Гражданско – правовая (имущественная) ответственность оценщика - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Гражданско – правовая (имущественная) ответственность оценщика

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основным законом, регулирующим оценочную деятельность, явля-ется Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"[7]. Данный закон опре-деляет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отно-шении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъек-там Российской Федерации или муниципальным образованиям, физиче-ским лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объек-тами оценки, а также для иных целей.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность оценщика заключается в возмещении оценщиком убытков, причиненных неисполне-нием или ненадлежащим исполнением обязательств по договору на прове-дение оценки, и (или) имущественного вреда, причиненного вследствие не-достатков оказанных услуг по оценке объектов оценки [27].

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморе-гулируемой организации оценщиков [8] перед заключившим договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами СРО оценщиков обязана предъявлять к своим членам требование о заключении договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее, чем триста тысяч рублей.

Объектом страхования по договору обязательного страхования от-ветственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности (да-лее - договор обязательного страхования ответственности) являются иму-щественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответ-ственности является установленный вступившим в законную силу решени-ем арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения тре-бований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщи-ков[8], членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу ре-шением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Рос-сийской Федерации.

Страховой тариф по договору обязательного страхования ответ-ственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления оценочной деятельности оценщиком, количества предыду-щих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения ущерба обстоятельств.

Договор обязательного страхования ответственности может преду-сматривать уплату оценщиком страховой премии в рассрочку и сроки уплаты страховых взносов.

Датой уплаты страховой премии (страхового взноса) считается день уплаты страховой премии (страхового взноса) наличными деньгами стра-ховщику или день перечисления страховой премии (страхового взноса) на расчетный счет страховщика.

Договор обязательного страхования ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законо-дательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Контроль за осуществлением своими членами обязательного страхо-вания ответственности проводится саморегулируемой организацией оцен-щиков, которая вправе устанавливать дополнительные не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к договорам обяза-тельного страхования ответственности, заключаемым членами такой само-регулируемой организации оценщиков.

Предлагаемый разработчиками проекта изменений закона от 29.07.1998 №135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оценочной деятельности в РФ» [7] компенсационный фонд не может являться рабочим механизмом материальной ответственности оценщиков по следующим причинам:

Юридические:

Несоответствие принципам материальной ответственности оценщиков — юридических лиц, содержащимся в Гражданском кодексе [2], и матери-альной ответственности оценщиков — работников юридических лиц Тру-довому кодексу РФ [6].

Несоответствие Конституции РФ [1], устанавливающей равенство всех перед законом.

Обязательства коллективной ответственности могут возникать только из договорных отношений. Эти договорные отношения должны основы-ваться только на воле. Принуждение к вступлению в такие отношения не имеет конституционной основы

Функциональные:

Расходование предложенного компенсационного фонда не является материальной ответственностью по причине невозможности его расходо-вания, так как отсутствует четкая процедура определения величины ущер-ба. Кроме того, он не может расходоваться в тех случаях, когда имеет ме-сто заказная оценка, ведь согласно проекту изменений закона, взыскание к компенсационному фонду может быть обращено только при наступлении страхового случая. Заказная оценка к такому случаю не относится. Имеет-ся и другая проблема: предположим в отношении одного из оценщиков судом вынесено решение о выплате пострадавшему лицу нанесенного ущерба.

Рисковые:

Согласно проекту закона компенсационный фонд должен переда-ваться в доверительное управление инвестиционной компании. Деятель-ность такой компании сопряжена с рисками, имеющимися на тех рынках, на которых осуществляется инвестирование. Ценные бумаги, в которые могут быть вложены средства фонда могут упасть в цене и т.д . В резуль-тате средства фонда могут быть утеряны полностью или частично. Кроме того, установленные требования к размеру фонда — величина, равная произведению количества членов на размер взноса.

При любом инвестировании денежное выражение стоимости объек-тов инвестирования величина непостоянная, в связи с чем будет нарушение законодательно установленного требования к размеру фонда. На мой взгляд, возможно следующее решение перечисленных выше проблем. Оценщик открывает в надежном банке накопительный счет, на который вносится первоначальная сумма, установленная законом. Далее оценщик обязан производить отчисления на данный счет определенного процента от суммы каждого договора оценки (например, 10%). Расходование де-нежных средств с данного счета должно производиться только двумя спо-собами: единовременно в размере не более 20% от имеющейся на счете суммы, производимому по решению суда, установившему величину ущер-ба, и осуществляемому в случае недостаточности (отсутствия выплат) страхового возмещения. На данный счет не может быть обращено взыска-ние по иным правоотношениям, не связанным с оценочной деятельностью, кроме банкротства.

