Вопросу освоения профессии и личностного роста посвятили свои труды С.Я. Батышев, Г.А. Бордовский, А.Г. Беляева, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, В.А. Поляков. Об особенностях формирования профессионального имиджа в системе подготовки специалиста писали В.Ф. Башарин, В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, М.П. Горчакова-Сибирская, В.В. Гузеев, И.Ф. Исаев, В.П. Каширин, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, Н.Ф. Талызина и др. В наше время проблема имиджа педагога была раскрыта в работах В.М. Шепель, Л.П. Качалова, А. Тарасенко и др.
И́мидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] означает «образ», «изображение», «отражение») и определяется как совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом[4]. Наука, занимающаяся технологией личного обаяния называется имиджелогией. Это новая научно-прикладная дисциплина, которая возникла на стыке психологии, социологии, философии, культурологии и других наук. Имидж необходим для профессиональной деятельности людей, чья работа связана с людьми.
В данной статье мы поговорим об имидже педагога - воспитателя детского сада.
Большинство современных детей дошкольного возраста посещает детский сад. Это значит, что детский сад выступает важной общественной ступенью в жизни маленького человека, так как на воспитателей детского сада возлагается большая ответственность в том, как сложится дальнейшее развитие ребенка. Воспитатель – это призвание. Недаром немецкому композитору Карлу Марии фон Веберу принадлежит изречение о том, что «Воспитателем, как и художником, нужно родиться» [5].
Современный воспитатель должен работать над формированием собственного имиджа. Это одна из главных задач его как педагога. Зачем ему нужно создавать свой профессиональный имидж? От того, как он решает данную задачу, напрямую зависит его востребованность, пригодность и компетентность как профессионала. Также имидж влияет на удовлетворенность педагога своей деятельностью и профессиональный успех.
Имидж можно охарактеризовать как представление о том, как вы подаете себя окружающим, это есть ваш желаемый образ как педагога, к которому вы стремитесь и которого вы воплощаете в реальности. Своим имиджем вы показываете свой социальный статус, свой характер, темперамент и вкус. Если вы педагог, значит вам стоит подумать, какой пример вы должны подавать детям.
В современном мире есть профессионалы, специально занимающиеся созданием образа популярных людей. К их услугам обращаются те, кто хочет завоевать сердца миллионов людей, например, певцы, артисты, политики и др. Некий имидж создают и средства массовой информации: печать, реклама, телевидение, радио. Имиджу любого человека могут способствовать окружающие его люди: друзья, родные, знакомые, коллеги по работе и сотрудники.
Что касается воспитателя детского сада, то грамотно созданный и подходящий имидж может снискать всеобщее уважение у воспитанников, их родителей и коллег по работе, что, в свою очередь, ведет к повышению авторитета педагога.
Основными составляющими имиджа воспитателя являются:
- визуальная привлекательность;
- вербальное поведение;
- невербальное поведение;
- манеры;
- этикет;
- обаяние.
Как известно, имидж – это всегда единство двух составляющих: внешнего (мимика, жесты, тембр и сила голоса, одежда, походка, манеры) и внутреннего (все, что относится к внутреннему миру человека, к его нравственным и психологическим качествам, к его душе и разуму).
Остановимся на внутренней составляющей имиджа современного воспитателя. В идеале его имидж имеет такие качества: интерес и любовь к воспитанникам, общительность, уравновешенность, справедливость, разумная требовательность, организаторские способности, широкая эрудиция. К этим качествам прибавим манеру общения и манеру держать себя при построении адекватных отношений с людьми. Доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность воспитателя, его уверенность в себе, чувство юмора, а также его тон будут восприниматься воспитанниками как образец правильного общения с окружающими. Известно, что к таким педагогам дети тянутся, они чувствуют себя с ними комфортно и уютно, детям бывает интересно с ними общаться, заниматься делами, делиться своими сокровенными мыслями.
Обаятельный человек всегда несет окружающим позитивное настроение, такой человек умеет быстро располагать к себе людей. Педагог должен уметь использовать свое естественное обаяние, так как малыши интуитивно понимают личностные особенности каждого педагога, чувствуют его желание и умение работать с ними. В противном случае есть опасность психологического барьера, через который будет трудно и даже невозможно устанавливать с детьми желанных позитивных отношений.
Другая, не менее важная составляющая имиджа педагога – это профессиональная компетентность, т.е. педагог должен обладать в равной мере и теоретической подготовленностью и практикой.
Педагог учится на протяжении всей профессиональной деятельности в силу специфики своей работы, потому что нельзя учить детей, если сам не занимаешься своим самообразованием, не пополняешь свои знания и не оттачиваешь свои умения и навыки. Внешняя составляющая имиджа педагога. Существует меткая пословица о том, что «по одежке встречают, а по уму провожают». Внешний облик помогает любому человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых. Вспомним из своего детства, ведь было очень приятно, когда по утрам встречала вас ваша воспитательница, всегда опрятная, со вкусом одетая, подтянутая, добрая и приветливая.
В манере одеваться есть одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям, успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю. Неаккуратный внешний вид воспитателя иногда сводят на нет все усилия педагога. Значит, внешний вид педагога помогает ему улучшить свой профессиональный имидж, тем самым ведя к профессиональному успеху.
Каковы общие принципы создания привлекательного внешнего вида? Это, во – первых, аккуратность и опрятность:
- одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;
- обувь должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня;
- внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали;
- сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены.
Во – вторых, сдержанность и умеренность как одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств. Основной стандарт одежды и неброских украшений для всех сотрудников - профессиональный деловой стиль. Для маникюра и дневного макияжа уместны неяркие, спокойные тона. Воспитатель должен помнить, детский сад - не место демонстраций дизайнерских изысков и экстравагантных идей.
Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов. Для педагога важна эмоциональная речь. Монотонный равнодушный голос, будет действовать на воспитанников усыпляющее или вызывать скуку. Педагог должен знать и придерживаться правил речевой культуры педагога:
- говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать;
- говорить внятно, пользоваться паузами логическими и психологическими;
- говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова.
Для современного имиджа представляется важным, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя»: высокая самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в добро и умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
В создании имиджа педагога большую роль играет педагогический этикет. Он включает в себя правила культуры поведения, к ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагог сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям.
Также в создании имиджа немаловажная роль отводится педагогической этике. Педагогическая этика включает в себя такие категории:
-профессиональный педагогический долг;
-педагогическую справедливость;
-педагогическую честь;
-педагогический авторитет
-педагогическую совесть;
-педагогический такт.
Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создает в совокупности имидж самого учреждения.
Таким образом, отличительная особенность профессии воспитателя детского сада как педагога состоит в том, что она представляет собой жизненное кредо, в котором должны быть присущи: высокая гражданская ответственность и высокая социальная активность, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с людьми; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, творческая инициатива, потребность в постоянном самообразовании, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Использованная литература
1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, МГППУ, 2011.
2. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Издательство Аспект Пресс, 2002.
3. Психология и педагогика: учебник бакалавров / П.И. Пидкасистый. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013.
4.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Имидж#...
5.URL: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-vospitatelej-200-tsitat