Мультипликационные фильмы как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возрастa - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Мультипликационные фильмы как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возрастa

Иванова С.А. 1, Дедюкина М.И. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Педагогический институт, г. Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Увеличение процента нарушений речи является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение окружающей среды, дестабилизация социальной среды, увеличение процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т.А.).

Богатая и развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое общеобразовательное и практическое значение. Богатство словарного запаса - признак высокого развития речи ребенка. Пополнение словарного запаса - необходимое условие для развития коммуникативных навыков детей. [7, с.388]

Важным условием формирования словарного запаса дошкольника является выбор педагогами эффективного, рационального метода и приема, а также средств и форм данной работы.

Мультипликационные фильмы – являются одним из любимых детских жанров. Они позволяют развивать речь в разных аспектах – воспитание звуковой культуры речи, формирование связной речи; мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения, памяти; значительно расширяется кругозор и совершенствуется коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение.

Работа над словарем – исходная единица языка, занимает одну из важнейших позиций в общей системе труда по развитию языка. [4, с.458]

Под развитием детского словарного запаса понимается длительный процесс количественного накопления слов, развития социально устоявшихся значений и формирования умения употреблять слова в определенных условиях общения. [5, с.324]

Слова обеспечивают содержание общения. Свободное владение речью и письмом в первую очередь зависит от наличия достаточного словарного запаса.

Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Конкретный объект, абстрактное понятие, также выражаются эмоции и отношения.

Словарная работа в детском саду – это систематическое расширение активного словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение словарного запаса дошкольников идет рука об руку с познанием окружающей действительности и воспитанием у них правильного отношения к окружающей среде. [7, с.312]

Процесс усвоения детьми значения и семантики слов описан в Л.С. Выготский отмечал, что по мере развития ребенок переходит от случайных и незначительных признаков к существенным. С возрастом меняется полнота и точность отражения в его речах фактов, знаков или контекстов, существующих в действительности.

Алексеева М. Яшин выделяет две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы закрепления и активизации словаря, развития его смысловой стороны.

В первую группу входят методы:

А) непосредственное знакомство с окружающей средой и обогащение словарного запаса: осмотр и осмотр предметов, осмотр, осмотр территории детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) косвенное знакомство с окружающей средой и пополнение словарного запаса: изучение картинок необычного содержания, чтение произведений искусства, показ фильмов и видеофильмов, телевидение.

Вторая группа методов используется для восстановления и активации словаря:

А) изучение игрушек, изучение известного содержания изображений;

Б) дидактические игры и упражнения.

Средний дошкольный возраст – качественно новый этап в развитии ребенка. В этом возрасте словарный запас еще больше расширяется, а способность к обобщениям развивается параллельно. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга общения с взрослыми и другими детьми.

На данный момент продолжается поиск путей улучшения работы педагогов, поиск новых форм, приемов и методов речевого развития у дошкольников. В связи с этим мультипликационные фильмы являются важным инструментом в работе педагогов по развитию детской речи.

Мультипликация – одна из форм экранного искусства. Синтетический вид, включающий живопись, графику, музыку, литературу и элементов театра. Просмотр мультфильмов способствует процессу развития речи, который основан на общих дидактических принципах, отражающих закономерности владения речью:

- принцип увязки сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- коммуникативно-активный подход к языковому развитию;

- повышение мотивации к речевой деятельности.

Возможности для обогащения и развития речи при использовании средств мультипликации заключаются в том, что они улучшают наглядность и тем самым повышают осведомленность о воспринимаемом материале. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительной синхронизацией персонажей и музыки, приводит к различным эмоциональным переживаниям у детей, которые в свою очередь положительно влияют на познавательную деятельность и обогащают их чувственную основу. При просмотре мультфильма дети сопереживают героям живых выступлений. У ребенка это вызывает сильную эмоциональную и сенсорную реакцию, которая проявляется в самых разных формах, включая речь. Мультфильмы – отличный инструмент для развития мышления, внимания, воображения и памяти у детей. Благодаря им значительно расширяется кругозор и улучшаются коммуникативные навыки. Дошкольник учится выражать свои чувства и настроение.

Мультипликационные фильмы – отличная возможность сделать процесс воспитания и обучения более разнообразным и индивидуальным. Работая над содержанием мультфильма, вы можете формировать различные аспекты языка ребенка. Их часто можно использовать при проведении занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связного высказывания. Смотреть мультики можно как непосредственно на занятиях, так и заранее во второй половине дня.

Работа по развитию речи дошкольников на основе мультипликационных фильмов строится учётом следующих принципов:

- реалистичность;

- осведомленность и активность;

- отношение к различным сторонам аспектам речи;

- мотивация речевой деятельности;

- наглядность;

- разработка;

- систематичность и последовательность в обучении;

- коммуникативно-деятельностный подход;

- воспитывающий тип обучения;

- индивидуальный и дифференцированный подход.

Структура занятия с использованием мультфильма включает в себя:

- подготовительная часть - формирование у детей интереса и создание положительного эмоционального настроения к игре в упражнения и просмотру мультфильма;

- основная часть - разговор о содержании мультфильма, непосредственное выполнение игровых заданий;

- заключительная часть - обмен впечатлениями, анализ сказанного детьми, подведение итогов занятий.

В ходе такой работы решаются следующие задачи:

1. Формируются навыки полноценного ответа на вопросы;

2. Самостоятельно задавать вопросы;

3. Самостоятельно составлять предложения и использовать их в повседневной речи;

4. Следовать за последовательностью перехода от одной мысли к другой;

5. Вести диалог;

6. Устанавливается причинно-следственные связи;

7. Формируется самостоятельное связное речевое высказывание.

Помимо беседы по содержанию мультфильма, установлению причинно-следственных связей, можно использовать такие задания как:

- восстановление сюжета мультфильма по логике событий;

- подбор изображений, относящихся к содержанию мультфильма;

- предположение дальнейшего развития событий (что могло произойти);

- найти название для мультфильма;

- создание описания истории (по одной картинке за раз);

- составление повествования (на нескольких слайдах);

- воспроизведение поз и мимики персонажей;

- пересказ мультфильма.

Многие дети во время просмотра мультфильма или после него испытывают желание и потребность поделиться с кем-то своими впечатлениями, обсудить действия и характеры героев мультфильмов, особенно со своими сверстниками. Объясняется это тем, что мультфильмы оставляют в сознании детей определенное эмоциональное впечатление, чувства, которыми дети хотят поделиться. В то же время детям не все остается ясным, и они хотят объяснений от взрослых или их сверстников, хотят комментариев по отдельным событиям и ответов на вопросы.

После серии занятий с мультфильмами у детей проявляются положительные тенденции в развитии лексико-грамматической структуры и связного языка.

Поэтому предложенную систему работы по развитию речи дошкольников с помощью мультипликационных фильмов можно считать эффективной и рекомендовать для практического использования в организациях дошкольного образования.

Ссылки на источник:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ / КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.02.2022).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Наука, 2012. – 94 с.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/565231806 (дата обращения: 27.02.2022).

Голубева Л.Г. Речевое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. / Л.Г. Голлубева: М.: Академия, 2012 – 458 с.

Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. / Леонтьев А.Н.: М.: Ленанд, 2014 – 324 с.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. / О.С. Ушакова: М.: Просвещение, 2011 – 312 с.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. / О.С. Ушакова: М.: Просвещение, 2011 – 312 с.

Просмотров работы: 168