Материальная (имущественная) ответственность – это вид ответ-ственности в рамках осуществления оценочной деятельности, полученный в силу того, что оценка – публичный вид деятельности, к которому прича-стен неограниченный круг лиц.

Неограниченный круг лиц – это все лица, которые, получая резуль-таты оценки, могут требовать применения к оценщику дисциплинарной или, ели будет доказан факт причинения ущерба третьему лицу, матери-альной ответственности.

Материальная ответственность Оценщика наступает только в двух случаях:

1. Если в суде доказан факт причинения ущерба величиной рыночной сто-имости, рассчитанной исполнителем оценки, третьим лицам.

2. Если страховщиком будет признан факт страхового случая причинения ущерба.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов СМАО (Саморегулируемая Межрегиональная Ассоциация Оценщиков) перед за-ключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами СМАО предъявляет к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности: заключение догово-ра обязательного страхования ответственности Оценщика при осуществле-нии оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей. Самая большая сумма страховки, существующая на сегодняшний день, составляет 300 млн. руб. Увеличение суммы страховки – уменьшение суммы оплаты из стабилизационного фон-да и из стоимости своего имущества формирование компенсационного фонда СМАО, в который каждым членом СМАО должен быть внесен обя-зательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Лимит по выплате из компенсационного фонда СРО составляет 600 тыс. руб. по каждому Оценщику. Если Оценщиков, подписавших Отчет – несколько, то выплаты происходят по каждому Оценщику. Выплаты из компенсационного фонда происходят только после доказательства факта причинения ущерба третьим лицам.

На сегодняшний день нет ни одного прецедента выплаты из компен-сационного фонда. Однако есть случаи привлечения к имущественной от-ветственности. Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры, связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом. Так в производстве Федерального арбит-ражного суда Челябинской области находилось дело о возврате берего-укрепительного сооружения в государственную собственность. В материа-лах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берего-укрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе рекон-струкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО. В дальнейшем прива-тизация была признана недействительной, и государственный орган обра-тился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невоз-можен вследствие его полной реконструкции.

Также довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка. Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относи-тельно затона, который арендодатель считал техническим сооружением. Изучив техническую документацию, суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водно-го объекта.

Государственная регистрация первичного права собственности на ис-кусственный земельный участок происходит на основании решения о со-здании такого участка при наличии разрешения о вводе объекта в эксплуа-тацию, и в случае, если земельный участок является общей долевой соб-ственность, то для регистрации права необходим договор о создании ис-кусственного земельного участка. Если на искусственном земельном участ-ке находится объект недвижимости, то государственная регистрация права собственности на искусственный земельный участок происходит одновре-менной с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке. При этом на каждый из объектов предоставляется свой кадастровый пас-порт. Исходя из этих положений закона и вышесказанного нами, можно сделать вывод о том, что регистрация права на искусственные земельные участки во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объ-екты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо раз-решение на ввод в эксплуатацию. Также необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строитель-ство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обыч-ный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании.

Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой обществен-ный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публич-ные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ от 19.07.2011 (ред. от 30.12.2021) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в феде-ральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законода-тельные акты Российской Федерации" [10] предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципаль-ного образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в за-кон императивную норму и размещение проекта такого участка в перио-дических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет». Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусствен-ного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодиче-ские издания, радио и телевидение. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации [1] каждый гражданин имеет право на благоприят-ную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологиче-ски правонарушением. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружаю-щей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок

