На сегодня приоритетным в современном образовании считается развитие личностных качеств детей и молодежи. Поэтому основной задачей педагогов является ориентация на развитие конкурентоспособной, креативной личности, которая может ориентироваться в открытом пространстве экономических инноваций. Исходя из этого актуальным становится разработка новых современных технологий для развития конструктивных умений детей.
Современному обществу не хватает инженеров, техников и других квалифицированных кадров по технической направленности. Развитие современной промышленной индустрии и инновационной науке и технике будут возможны только на основе раннего развития технических навыков детей.
Особую значимость во всесгороннем развитии дошкольников играют конструктивные умения, потому что они благоприятно влияют на развитие технических способностей детей, творчества. И.П. Павлов, И.М. Сеченов всегда выдвигали впереди всего именно эти вышеназванные умения.
Развитию конструктивных умений эффективно влияют занятия робототехникой и конструированием. В процессе этой деятельности дети старшего дошкольного возраста учатся работать по схеме, инструкции, по замыслу и образцу. Также у них очень хорошо развивается память, креативное мышление, умение делать анализ и синтез, обобщение, которые происходят в процессе работы над творческими проектами по робототехнике. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, выступать перед публикой.
В этой связи было проведено исследования с целью теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности педагогических условий развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе робототехники.
В исследовании приняло участие 12 воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Крестях.
Исследование проводилось по трем этапам: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для выявления уровней развития конструктивных умений у старших дошкольников нами был использован комплекс О.В. Дыбиной: диагностическое задание №1 «Решение проблемных ситуаций», диагностическое задание №2 «Лото», диагностическое задание №3 «Постройка на тему «Улицы Изумрудного города», диагностическое задание №4 «Изготовление из природного материала поделок на тему «Старичок-лесовичок и его друзья», диагностическое задание №5 «Изготовление из бросового материала персонажа сказки «Теремок».
Результаты констатирующего этапа показали недостаточный уровень конструктивных умений у старших дошкольников. Выявленные результаты диагностики позволяют делать вывод о том, что резких отличий между экспериментальной и контрольной группами не существует. В основном развитие конструктивных умений воспитанников находится на низком и среднем уровнях (рис. 1). Это доказывает то, что применяемые педагогами традиционные методы и приемы работы по развитию конструктивных умений дошкольников не являются эффективными.
Рисунок 1. Обобщение результатов диагностического задания
Для развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Крестях Сунтарского улуса организован кабинет конструктивной деятельности, который включает в себя конструкторы Lego Duplo, HUNA MRT, Lego Wedo, модульные конструкторы, настольные игры, лабиринты, схемы, инструкции, наглядные пособия, интерактивная доска.
Занятия по конструированию и робототехнике проводятся по программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «Конструирование и робототехника в ДОУ», разработанной на основе методических материалов, которые имеются в комплекте с образовательными конструкторами.
Занятия проводятся 2 раза в неделю для детей от 5 до 7 лет, по 6-8 детей в подгруппе.
Целью формирующего этапа эксперимента является реализация комплекса занятий по робототехнике с целью повышения уровня развития конструктивных умений старших дошкольников.
Формирующий эксперимент представлен разработанным комплексом занятий по робототехнике, который реализовывался в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста.
В контрольной группе занятия проводились традиционно.
Был разработан комплекс занятий по образовательной робототехнике для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из 14 занятий. Занятия включали в себя занятия по конструированию по инструкции, конструирование по образцу, конструирование по модели, игровые занятия, мини-соревнования, творческие проекты.
Календарный план разработанных занятий представлен в виде таблицы 1.
