Развитие физических качеств детей на этнопедагогических традициях народа саха - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие физических качеств детей на этнопедагогических традициях народа саха

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие национальной физической культуры взаимосвязано основными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа. Знакомство с национальной физической культурой народов также является одним из наиболее эффективных средств интернационального воспитания населения. Многообразие этнических традиций физического воспитания позволило якутам жить в социальной, биологической, природной гармонии. Особое значение для теории, практики современного образования, воспитания имеет прошлый опыт традиционного физического воспитания народа саха, который всецело направлен на воспитание из детей с раннего возраста сильного, ловкого, выносливого, опытного, смелого, решительного охотника, оленевода, легко переносящего любые трудности жизни среди суровой природы.

Традиционные якутские упражнения, народные игры, развлечения, спорт связаны с жизнью в суровых климатических условиях севера, поиском пищи, охотой. Национальные, подвижные игры, развлечения народа саха очень доступны, не требуют большого количества инвентаря, снаряжения и способствуют развитию всех основных физических качеств. Изучение исследовательских работ этнографов, краеведов показывает, что большинство якутских традиционных игр, упражнений имели простое содержание, имели ярко выраженный соревновательный характер - от их участников требовались сила, ловкость, сноровка. По словам этнографа-ученого С. И. Николаева, для якутов характерны четыре вида соревнований: «хапса5ай» - борьба, различные прыжки, «ытыы» - стрельба, «маамыкта» - метание маута. В эти традиционные игры играли в основном мальчики. Девочки играли в более тихие игры. Кроме того, и мальчики, и девочки играли в жмурки (харах симсиитэ), в прятки (сасыһа оонньооһун) и т. д.

Этнопедагогические традиции физического воспитания представлены в исследованиях В. И. Прокопенко, С. А. Пушкарева, Н. К. Шамаева, И. С. Портнягина, Н. Д. Неустроева, В. П. Кочнева и др. как уникальный пласт духовной, материальной культуры жизни народов севера, как образование, функционирующее в соответствии с климатическими, природными, этническими, социальными особенностями. Они ставят физическое воспитание на одно из первых мест как базовую, как основу всего учебно-воспитательного процесса.

Особое место занимает исследования заслуженного артиста РС (Я), знатока традиционной культуры Саха А.С. Федорова. В своем собрании «Игры предков» он дал описания традиционных якутских народных игр состязательного характера.

Физическое развитие высоко ценилось у якутов, они занимались детьми с раннего возраста. Физическое развитие якутов было очень важным со времен Тыгын-Дархана. В учении айыы, школе «кут-сюр», существуют своеобразные представления о совершенном человеке, в которых сохраняются национальные, семейные, бытовые традиции народного воспитания.

Якутские народные методы физического воспитания делятся на пять групп: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и спорт. С другой стороны, физические упражнения имеют разную специфику - при выполнении некоторых из них копируются либо рабочие движения, либо повадки животных, птиц, а также культивируется чувство ритма, координации, красоты движений.

Спорт - это деление на виды спорта в основном сводится к делению на единоборства, многоборье. К ним относятся якутские национальные прыжки, борьба хапсаҕай, перетягивание палки, прыжки через нарты. Их можно с успехом использовать на учебно-тренировочных занятиях, утренней гимнастике, потому что эти средства очень доступны, интересны, состязательны.

В общей системе воспитательной работы физическое воспитание дошкольников занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, тренируются физиологические функции организма, интенсивно развиваются движения, моторика, физические качества, необходимые для комплексного гармоничного развития личности.

Что касается происхождения традиций народного воспитания, то следует еще раз отметить, что к традиционным средствам воспитания, физического развития относится труд, воспитывающий у детей такие жизненные качества, как сила, ловкость и умение сразу оценивать ситуацию. Потребность в этих качествах определялась самой жизнью, включающей ребенка в систему трудовых обязанностей с раннего возраста. На работе подрастающего поколения вырабатывалось свое отношение к окружающей жизни, природе, ребенок рано рос духовно и физически. Настороженность, ловкость, хорошая терморегуляция стали врожденными качествами человека, которые помогли приспособиться к местным условиям жизни: резко континентальному климату, интенсивной солнечной радиации. Хорошо организованный физический труд способствовал физическому развитию, закаливанию детей.

По своему содержанию все подвижные традиционные игры, упражнения очень выразительны, доступны. Они активизируют мышление детей, расширяют их кругозор, представления об окружающем мире, улучшают их психические процессы, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития.

Для развития у дошкольников физических качеств, необходимо учитывать их возрастные особенности, а также формы, методы работы с физическими качествами. Только систематическая, последовательная работа с определенным количеством повторений упражнений может способствовать эффективному физическому развитию в целом. Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, формированию интереса дошкольников к учебным задачам различной степени сложности могут способствовать подвижные игры, игровые ситуации, в которые входит игровое упражнение.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий:

1. Подбор адекватных средств и методов обучения;

2. Творческая направленность педагогического процесса;

3. Использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как традиционные подвижные игры народа саха.

Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями. К физическим качествам относятся ловкость, быстрота, выносливость, гибкость и сила.

Большее значение приобретают ценности традиционной культуры, позволяющие сохранить духовные богатства, накопленные человечеством. Для подрастающего поколения, которое направлено на сохранение, преумножение культуры, традиций своего народа значимую роль играет принятие им соответствующих этнических ценностей, являющихся частью национальной культуры, способствующих сохранению.

Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных, спортивных играх. При этом следует помнить, что включать движение в игры можно только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Важно изменить последовательность движений, условия игр, которые способствуют развитию, воспитанию у детей ловкости, сообразительности.

Список литературы:

Анохина А.В., Алаас К., Баишев Ю.П. Народная Азбука физического воспитания дошкольников в Республике Саха /Я/. - Якутск.: Сахаполиграфиздат, 2002.

Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П. Бауэр; под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.

Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - М: Академия, 2004.

Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007.

Егорова З.В. О5о садыгар сахалыы хамсаныылаах оонньуулар. - Дьок.: ЯГУ, 2007.

Шамаев. Н.К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях. - Як., 2003.

Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009.

Просмотров работы: 65