В соответствии с действующим российским гражданским законода-тельством, земельный участок как недвижимое имущество является непо-средственно объектом права собственности и ряда иных вещных прав. Права на землю возникают по определенным основаниям и должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [9]. Государ-ственная регистрация прав на земельный участок — юридический акт при-знания и последующего подтверждения государством возникновения, а также ограничения, перехода либо, соответственно, прекращения прав на него конкретного лица. Государственная регистрация — это единственное доказательство существования зарегистрированного права на конкретный участок земли. Для того чтобы реализовать возможность осуществления различных сделок с земельным участком, после межевания земельного участка необходимо обратиться в Росреестр для постановки на государ-ственный кадастровый учет и регистрацию прав. Результатом кадастровых работ является:– межевой план (при выполнении кадастровых работ, в ре-зультате чего документы готовятся для подачи в Росреестр заявки на реги-страцию земельного участка или земельных участков с учетом изменений на земельном участке, или части земельного участка); – технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которого документы готовятся для подачи в Росреестр заявки на регистрацию здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства, об учете изменений или учета его части); – акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате чего документы готовятся для подачи в Росреестр за-явки на снятие объекта с кадастрового учета).

Существуют особые требования к данной процедуре. Они также при-меняются ко всей документации, основой которой является межевой план. Без этого земля не имеет права быть зарегистрирована с присвоением ей кадастрового номера. Вот почему важно понимать, что существует опре-деленная последовательность действий, которые позволят зарегистриро-вать участок и присвоить ему кадастровую стоимость на законных основа-ниях. Для регистрации искусственно созданного земельного участка в Ро-среестр подается заявление о регистрации искусственного земельного участка и следующие документы, необходимые для регистрации: – меже-вой план искусственного земельного участка; – разрешение на ввод в экс-плуатацию искусственно созданного земельного участка; – документация по планировке территории в планируемых границах искусственного зе-мельного участка; – разрешение на создание искусственного земельного участка; – договор о создании искусственного земельного участка в слу-чае, если на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности. Если на искусственном земельном участке имеется объект недвижимости, то государственная регистрация права соб-ственности на искусственный земельный участок происходит одновремен-но с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке.

1.3 Субьекты и обьекты страхования оценивания

Объектом страхования по договору обязательного страхования от-ветственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности (да-лее - договор обязательного страхования ответственности) являются иму-щественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответ-ственности является установленный вступившим в законную силу решени-ем арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения тре-бований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков [8], членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу ре-шением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Рос-сийской Федерации.

Страховой тариф по договору обязательного страхования ответ-ственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления оценочной деятельности оценщиком, количества предыду-щих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения ущерба обстоятельств.

Договор обязательного страхования ответственности может преду-сматривать уплату оценщиком страховой премии в рассрочку и сроки уплаты страховых взносов.

Датой уплаты страховой премии (страхового взноса) считается день уплаты страховой премии (страхового взноса) наличными деньгами стра-ховщику или день перечисления страховой премии (страхового взноса) на расчетный счет страховщика.

Договор обязательного страхования ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законо-дательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Контроль за осуществлением своими членами обязательного страхо-вания ответственности проводится саморегулируемой организацией оцен-щиков, которая вправе устанавливать дополнительные не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к договорам обяза-тельного страхования ответственности, заключаемым членами такой само-регулируемой организации оценщиков.

оценщиков

Компенсационным фондом саморегулируемой организации оценщи-ков (далее - компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации оценщиков на праве соб-ственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации оценщиков от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации оценщи-ков.

Требование о получении компенсационной выплаты за счет компен-сационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой органи-зации оценщиков только в случае совпадения следующих условий: для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, по-лученных по договору обязательного страхования ответственности;4) до-кумента, подтверждающего соответствующие полномочия заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;

Не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам саморегулируемой организации оцен-щиков их взносов), за исключением выплат в целях обеспечения имуще-ственной ответственности членов саморегулируемой организации оценщи-ков перед заказчиками или третьими лицами.

На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации оценщиков, а также по обязательствам членов саморегулируемой организации оценщиков, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением регулиру-емого ею вида деятельности.

Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать шестьсот тысяч рублей.

В Гражданском кодексе Российской Федерации [2] предусмотрена ма-териальная ответственность при нанесении имущественного вреда, однако, ответственность оценщика за ошибки при определении рыночной стоимо-сти ответственности оценщика, которые привели к искажению стоимости объекта оценки ничего не указано. Ответственность оценщика регулирует Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (ред. от 02.07.2021) [7].