Таблица 1
Календарный план проведения комплекса занятий по образовательной робототехнике
№ |
Тема |
Цель |
Содержание |
1 |
Вводное занятие «Давайте познакомимся» |
Сплочение коллектива детей, обучение правил безопасности во время занятий робототехники |
Беседа Игра на знакомство Знакомство с правилами безопасности во время проведения занятий робототехники Игры на сплочение |
2 |
«Какие бывают конструкторы?» |
Изучение видов конструкторов, материалов, форм, деталей. |
Рассматривание деталей разных конструкторов Свободное конструирование |
3 |
Конструирование по образцу «Умная вертушка» |
Развитие наглядно-образцового мышления |
Конструирование модели «Умная вертушка» из конструктора Lego Wedo |
4 |
Игра «Математика» |
Развитие памяти, внимания, ловкости движения рук, ориентации в пространстве, навыков сложения и вычитания в пределах 10 |
Игра на специальном игровом поле. Сложение и вычитание в пределах 10 Управление дистанционным роботом «Huna MRT» |
5 |
Творческий проект «Сельскохозяйственная техника» |
Развитие технического творчества детей, креативности, сплоченности |
Просмотр медиапрезентации о сельскохозяйственных техниках. Планирование хода действий. Коллективное конструирование |
6 |
Конструирование по инструкции «Жираф» |
Развитие образного мышления познавательно-творческой способности |
Конструирование «Жирафа» по заданной инструкции |
7 |
Игра «Робофутбол» |
Развитие ловкости движения, ориентации в пространстве, сплоченности |
Игра «Робофутбол» по определенным правилам на игровом поле с помощью роботов «Huna MRT» |
8 |
Конструирование по теме «Бытовая техника» |
Развитие воображения, смекалки, внимания, технических способностей. Развитие навыков начального программирования |
Создание бытовой техники которая помогает в повседневной жизни. |
9 |
Игра «Сайылык оголорун оонньуулара» |
Развитие внимательности, быстроты, координации движения, мышления. Воспитание чувства патриотизма. |
Эстафета на большом игровом поле. Выполнение различных заданий, управляя роботом. |
10 |
Творческий проект «Экороботы» |
Развитие технического творчества, связной речи, воображения. |
Придумывание и конструирование робота, который помогает экологии. (загрязнение воды, мусор, пожар и т.д.) Защита перед ровесниками |
11 |
Творческий проект «Робот-помощник» |
Развитие воображения, фантазии, технического творчества |
Придумывание и конструирование робота-помощника, которого еще не существует. |
12 |
Игра «Боулинг» |
Развитие ловкости, глазомера, ориентации в пространстве |
Игра проводится на специальном игровом поле «Боулинг». Коллективное конструирование робота из конструктора Huna GOMA Brain A. |
13 |
Конструирование по условиям «Дорога домой» |
Развитие творческого конструирования |
Конструирование из различных видов конструктора улицу, дорогу, по которой идут после детского сада. |
14 |
Завершающее игровое занятие, посвященное ко Дню Защитника Отечества «Полоса препятствий» |
Развитие творческого воображения, ловкости, логического мышления, ориентации в пространстве |
Конструирование танка по воображению; Соревнование «Полоса препятствий» |
После проведения формирующего этапа было проведено повторное диагностическое исследование уровней сформированности конструктивных умений у детей экспериментальной группы.
Сравнительные результаты приведены в виде рисунка (рис.2).
Рисунок 2. Сравнительные результаты повторной диагностики
По результатам полученных данных и анализу таблиц, сравнивающих уровни развития исследуемых показателей до и после проведения опытно-практической работы, можно сделать следующие выводы: после применения специально разработанного комплекса занятий по робототехнике, значительно повысился уровень сформированности конструктивных умений.
Работа каждого привела к тому, что дошкольники, хотят заниматься робототехникой и развиваться дальше, умеют работать как с коллективом, так и самостоятельно. Уровень сформированности конструктивных умений дошкольников изменился и опытно-практическая работа показала целесообразность использования робототехники с целью развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что комплекс занятий по робототехнике, реализованный посредством серии занятий, привела к качественному повышению знаний и уровня технологических навыков у дошкольников.
Список использованной литературы:
Белкова Г.В. Lego-конструирование в ДОУ / Г.В. Белова // Инновационная наука. – 2021. –№4. - С. 150-151.
Геер И.Д. Lego-конструирование и робототехника в ДОУ – шаг к цифровизации образования / И.Д. Геер // Преемственность в образовании. – 2019. – №23. – С.629-632.
Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – М.: Изд-во Полиграф. Центр «Маска», 2019. – 100 с.
Корнилова Д.А. Образовательная робототехника в ДОУ – шаг к техническому творчеству детей / Д.А. Корнилова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – С. 249-250.