ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире возникают значительные перемены во всех сферах социальной и духовной жизни. Большую значимость играет деонтологическая культура специалиста, которая включает в себя профессиональную этику поведения, процесс преобразования и становления личности, развитие ее духовной, эмоциональной, интеллектуальной, физической и других сфер жизни. Это накладывает огромную ответственность за выполнение своего профессионального долга на человека, который занимается педагогической практикой на профессиональном уровне. Особое значение для общества занимает деонтологическая культура педагога. Именно она определяет введение принципиально новых характеристик профессиональной деятельности педагога в современных условиях развития общества. Новые стандарты, методики, построение урока в русле новой парадигмы требует создания новых принципов, аспектов и компонентов для успешного освоения предмета и дальнейшей педагогической деятельности студентов.

Проблема деонтологической готовности будущих педагогов обусловлена тем, что деонтология в образовании еще не сформировалась как самостоятельное направление, хотя отдельные аспекты формирования деонтологии образования отражены в работах многих авторов: Л. И. Беляковой, Ю. Ф. Гаркуши, И. А. Коробейникова, Н. Н. Малофеева, Е. М. Мастюковой, Н. М. Назаровой, М. Е. Орешкиной, В. И. Селиверстова, Е. А. Стребелевой, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и работах других авторов.

Н. В. Кузьмина [1, С. 54] в структуре педагогической деятельности определяет взаимосвязанные компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

К. М. Левитан [2, С. 65] отмечает, что при анализе профессиональной деятельности и личности педагога следует выделять конкретные качества личности специалиста, такие как гностические умения, проектировочные и конструктивные умения, организаторские умения, коммуникативные умения, направленность личности учителя и его характер.

В качестве параметров эффективности профессионально–педагогической деятельности Е. Ю. Пряжникова [3, с. 111] называет следующие функциональные умения: специальные (предметные), проектировочно–прогностические, дидактические, коммуникативно–организаторские, инновационные, исследовательские (гностические).

По мнению Г.А. Карахановой [4, С. 17], деонтологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется:

– в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

– в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает чело веку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

– в виде профессионально–личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.

Исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, можно рассмотреть ее как целостное проявление всех сторон личности специалиста.

Итак, деонтологическая культура у будущих педагогов рассматривается как их способность к использованию уже упомянутых деонтологических компонентов на качественном уровне, но также при изучении данной проблемы необходимо выделить базовые принципы при формировании деонтологической культуры у будущих педагогов, среди них следующие: дифференциация и индивидуализация воспитательных влияний; опора на самоценность человеческой личности; учет профессиональной направленности и поведения; приоритет самостоятельности и активности студентов в деятельности; взаимопроникновение когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностно-творческого компонентов в учебной и во внеучебной работе.

В основе психологической готовности будущих педагогов лежат следующие компоненты: когнитивный, мотивационно–ценностный, творческий и деятельностно–практический. В данной статье основное внимание уделено мотивационно–ценностному компоненту, который включает в себя такие структуры, как мотивы, соответствующие мотивам самореализующейся личности, и мот ивы студентов реализоваться в учебной и профессиональной деятельности [5, С. 13].

К университетскому образованию предъявляются новые требования, в частности, нравственно–смысловому аспекту, что связано со становлением новой этики и переосмысления ситуации морального выбора в современном изменяющемся мире. Прерогатива нравственной проблематики – одно из важных условий выживания человечества, заставляющее людей искать новые возможности повышения эффективности совместной деятельности.

Задача ценностно–смыслового развития становится все более междисциплинарной, а процесс освоения студентами нравственных знаний – бол ее технологичным, конкретизируясь в процессе совместной деятельности педагога и студента [6, С. 7].

Так им образом, к выпускникам вузов предъявляются требования в форме компетенций, сформированность которых обеспечивает успешность в будущей профессии, поскольку компетентностный подход акцентирует внимание н а результатах образования как способности и готовности человека действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях, используя усвоенные знания, умения и навыки.

Современная система образования инициирует переход обучающегося в позицию субъекта обучения и воспитания и, далее, активизирует процессы самодетерминации, самоорганизации, саморазвития и самореализации. Но, к сожалению, у большинства студентов слабо развиты личностные механизмы «самости», субъектности и «смыслообразования», что понижает учебную мотивацию, затрудняет организацию своего образовательного пространства, притупляет ответственность за вектор своего профессионального развития и осознание себя субъектом обучения [7, С. 17].