Статья 24.6, вышеуказанного закона, Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности» говорит о том, что убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на про-ведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимо-сти объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействи-ем) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной дея-тельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор». Согласно данной статье неверно определен-ная рыночная стоимость является ущербом, который оценщик нанес за-казчику и этот ущерб должен быть возмещен за счет имущества оценщика. Получается, что оценщик отвечает всем своим имуществом в случае завы-шения или занижения рыночной стоимости объекта оценки.

Как видим, законодательство серьезно заботится о соблюдении прав потребителей оценочных услуг и полностью возлагает ответственность за нанесение материального ущерба в результате некачественной оценки на оценщиков и оценочные компании.

Помимо материальных потерь оценщик и оценочная компания, с ко-торый заключен трудовой договор, в случае неверного определения ры-ночной стоимости теряет свой авторитет. Такая компания лишается своих клиентов, не может участвовать в тендерах, аукционах на оказание оце-ночных услуг.

Ответственность оценочной компании в том, что из-за некачествен-ной работы оценщика она может потерять положительную репутацию. Помимо существующей личной ответственности (потеря членства в СРО оценщиков) и имущественной в настоящее время решается вопрос о введе-нии уголовной ответственности оценщиков за осуществление недобросо-вестной оценочной деятельности, которая выражается в передаче заказчи-ку заведомо неверно выполненного отчета, в которых умышленно умень-шена или увеличена стоимость объекта оценки. Вопрос о целесообразно-сти уголовной ответственности не всегда легко решить однозначно. На наш взгляд второй и третий пункт данной статьи могут объяснить нежела-ние оценщиков и оценочных компаний идти на поводу у заказчика умень-шая или увеличивая рыночную

Как же определить нанесенный оценщиком ущерб? В общем случае это есть разница между реальной рыночной стоимостью и стоимостью, указанной в неверном отчете об оценке. Однако факт занижения иди за-вышения необходимо доказать. Как вариант доказательством уменьшения или увеличение стоимости может являться ещё один (повторный) отчет об оценке. Но результат повторного отчета также является вероятностной ве-личиной. Получатся, что ущерб, рассчитанный как разница между реаль-ной рыночной стоимостью и стоимостью, указанной в неверном отчете об оценке, является также неопределенной величиной. Для разрешения дан-ной проблемы в настоящее время оценочное сообщество решает вопрос об установлении в нормативных документах или федеральных стандартах оценки допустимой предела точности результатов определения рыночной стоимости объектов оценки. Наша компания также может определить ущерб, нанесенный третьими лицами, в том числе иными оценочными компаниями.

Последовательность возмещения ущерба пострадавшему лицу будет выглядеть следующим образом: первоначально выносится решение суда, на следующей стадии выплачивается компенсация из средств страховой компании, той в которой застрахована гражданская ответственность оцен-щика. Если сумма ущерба превышает лимит ответственности для покрытия страхового случая, то тогда средства будут изысканы за счет имущества оценщика после выплаты, вероятнее всего, оценщик будет исключен из списка саморегулируемых организаций (СРО).

Особенность оценочного сообщества связана с такой спецификой оценочной деятельности, как конфликтность. Оценщик постоянно работает в зоне конфронтации интересов и поиска справедливого компромисса (например, столкновение интересов банка-заемщика, продавца и покупате-ля, государство и хозяйствующие субъекты). Умение найти компромисс, результатом которого будет качественный соответствующий всем законо-дательным актам отчет может составить только профессиональный оцен-щик с хорошей квалификацией.

При выборе оценочной компании необходимо обращаться за услу-гами по оценке в крупную и достаточно известную на рынке организацию. Большой оценочной компании несложно привлечь в штат и содержать большое количество профессиональных экспертов. Здесь работает еще один важный фактор: чем больше компания, тем большее количество спе-циалистов в ней трудится, тем быстрее и качественнее будет выполнена оценка.

