Подготовка собак для поисково-спасательной службы - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Подготовка собак для поисково-спасательной службы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подготовка собак для поисково-спасательной службы

Поисково – спасательная служба призвана осуществлять помощь людям, оказавшимся в опасности, их поиск и спасение при помощи специально обученных собак.

В России первые собаки стали готовиться на базе ДОСАФФ, а в 1972 г. На общественных началах Федерации альпинизма СССР была создана поисково-спасательная служба. Инициатором и организатором службы поисково-спасательных собак в нашей стране является Мстислав Иванович Усов. В настоящее время отношение к специалистам службы спасения и их четвероногим помощникам у нас изменилось. В 1996 г. МЧС был создан кинологический отдел, что способствовало более успешной подготовке команд специалистов спасательной с собаками во многих регионах России.

Самой главной задачей поисково-спасательной службы является поиск пострадавших и их спасение. Поиск может проводиться с помощью различных технических приспособлений, но наиболее быстрым и результативным способом поиска живых людей является применение специально обученных собак. В случае катастрофы, время является решающим фактором, так как от этого зависит жизнь людей. Собаки, которых отбирают для поисково-спасательной службы, должны обладать отличным чутьем и слухом, быть физически развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, быть незлобными к незнакомым людям[1].

Собаки-спасатели используются для поиска людей при техногенных катастрофах (обнаружение в завалах и разрушенных зданиях), поиска пропавших людей в лесу, обнаружения жертв после схода лавин и др. Отдельно стоят собаки использующиеся для поиска тел и останков погибших.

Уникальный нюх собаки это ее главный инструмент, с его помощью она легко находит людей потерявшихся в лесу и оказавшихся под завалами в результате обрушения зданий.

К поисково-спасательной службе собак в основном привлекают лабрадоров-ретриверов, сенбернаров, шотландских и немецких овчарок, хотя в последнее время все чаще используют собак и других пород, которые имеют хорошее обоняние, безукоризненно послушны своему проводнику, прекрасно адаптируются к сложным погодным условиям и экстремальным ситуациям, имеют способности к непростому специальному обучению.

Подготовка собак-спасателей — достаточно долгий и трудный процесс, который занимает не менее года. На начальном этапе основное внимание уделяют обучению беспрекословному послушанию.

Индивидуальные нервно-психические особенности дрессировщика оказывают сильное воздействие на выращиваемого щенка, который обычно уподобляется своему «вожаку», но не всегда и в равной степени. Своевременное воспитание — залог успеха любого щенка. Но приобретая взрослую собаку, необходимо учитывать уже сложившиеся ее индивидуальные нервно-психические особенности, их совместимость с особенностями дрессировщика.

При дрессировке собак к поисково-спасательной службе у собаки воспитывают неприхотливость к пище и условиям содержания, способность к работе в различное время суток и в сложных погодных условиях, смелость и ловкость в преодолении естественных препятствий, способность хорошо ориентироваться, адекватное отношение к домашним и диким животным, активный интерес к поиску и настойчивость. Для этого пес на первых учебных занятиях всегда должен находить спрятанный или зарытый предмет (лучше всего апортировочный), так как при нескольких неудачных попытках он может больше не захотеть искать. Собака также не должна слишком легко его обнаруживать. Желательно, чтобы сначала пес нашел хотя бы одну хорошо спрятанную или закопанную вещь, в случае неудачи ему нужно помочь, подведя ближе к источнику запаха[2].

Подготовка собаки включает в себя правильное выращивание (рост, физическое развитие) и последовательное воспитание (формирование поведения и нервной системы). Оба понятия неразрывно связаны и являются обязательными. От неразвитой физически собаки не приходится ожидать уравновешенной психики и крепкой нервной системы. Каждое утро рекомендуется начинать с получасового кросса для тренировки выносливости и силы. Во время ежедневных прогулок собаку спускают с поводка, позволяя свободно обнюхивать предметы. Необходимо также тренировать ее чутье, посылая за далеко брошенными апортировочными предметами.

Раз в неделю животному необходима продолжительная прогулка с повышенной двигательной активностью: прыжками, преодолением препятствий, плаванием. Для закаливания зимой практикуют ночевку в снежной норе.

С целью формирования способности ориентироваться на местности, следует часто менять маршрут прогулки, брать собаку в длительные походы в местности с различными видами рельефа. Дозировать нагрузки и закаливать животное следует постепенно, не допуская резкого переохлаждения. Осторожно нужно относиться и к психике собаки, не перегружая ее. При успешном выполнении задания тренер должен поощрять животное лакомством, выражением радости и лаской, создавая мотивацию правильного поведения со щенячьего возраста.

Приучая собаку к выборке вещи по запаху, следует добиться, чтобы она не приносила найденный предмет дрессировщику, а лишь подавала голос. Это крайне важно в реальной обстановке: когда собака найдет вещи пострадавшего, она не должна покидать место из-за угрозы потерять его.

Сообщив лаем о находке, собака продолжает обнюхивать все вокруг, пытаясь найти самого человека. Добиться правильного поведения можно следующим образом: как только собака найдет апортировочный предмет, дрессировщик подбегает к ней, дает команду сесть и помахивает перед ней найденным предметом, провоцируя лай.

Для поиска пострадавшего у собак вырабатывается навык зигзагообразного обследования местности с нахождением двух закопок с запахом помощника. Условным раздражителем при этом является команда тренера «Ищи!» и характерный жест рукой в направлении поиска. Вспомогательный раздражитель – команда «Вперед!»[3].

Лакомство, ласка и выражение радости дрессировщика – безусловные раздражители выработки навыка. Челночный метод позволяет в поиске предмета под разными углами использовать встречный ветер, облегчая улавливание запаха. Помимо челночного используются такие способы поиска, как «веерный» и «спиральный». По мере освоения собакой того или иного метода, тренировки усложняются, увеличивается глубина закапывания человека и предметов. Собака учится находить незнакомого человека без предварительного знакомства с его запахом. Параллельно с тренировками поисковых навыков собаку в армии приучают к громким звукам, запахам дыма и крови, перевозке различными видами транспорта[4].

Содержать собак лучше в открытом огороженном вольере с утепленными будками. Так животные будут закаляться, у них сохранится подшерсток, без которого не обойтись, работая на холоде. Рациональнее содержать в вольере не одну, а сразу 3-5 собак.

Тщательная экипировка является необходимым условием правильной организации учебных занятий по курсу ПСС. Для тренера она состоит из легкой удобной одежды и обуви из непромокаемого материала, поверх которой надевается красная жилетка с эмблемой СПСС. Такая форма позволяет выделить дрессировщика среди остальных работников, а для собаки является условным раздражителем в подготовке к поиску, активизируя животное.

Библиографический список

Блохин Г.И. Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013.- 384 с.

Высоцкий В.Б. Общий курс дрессировки собак разных пород / В.Б. Высоцкий. - М.: АСТ, Донецк, 2006. - 61 с., ил.

Семенченко С.В. Служебное собаководство. Практикум Учебник / С.В. Семенченко. - М .: Доу, 2017 .- 522 с.

Фаритов Т.А. Хазиахметов Ф.С. Платнов Е.А. Практическое собаководство: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2012.- 448 с.

Просмотров работы: 404