Компетентностная модель педагога ДОО - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Компетентностная модель педагога ДОО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Для педагогической деятельности педагога на современной уровне, требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Чтобы остаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющему миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость».

Развивающий специалист сумеет обрести и внешний капитал. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по инструментариям.

Ведущим компонентом профессионального совершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым понимается «целенаправленная, определённым образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».

Самообразование – основа роста учителя как специалиста.

Цель: создать мотивационную ситуацию к анализу собственной педагогической деятельности, способствовать проявления желания повышать профессиональную квалификацию.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Перечисленные качества, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности.

Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Вывод: педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Развитие профессионально значимые качества:

а) адаптирование своих индивидуально – неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально – нравственных и других свойств личности;

Профессиональное выгорание как состояния и процесс. Основной способ формирования самооценки педагога – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности педагога – воспитателя. Надёжный способ формирования профессионального идеала - самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала педагога. Это главное эффективности его самовоспитания. В этом плане весьма полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ, которое явится примером для подражания. Таким примером может быть Л.Н.Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы.

Список литературы:

Кириллина И. И. Влияние личности учителя-словесника на формирование и развитие интереса учащихся к литературе как учебному предмету//Автореф. канд. пед. наук. - Л., 1984. - 16 с.

Гоноболин Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей.- В кн.: Способности и интересы. М., 1962. - С. 230-242.

Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика, №10,2003. - С. 72-94.

Просмотров работы: 25