Росреестр: фонд данных государственной кадастровой оценки - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Росреестр: фонд данных государственной кадастровой оценки

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Росреестр – служба государственной регистрации кадастра и картографии. Это федеральный орган исполнительной власти, который занимается предоставлением государственных услуг в области регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, по проведению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Росреестром проделана значительная работа, существенно снижены сроки регистрационных действий. Кроме того, в 2021 году произошло большое событие – объединение ранее разрозненных баз данных в единую систему ФГИС ЕГРН. Вместе с тем, ряд проблемных вопросов остается актуальным: нормативно-правовая база и стратегические документы в сфере учета и регистрации недвижимости нуждаются в актуализации.

Важнейшим для ведомства является показатель электронных услуг. В настоящее время 79% всех услуг ведомства оказывается в цифровом формате.

Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

Росреестр является государственным учреждением. Он относится к органу исполнительной власти России. Это важная служба в перечне всех системных образований государства.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ (далее — Закон 120-ФЗ) разработан и принят во исполнение поручения Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № ИШ-П13-5645, предусматривающего сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также поручения Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № ИШ-П13-46пр о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений ЕГРН и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями. Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля и 28 октября 2021 года. Остальные изменения вступают в силу с 1 января 2023 года.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ внёс значительные изменения в действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости. Поправки призваны повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 №1941 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Росреестр осуществляет такие полномочия:

- подготовку ежегодного государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ при осуществлении государственного мониторинга земель;

- федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок;

- государственный мониторинг проведения государственной кадастровой оценки;

- проверку проектов отчетов об итогах государственной кадастровой оценки на соответствие требованиям к таким отчетам;

- подготовку заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну;

- подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну.

Сегодня Росреестр подчиняется исключительно Правительству Российской Федерации (Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020), ранее Министерству экономического развития России.

Полномочия Росреестра определены в Положении «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»:

- Контроль за землеустройством.

- Отслеживание работы госфонда данных о недвижимом имуществе в РФ.

- Проведение экспертиз правоустанавливающих документов, поданных в ведомство.

- Регистрация всех сделок с недвижимостью, учёт лиц, владеющих объектами (приём и рассмотрение документов, выдача свидетельств и т.п.).

- Ведение Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ней.

- Создание и внесение изменений в государственный кадастр недвижимости и государственный реестр кадастровых инженеров (плюс – саморегулируемых организаций, осуществляющих оценку объектов).

- Проведение мониторинга ЗУ (кроме земель с/х назначения).

- Предоставление сведений о зарегистрированных объектах и их собственниках по запросу граждан и уполномоченных лиц.

- Лицензирование деятельности, касающейся недвижимого имущества (геодезической, картографической и т.п.).

- Ведение и обновление сведений в информационных системах (как бумажных архивов, так и электронных баз данных).

Воспользоваться предоставляемыми услугами Росреестра очень просто – это можно сделать через официальный сайт https://rosreestr.gov.ru/

Росреестр осуществляет поэтапную цифровую трансформацию ведомства. Перед тем как внедрять конкретные технологии, необходимо собрать единую, полную и точную электронную базу данных. Такой подход позволит оптимизировать процессы и в результате качественно и оперативно оказывать государственные услуги в сфере земельно-имущественных отношений по принципу «одного окна». Результатом цифровой трансформации будет вывод всех услуг Росреестра на Единый портал госуслуг.

Параллельно с внутренней трансформацией, анализируя мировой опыт, Росреестр разрабатывает прототипы новых сервисов для граждан и бизнеса. Эта работа проходит при взаимодействии с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в постоянном прямом контакте с участниками рынка и с учетом первоочередных потребностей граждан, бизнеса и органов власти разных уровней.

Ведение фонда данных государственной кадастровой оценки осуществляется органом регистрации прав или на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовой компанией.

Орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обеспечивает включение в фонд данных государственной кадастровой оценки сведений и материалов, поступающих в такой орган в соответствии со статьями 24.12 - 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение пяти рабочих дней с даты их поступления, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, также обеспечивает проведение мониторинга рынка недвижимости.

В фонд данных государственной кадастровой оценки включаются следующие сведения и материалы, поступающие в Росреестр в соответствии со статьями 11, 13-16, 19.1, 22, 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»:

- копия решения о проведении государственной кадастровой оценки;

- сведения, содержащиеся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- сведения и материалы, содержащиеся в проекте (обновленной версии проекта) отчета об итогах государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- информация о порядке и сроках представления замечаний к проекту (обновленной версии проекта) отчета об итогах государственной кадастровой оценки;

- отчет об итогах государственной кадастровой оценки;

- копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

- сведения о кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;

- сведения о кадастровой стоимости, полученные по итогам исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

- копия решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

- индексы рынка недвижимости;

- иные сведения о кадастровой стоимости, о порядке и об основаниях ее определения.

Сведения и материалы, содержащиеся в фонде данных государственной кадастровой оценки, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений и материалов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и предоставляются путем обращения заинтересованных лиц к автоматизированной информационной системе ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (АИС ФД ГКО).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и включает совокупность следующих действий:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

- определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случае принятия соответствующего решения при условии соблюдения установленной периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости.

Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации.

Росреестр формирует перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки и предоставляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по его запросу.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня поступления перечня направляет его в бюджетное учреждение.

Бюджетное учреждение не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов размещает на своем официальном сайте:

• обновленные промежуточные отчетные документы;

• информацию о кадастровых номерах объектов недвижимости, пересчет кадастровой стоимости которых осуществлен;

• описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания;

• информации о замечаниях, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

В течение трех рабочих дней со дня составления отчета бюджетное учреждение направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в Росреестр.

В течение двадцати рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае выявления нарушений требований к отчету бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет в Росреестр отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Результаты определения кадастровой стоимости, полученные в установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» порядке, могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.

Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

11.08.2020 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных указанной статьей) на основании заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Методы кадастровой оценки определены (установлены, приняты) Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 (ред. от 09.09.2019) "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46860). Настоящие методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (ОКС (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (ОНС), помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов (ЕНК), и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Указ Президента РФ от 22.11.2012 N 1567 (ред. от 03.05.2013) "Об открытом акционерном обществе "Российские сети" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138113/

3. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 (дата обращения: 11.01.2022).

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057(дата обращения: 11.01.2022).

5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ред. от 30.12.2021 N 449-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200504/ (дата обращения: 11.01.2022).

6. Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ (ред. от 02.07.2021 N 351-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения: 11.01.2022).

7. Федеральный закон от 30.12.2015 №431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 30.12.2021 N 449-ФЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191496/.

8. Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии https://rosreestr.gov.ru/ (дата обращения: 11.01.2022).

9. Болотин, Сергей Алексеевич Информационные методы оценки недвижимости. Учебник для студентов учреждений высшего образования / Болотин Сергей Алексеевич. - М.: Академия (Academia), 2015. - 441 c. (дата обращения: 11.01.2022).

10. Луков, А.В. Комплексная оценка зданий-памятников истории и культуры на рынке недвижимости / А.В. Луков. - М.: Ассоциация строительных вузов (АСВ), 2018. - 941 c. (дата обращения: 11.01.2022).

11. Массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков в 2022 году. Какие новые налоги грозят дачникам? // https://snn-mn.ru/2022/01/26/массовая-государственная-кадастрова/ (дата обращения: 08.02.2022).

12. Оценочная деятельность https://www.audit-it.ru/terms/agreements/otsenochnaya_deyatelnost.html (дата обращения: 11.01.2022).

13. Правовые основы оценочной деятельности http://be5.biz/pravo/p007/21.html (дата обращения: 11.01.2022).

Просмотров работы: 815