Применение нетрадиционных форм организации практических занятий - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Применение нетрадиционных форм организации практических занятий

Коломеец Д.В. 1, Богданова М.В. 1, Сорокина Е.Н. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной системе российского профессионального образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности. Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания учащихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения хорошо известна. Такие занятия приближают профессиональное обучение к жизни, реальной действительности. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных форм организации занятий можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В соответствии с возрастными особенностями, теоретической подготовкой учащихся, на уроках специальных дисциплин будущих техников энергетической отрасли применяются нетрадиционные формы организации учебных занятий.

Изучение экскурсии как активного метода обучения обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

В тоже время, следует отметить, что основная работа по овладению знаниями, умениями и навыками выполняется учащимися в рамках аудиторных занятий. Однако объем теоретического материала, которым должны овладеть учащиеся, не всегда позволяет решить эту задачу на уроке, лекции, семинаре. Многие объекты техники, технологические и трудовые процессы нельзя продемонстрировать учащимся в условиях мастерских и кабинетов колледжа. Это можно сделать лишь в условиях реального производства. Поэтому наряду с уроком, лекцией, семинаром в учебно-профессиональных учреждениях используется такая форма учебной работы как экскурсия, одна из наиболее интересных для учащихся.

В ходе экскурсий учащиеся имеют возможность познакомиться с предприятием, его продукцией, организацией труда и экономикой производства. Здесь они знакомятся с новой техникой и технологией, наблюдают за работой передовиков производства; в конструкторских бюро они видят, как воплощаются в жизнь замыслы конструкторов, проектировщиков. Посещение промышленных предприятий способствует расширению политехнического кругозора учащихся и повышению их интереса к специальности. Экскурсии являются важным средством связи обучения с жизнью, с производственной деятельностью людей, имеют большое учебное и воспитательное значение для учащихся.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Отличительными особенностями экскурсии как активного метода обучения являются:

принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всей экскурсии);

самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых, и обратных связей.

При подготовке и проведении учебной экскурсии перед её организаторами становится ряд задач, важнейшими из которых являются:

- закрепление теоретических знаний, сформированных в процессе аудиторных занятий;

- формирование практических умений и навыков;

- знакомство с новым оборудованием и новыми технологиями;

- овладение аналитическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными умениями;

- становление навыков организации своей собственной деятельности.

Решению выше обозначенных задач подчиняется вся методика подготовки и проведения экскурсии.

Использование нетрадиционных форм организации учебных занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся; расширения кругозора будущих техников энергетической отрасли за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников; организации культурного досуга учащихся и сотрудников учебного заведения; расширения учебной зоны; реализации межпредметных и внутри предметных связей дисциплин специальной подготовки специалистов; формирования у обучаемых таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей; мотивации будущих специалистов к эффективной трудовой и учебной деятельности; повышения интереса будущих специалистов к учению.

Список использованных источников

1. Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения: учебное пособие. – М., Флинта, 2016.

2. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. - М.: Академия, 2013.

3. Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. - М.: Академия, 2013

4. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения. – М., Академия, 2013.

5. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013.

6. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.

7. Методика профессионального обучения. / Под ред. С.П. Блинова - М.: Юрайт, 2017.

8. http://www.iprbookshop.ru Подласый И.П. Педагогика. Книга 1. Общие основы. Учебник для студентов вузов Владос, 2011.

9. http://www.iprbookshop.ru Подласый И.П. Педагогика. Книга 2. Теория и технологии обучения. Учебник для студентов вузов Владос, 2011.

10. Светлов М.В. Техническое обслуживание и ремонт энергетических установок: учебно-методическое пособие / М.В. Светлов. — 3-е изд., стер. —М. : КНОРУС, 2013. — (Среднее профессиональное образование).

Просмотров работы: 34