В следующих нормативных актах напрямую установлена ответствен-ность оценщика:

- согласно ст. 5 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" [11] независимый оценщик и аудитор, подписавшие про-спект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписав-шими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответ-ственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие со-держащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в за-блуждение инвестора информации и подтвержденной ими;

соответствии со ст. 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об инвестиционных фондах" [12] оценщик несет от-ветственность перед акционерным инвестиционным фондом или владель-цами инвестиционных паев за причиненные им убытки, возникшие в связи с использованием акционерным инвестиционным фондом или управляю-щей компанией паевого инвестиционного фонда итоговой величины ры-ночной либо иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подпи-санном оценщиком:

1) при расчете стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда;

2) при совершении сделок с имуществом акционерного инвестиционного фонда и имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

И в общих, и в конкретных нормативных актах, предусматривающих ответственность оценщика, значимым условием наступления ответственно-сти оценщика являются причиненные убытки, наличие недостоверной ин-формации, введение в заблуждение, то есть умышленное искажение досто-верной величины, определяемой рыночной или иной стоимости имуще-ства, либо профессиональная ошибка оценщика.

Ответственность оценщика за недобросовестные деяния - вполне оправданная норма законодательства.

Однако Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об обществах с ограниченной ответственностью" [13] (далее - Закон N 14-ФЗ) предусмотрена ответственность оценщика, выходящая, на мой взгляд, за рамки разумного.

Так, в ст. 15 данного Закона указано, что "...в случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной реги-страции общества или внесения в устав общества...".

Субсидиарная ответственность (лат. subsidiarius — резервный, вспо-могательный) понимается как право взыскания неполученного долга с другого, резервного лица, если основной должник не может его погасить.

Порядок субсидиарной ответственности прописан в ст. 399 ГК РФ[2].

Следует отметить, что ст. 15 Закона N 14-ФЗ предусмотрена ответ-ственность оценщика не за недобросовестные деяния (введение в заблуж-дение, профессиональная ошибка), а за недостаточность имущества обще-ства в случае исполнения обязательств по его обязательствам имуществом, внесенным для оплаты долей в уставный капитал (в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации об-щества или внесения в устав общества).

Такая норма ответственности оценщика не соответствует принципам разумности законодательства по следующим причинам:

Статьей 258 НК РФ[5], Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амор-тизационные группы" (ред. от 27.12.2019) [21] предусмотрено разделение всех видов основных средств (наиболее часто используемое имущество в качестве оплаты долей в уставном капитале ООО) на 10 групп:

- первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного ис-пользования от одного года до двух лет включительно;

- вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно;

- третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно;

- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно;

- пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше семи лет до 10 лет включительно;

- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

- седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

- девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 летдо30 лет включительно;

- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Таким образом, основные средства, отнесенные в первую, вторую и третью амортизационные группы, к концу третьего года функционирова-ния могут быть полностью самортизированы, а их разумная стоимость может быть приближена к нулевой стоимости.

Основные средства, отнесенные в третью и четвертую амортизацион-ные группы, к концу третьего года функционирования могут объективно (за счет амортизации) потерять половину (и даже больше) своей стоимо-сти.

Говоря о выбытии имущества с целью исполнения обязательств об-щества посредством отчуждения имущества, внесенного для оплаты долей в уставный капитал, можно рассматривать различные ситуации, наиболее частыми из которых являются:

- добровольная ликвидация общества;

- банкротство общества;

- изъятие имущества судебными приставами (или иными уполномо-ченными органами) с целью исполнения вступившего в законную силу су-дебного акта и т.д.

Таким образом, существует высокая вероятность того, что выбытие данного имущества будет происходить не по рыночной, а по ликвидаци-онной стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 N 298 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" [16].

Согласно п. 9 ФСО N 2 при определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку

При определении ликвидационной стоимости, в отличие от опреде-ления рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоя-тельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

Таким образом, при оценке имущества, вносимого в уставный капи-тал, определяется рыночная стоимость, а выбытие этого имущества (в от-дельных случаях) может происходить не по рыночной, а по ликвидацион-ной стоимости. В подавляющем большинстве случаев (за редким исключе-нием) ликвидационная стоимость ниже рыночной.

Взнос имущества в уставный капитал ООО (и не только ООО) про-исходит без НДС (пп. 3, 4 п. 3 ст. 39 Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [5]), а отчуждение иму-щества (выбытие, реализация), если организация не на УСН или не осво-бождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС (ст. 145 НК РФ), производится с НДС (по ставке 18%).

