Вз
Основной задачей профессиональной подготовки обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования, является воспитание молодого пополнения нашего общества, формирование нового человека. Подготовка всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых рабочих обеспечивается организацией учебно-воспитательного процесса, включающего теоретическое и практическое обучение, а также учебную и производственную практику.
Процесс обучения реализует содержание профессиональной подготовки будущих рабочих энергетической отрасли и представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся. Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержания обучения; преподавания, т.е. деятельность преподавателя; учения - деятельность обучаемых; применяемыми в этом средствами обучения, реализуемыми организационными формами и методами обучения.
Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двухсторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых, преподавания и учения.
Традиционными категориями, используемыми для анализа профессиональной подготовки, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный процесс по определенному предмету, дисциплине или специальности. Системообразующими факторами, регулирующими целенаправленное применение этих педагогических категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебной деятельности.
Подготовка рабочих высокой квалификации с законченным начальным образованием осуществляется путем соединения профессиональной и общеобразовательной подготовки. Чтобы стать рабочим высокой квалификации, обучающиеся должны овладеть: совокупностью знаний о технике и технологии данной отрасли производства, а также знаниями о природе, обществе, человеке и способах его деятельности; умениями и навыками применения полученных знаний для решения практических задач; опытом творческой деятельности способностью самостоятельно добывать знания; опытом интеллектуальной деятельности и рациональной организации труда, общими и профессиональными компетенциями.
Система управления педагогическим процессом в образовательной организации среднего профессионального образования строится на следующих принципах: демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации, преемственности образования при оптимальном сочетании теории и практики, коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки. Ведущим принципом обновления и перестройки любого образовательно-воспитательного процесса является его гуманизация.
Гуманизация исключает безличностный подход к человеку, объединяя усилия психологов, философов, педагогов, социологов в поисках смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора жизненного пути. Важно подчеркнуть, что гуманизацию учебно-воспитательного процесса нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам. Это ценностная ориентация, перестройка личностных установок педагога. Гуманистически ориентированного педагога характеризуют высокая гражданственность и социальная активность.
Следующим принципом начальной профессиональной подготовки выступает принцип дифференцированного обучения и воспитания обучающихся.
Суть такого обучения состоит в необходимости работать со всеми и с каждым, моделировать процесс индивидуального развития для каждого обучающегося с учетом уровня его обучаемости, мотивационного компонента учебной деятельности, волевых качеств личности, ее способности к самоорганизации.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Прежде чем перейти к характеристике отдельных методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Перейдем к более подробному описанию всех основных групп методов обучения в профессиональной подготовке рабочих энергетической отрасли.
Словесные методы обучения. К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Наглядные методы обучения. Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а также развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.
Практические методы обучения. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. К практическим методам относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.
Теоретический обзор данных научных подходов позволяет прийти к выводу, что совершенствование изучения теоретических курсов учебных дисциплин имеет в качестве главной своей функции коррекцию (регулирование) учебной деятельности обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования в составе целостного учебного процесса. Как следствие педагог должен высокопрофессионально подходить к организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности будущих электромонтеров в целостном педагогическом процессе образовательной организации среднего профессионального образования. Эффективность сочетания методов и форм профессионального обучения рабочих энергетической отрасли в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов во многом зависит от научной и педагогической компетентности преподавателя в технологии и методике построения и организации всех этапов педагогического процесса при изучении теоретических курсов, а также от использования возможностей различных форм, методов и методических приёмов для контроля за учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
Эффективность профессиональной подготовки рабочих энергетической отрасли зависит от правильного выбора форм и методов обучения, а также целесообразного сочетания методических приемов обучения в процессе организации учебно-познавательной деятельности рабочих энергетической отрасли.
Список использованных источников
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. – М., 2000 – 450 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1999 – 336 с.
Бодалев А.А. Формирование первого впечатления. – В сб.: Склонности и способности/ Под ред. В.Н. Мясищева. – М., 2002 – 103 с.
Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. – М., 2006 – 144 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2007 – 220 с.
Казанская В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ. – М., 1999 – 63 с.
Климов Е.А. Профессиональное самоопределение и профессиональная адаптация молодых специалистов. – М., 2007. – 255 с.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 2004 – 386 с.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 2005 – 185 с.
Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000 – 323 с.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001 – 272 с.
Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов. – М., 2007 – 272 с.
Эльконин Д.Б. Психология труда. - М, 2003 – 112 с.