Усугубляет ситуацию устойчивое отношение молодежи к профессии педагога как малопрестижной и малооплачиваемой, но требующей постоянной работы над собой и значительных эмоциональных, умственных и временных затрат для саморазвития (что не укладывается в современную «доктрину» легкой и красивой жизни).

Вызывает тревогу то, что большинство студентов педагогических вузов не осознают важности профессии учителя, ее смыслообразующей и ценностно–ориентированной сущности, прогностического характера в плане развития будущих поколений. В данном контексте уместно изучение такого понятия, как «профессионально–нравственная самореализация» субъекта обучения [7, С. 17]. Этот процесс рассматривается нами как часть профессионального развития будущего педагога, что вынуждает делать акцент на готовность к профессионально – нравственной самореализации.

Рассмотрим основные педагогические условия, формирующие деонтологическую готовность будущего педагога к профессиональной педагогической деятельности:

– построение образовательного пространства в системе высшего образования на основе идей гуманитарной парадигмы, которая направлена на развитие «человеческого качества» будущего профессионала через активизацию ценностно–смысловых саморазвития, отношения и деятельности в педагогической профессии;

– изучение принципов гуманитарной направленности, системности, ценностности, диалогичности; перевода потенциально–нравственного в актуальное; моделирования и проектирования организации образовательного пространства;

– интерактивное предоставление субъекту образовательного пространства профессионально–нравственных эталонов личностного развития и поведения в педагогической деятельности.

На анализе данных исследований были определены современные проблемы формирования деонтологической культуры у будущего педагога. Образование сегодня нуждается в определенной модели процесса формирования деонтологической культуры учителя. Из теории ясно, что наиболее сложным является установление взаимосвязи всех описанных выше компонентов для целостного формирования культуры педагога. Проведенное теоретическое исследование выявляет, что в образовании существуют проблемы для формирования деонтологической культуры у будущих педагогов в системе высшего образования. Их решение возможно, если будут соблюдаться все выше перечисленные компоненты и принципы деонтологической культуры и небольшие изменение ФГОС 3+++.

С целью решения современных проблем в ФГОС 3++ по направлению бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование следует добавить компетенции, а также внести изменения в учебный план с расширением учебных дисциплин с более глубоким изучением этики и деонтологии.

Одна из основных проблем деонтологической культуры педагогов такова, что помимо традиционных методик, оцениваний, процессов обучения и воспитания, педагог должен предоставлять собственные инновационные идеи и модели. Данные изменения помогут будущим педагогам в системе высшего образования достичь определенных знаний о деятельности педагога, а также сформировать мировоззрение и сущность педагога, подхода к ребенку в учебно-воспитательном процессе. Особое значение нужно уделить аудиторным занятиям, направленным на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку у них собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В современном образовании мало уделяется на сформирование у студентов духовно-нравственных ценностей, в практической деятельности, где теоретические навыки будущего педагога-гуманиста можно закрепить. Наши теоретические данные о компонентах и принципах формирования деонтологической культуры у будущих педагогов в системе высшего образования показывают, что их взаимодействие может осуществляться только с помощью их процесса совместной деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что деонтологическая готовность к профессиональной деятельности будущего педагога проявляется в форме установок, предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям, а также в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира. Рассмотрены основные педагогические условия, формирующие деонтологическую готовность будущего педагога к профессиональной педагогической деятельности.

Список литературы

1. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 315 с.

2. Левитан К. М. Педагогическая деонтология / К.М. Левитан. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 2015. – 234 с.

3. Пряжникова Е. Ю. Проблема профессионального становления личности / Е.Ю. Пряжникова, Т.А. Егоренко //Современная зарубежная психология. – 2017. – №. 2. – С. 111.

4. Караханова Г. А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования / Г.А. Караханова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №. – С. 17.

5. Орешкина М. Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда / М.Е. Орешкина //Автореферат дисс… канд. пед. наук. – 2016. – 34 с.

6. Шкерина Л. В. Моделирование компетенций студентов в динамике их формирования / Л.В. Шкерина //Психология обучения. – 2018. – №. – С. 7.

7. Рыбина И. С. К вопросу готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве вуза / И.С. Рыбина //Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №. – С. 17.

Просмотров работы: 214