Таким образом, сумму НДС при реализации имущества с целью га-шения задолженности общества по своим обязательствам необходимо уплатить в бюджет, то есть на покрытие задолженности перед кредиторами сумма денежных средств, полученная при отчуждении имущества, будет меньше на сумму НДС, которую необходимо уплатить в бюджет.

Трехгодичный срок потенциальной ответственности оценщика - до-статочно большой срок. Надо сказать, что и за меньший срок кардиналь-ная ситуация на рынках того или иного имущества может существенно из-мениться, причем как внутри страны, так и на мировом рынке.

Более того, в п. 26 Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015

N 298 "Об утверждении федерального стандарта оценки " [16] говорится, что "...итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты со-вершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев".

Данной нормой законодатель, на мой взгляд, предусмотрел вероят-ность изменений на рынках различного вида имущества в период, превы-шающий шесть месяцев от даты оценки такого имущества.

Изложенные доводы позволяют говорить о том, что ответственность оценщика, напрямую связанная с недостаточностью имущества, оцененно-го им при взносе в уставный капитал ООО, в случае исполнения обяза-тельств общества этим имуществом, не соответствует принципам разумно-сти законодательства.

В связи с этим в нормы ответственности оценщика следует внести из-менения, учитывающие в первую очередь недобросовестные действия оценщика, а действующую норму ответственности оценщика (ст. 15 Закона N 14-ФЗ) нужно отменить.

К сожалению, многие клиенты полагают, что оценщик в своем отчете может указать любую сумму. Но мало кто задумывается о том, какую от-ветственность несет оценщик за составление заведомо ложного отчета.

Отчет оценщика является не просто суждением, но обоснованным суждением, каждая цифра отчета - это результат анализа и конкретных ма-тематических действий. И без того суровые требования к отчетам оценщи-ков постоянно ужесточаются. Отчет строго должен соответствовать прави-лам проверяемости, т.е. фактически, имея исходные данные и проведя рас-четы, мы должны получить такую же итоговую сумму. Отчет является полностью проверяемым и любые приписки могут быть легко выявлены в случае сомнений.

Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осу-ществлении оценочной деятельности (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О внесении изменений в Феде-ральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") [14]: «Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на прове-дение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимо-сти объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика, оценщиков, оценочной компании, причинивших своими дей-ствиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществле-нии оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор».

Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на прове-дение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимо-сти объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействи-ем) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной дея-тельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведе-ние оценки, также подлежат возмещению в полном объеме за счет страхо-вых выплат по договору страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение договора на проведение оценки и причинение вреда имуществу третьих лиц в ре-зультате нарушения требований настоящего Федерального закона, феде-ральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Россий-ской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморе-гулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности: заключение предусмотренного статьей 24.7 настоящего Федерального за-кона договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в кото-ром не может быть менее чем триста тысяч рублей; формирование компен-сационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Саморегулируемая организация оценщиков, экспертом или экспер-тами которой подготовлено и утверждено в порядке, установленном внут-ренними документами саморегулируемой организации оценщиков, поло-жительное экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного су-дом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности. Саморегулируемая органи-зация оценщиков, возместившая убытки или имущественный вред, имеет право регресса к эксперту или экспертам саморегулируемой организации оценщиков.

Возмещение заказчику оценки и (или) третьему лицу убытков или имущественного вреда, которые возникают в случаях, предусмотренных настоящей статьей, и установлены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда в соответствии с установленной компетенцией, третейского суда, производится за счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются эксперт или эксперты, в размере не более чем пять миллионов рублей.

Саморегулируемая организация оценщиков вправе устанавливать до-полнительные требования к имущественной ответственности экспертов са-морегулируемой организации оценщиков.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 22.02.2022).

2 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142// (дата обраще-ния 22.02.2022)

3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 10.01.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 22.02.2022).

4 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обраще-ния 22.02.2022)

5 Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671// (дата обраще-ния 22.02.2022)

6 Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683// (дата обраще-ния 22.02.2022)

7 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=389729&dst=100001#yJCMFxSgDO72Ulz6 (дата обращения 22.02.2022).

