и затруднения, которые могут возникнуть при выполнении учащимися определенных работ.Опыт показывает, что при изучении той или иной темы программы учебной практики у обучающихся не редко встречаются одни и те же типичные ошибки. Многие педагоги систематически учитывают и анализируют успехи и недостатки каждого занятия, типичные затруднения учащихся, фиксируют результаты своих педагогических наблюдений и используют их в последующей работе. Внимательно наблюдая за работой учащихся и своевременно корректируя их деятельность, мастер предупреждает возможные ошибки, не допускает закрепления неправильных приемов работы.

Многие педагоги практикуют целевые обходы, которые намечают заранее. Педагог делает специальные обходы для оказания помощи отстающим учащимся. Одновременно он внимательно следит за работой обучающихсяи дает необходимые указания. Например, один из вариантов обхода:

Первый обход проводится после вводного инструктажа и расстановки, обучающихся по рабочим местам и носит контролирующий характер. Педагог проверяет, все ли преступили к работе, нет ли организационных затруднений, мешающих ее выполнению.

При втором обходе педагог выясняет правильность организации рабочих мест, способы работы (не допускают ли ошибок) степень усвоения показанных приемов, рациональное использование материалов, соблюдение правил техники безопасности.

Если значительная часть обучающихся группы совершает одинаковые ошибки, проявляет незнание одних и тех же приемов, необходим дополнительный коллективный инструктаж. Нередко это является следствием недостаточно умелого проведения вводного инструктажа и показа приемов работы.

После окончания работы обучающихся сдают педагогу готовые детали или незаконченные работы, убирают свои рабочие места и мастерскую.

Заключительный инструктаж проводится педагогом в форме активной беседы или сжатого объяснения, основанного на анализе проведенной учебной работы за один день. Подводя итоги, педагог анализирует, как прошло занятие, каких успехов достигла группа и отдельные учащиеся, какие были замечания и ошибки в работе того или иного учащегося, какие неполадки нарушения трудовой и технической дисциплины имеет место в ходе занятий, чем они были вызваны, какие меры надо принять, чтобы избежать недостатков в дальнейшем. И, наконец, необходимо подвести итоги работы, проделанной за учебный день всей группой.

Законченные работы, следует оценивать и объяснять обучающимся, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке работы педагог исходит, прежде всего, из качества выполненной работы и сроков выполнения.

При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т.е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала [5].

Успех работы по дальнейшему совершенствованию практической подготовки, профессиональногообучения и воспитания в учреждениях профессионального образования во многом зависит от организации творческой деятельности всего педагогического коллектива, от совершенствования педагогического мастерства каждого работника. Поэтому на современном этапе развития и совершенствования профессиональной подготовки специалиста необходимым, по нашему мнению,является всемерное содействие повышению уровня профессионально-педагогического мастерства и творчества каждого педагога профессионального обучения.

Литература

Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения: учебное пособие. – М., Флинта, 2016.

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. - М.: Академия, 2013.

Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. - М.: Академия, 2013

Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения. – М., Академия, 2013.

Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013.

Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.

Методика профессионального обучения. / Под ред. С.П. Блинова - М.: Юрайт, 2017.

Подласый И.П. Педагогика. Книга 1. Общие основы. Учебник для студентов вузов Владос, 2017. http://www.iprbookshop.ru

Подласый И.П. Педагогика. Книга 2. Теория и технологии обучения. Учебник для студентов вузов Владос, 2017.http://www.iprbookshop.ru

Просмотров работы: 6