8 Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ (дата обращения 22.02.2022)

9 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимо-сти" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата об-ращения 22.02.2022)

10 Федеральный закон "Об искусственных земельных участках, со-зданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 246-ФЗ (ред. от 30.12.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116987/ (дата обраще-ния 22.02.2022)

11 Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инве-сторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 30.12.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22219/ (дата обращения 22.02.2022)

12 Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 26.07.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/ (дата обращения 22.02.2022)

13 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об обществах с ограниченной ответственностью" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения 22.02.2022)

14 Федеральный закон от 27.07.2006 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61891/ (дата об-ращения 22.02.2022)

15 Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43183.html/ (дата обращения 22.02.2022).

16 Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стои-мости (ФСО N2)» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180061/cb79bf0adb561730b5a291bfc6be4a94f0f44eaf/ (дата обращения 22.02.2022).

17 Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 (ред. от 06.12.2016) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требова-ния к отчету об оценке (ФСО N 3)». Режим досупа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180059/ (дата обраще-ния 22.02.2022).

18 Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328 (ред. от 20.02.2017) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116330/c73bf668432ec4afe2409b80260e2bb79cff52bd/ (дата обращения 22.02.2022).

19 Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70654170/ (дата обращения 22.02.2022).

20. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298 «Об утвер-ждении Федерального стандарта оценки» «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 9)» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.02.2022).

21 Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классифи-кации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (ред. от 27.12.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34710/ (дата обращения 22.02.2022)

22 Бобров И.М., Учинина Т.В. Современные проблемы оценки стои-мости недвижимости // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 3-1. С. 151-153.

23 Волкова М. А. Имущественная ответственность исполнителей за нарушение договора на проведение оценки // Российская юстиция. 2019. № 6. С. 12–15.

24 Воскресенская Е.В. Саморегулирование оценочной деятельности // Современное право. 2018. № 3

25 Кванина, В. В. Об ответственности оценщика: закон и практика// Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2.С. 111–115.

26 Лейфер Л.А. Точность результатов оценки и пределыИ ответственности оценщика// Имущественные отношения. 2019.№ 4. С. 59–61.

27 Поветкина Е.Л. Ответственность оценщика за вред (убытки),возникший в результате использования определенной оценщиком стоимо-сти. //Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. №4. С. 13–17.

28 Оценка жилой недвижимости [Электронный ресурс] - URL: https://sudexpa.ru/expertises/ocenka-kommercheskoi-nedvizhimosti.html. (да-та обращения 19.01.2022).

29 Сайт ЦИАН cian.ru. Объект оценки [Электронный ресурс] - URL: https://www.cian.ru/kupit-1-komnatnuyu-kvartiru-moskva-ulica-sannikova-022039// (дата обращения 19.01.2022).

30 Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №1 [Электронный ресурс] - URL: https://www.cian.ru/kupit-1-komnatnuyu-kvartiru-moskva-metro-otradnoe/ (дата обращения 19.01.2022).

31 Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №2 [Электронный ресурс] - URL: https://www.cian.ru/kupit-1-komnatnuyu-kvartiru-moskva-metro-otradnoe/ (дата обращения 19.01.2022).

32 Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №3 [Электронный ресурс] - URL: https://www.cian.ru/kupit-1-komnatnuyu-kvartiru-moskva-metro-otradnoe/ (дата обращения 19.01.2022).

33 Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №4 [Электронный ресурс] - URL: https://www.cian.ru/kupit-1-komnatnuyu-kvartiru-moskva-metro-otradnoe/ (дата обращения 19.01.2022).

34 Индекс цен вторичного рынка на квартиры в Москве – 2021 [Электронный ресурс] - URL: https://www.irn.ru/gd/ (дата обращения 19.01.2022).

35 Развитие района Отрадное [Электронный ресурс] - URL: https://moscowseasons.com/articles/plany-razvitiia-raiona-otradnoe/(дата об-ращения 19.01.2022)

36 Обзор рынка недвижимости Москвы по итогам 2021 года [Элек-тронный ресурс] - URL: https://www.irn.ru/index/ (дата обращения 19.01.2022).

37 Что нужно знать о районе Отрадное перед покупкой [Электрон-ный ресурс] - URL: https://pronovostroy.ru/news/12135780-rayon-otradnoe-chto-nuzhno-znat-pri-pokupke-kvartiry-/(дата обращения 19.01.2022)

Просмотров работы: 297