Развитие логического мышления в процессе обучения игры «Шашки». - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие логического мышления в процессе обучения игры «Шашки».

Винокурова А.П. 1, Попова Л.В. 2
1Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова Педагогический институт
2Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:

В данной статье автор знакомит с основными педагогическими условиями обучения детей дошкольного возраста игре «Шашки». Дается краткое описание работ известных педагогов и психологов по развитию логического мышления, подбор диагностик по развитию логического мышления в старшем возрасте, разработки кружковых занятий по обучению детей шашечной игре в трех этапах.

Работа будет интересна специалистам дошкольных учреждений – воспитателям и педагогам дополнительного образования, студентам педагогических специальностей колледжа и университета.

Научная статья

Познавательное развитие ребенка, в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя следующие направления: развитие мышления, памяти и внимания, развитие любознательности, познавательной мотивации.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией мышления, которое требует высокой активности умственной деятельности. Овладев логические операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить и ясно, и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр лабиринтов вызывает у детей большой интерес.

ФГОС ДО определил необходимость предоставления в дошкольном учреждении услуг вариативного характера образования для детей дошкольного возраста.

Ориентируясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста можно утверждать, что «ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в игре [1, с. 8].

Известный педагог Л.С. Выготский изучал мышление с позиции теории культурно-исторического развития психики. Мышление понимается им как «культурный» процесс, опосредованный языком, т. е. предметом изучения психологии мышления являлось речевое мышление. «Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом…». Согласно Л.С. Выготскому, мышление «не природная, а общественно-историческая форма поведения» [3, c. 684].

Психолог П.Я. Гальпериным была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий [4, c. 90].

А.Н. Леонтьев изучал мышление как деятельность. Основной разработанного им методологического принципа является утверждение, что «внутренний процесс (умственные действия) формируется через внешнюю деятельность». По определению А.Н. Леонтьева: «Мышление - это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания» [2, c.150].

У детей старшего дошкольного возраста продолжается развиваться логическое мышление. Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего посредством интеллектуальных игр.

Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий.

Данная игра помогает хорошо развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, трудолюбие смекалку, точный расчет и усидчивость. Также игра в шашки обеспечивает социальную успешность, формирует предпосылки учебной деятельности, сохраняет здоровье детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным требованиям.

Исследование проведено в МБДОУ ЦРР № 26 «Кустук». Экспериментом охвачено всего 33 ребенка, возраст 5-6 лет.

С целью исследование развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста мы подобрали методики определения уровня развития мышления. Данные методики взяты из единого сборника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники)» (составитель Е.В.Доценко) [6, с. 54, 59].

Серия 1. Методика «Исключение лишнего»

Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно - логического мышления у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов.

Серия 2. Методика «Нелепицы»

Предназначена оценить элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях, отношениях между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты.

Проанализировав результаты диагностирования детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу, что из 33 детей высоким уровнем обладают 23 ребенка (77%); средним уровнем 8 детей (18%) и низким уровне - 2 ребенка (5%: 8 ребенок, 32 ребенок). В основном в этой группе дети с высоким и средним уровнем.

Мы разработали план кружковой работы по обучению дошкольников игре «Шашки», который состоит из системы интегрированных занятий (Приложение №1).

План состоит из 3 этапов:

1 этап включает себе 6 занятий на общее знакомство с игрой. На этом этапе знакомим детей с историей происхождения игры «Шашки», а также организуем продуктивные виды деятельности (лепку, аппликацию) и демонстрируем видеоматериал для вызова интереса детей к игре;

2 этап представляет из 17 занятий на разучивание с детьми о правилах игры В целях дальнейшего поддержания интереса детей к игре и обучения правилам игры организуются опыты с разными видами шашечной доски, с самими шашками, непосредственно сама игра и разучивание разных приемы игры, решение комбинаций;

3 этап состоит из 3 занятий на закрепление и совершенствование навыка игры. Закрепление проводится в форме викторины, шашечного турнира и выставки.

В каждый этап имеет: тему, цель, количество занятий, используемые материалы и дополнительные формы обучения.

В заключение отметим, что развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез. 2014. – 560с.

Выготский, Л.С. Психология / Л.С.Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. - 1008с.

Гиппенрейтер Ю. Б., Спиридонова В. А., Фаликман М. В., Петухов В. В., Психология мышления / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 672с

Давидова Т.Г. Обучение детей в игре шашки [Текст] Давидова Т.Г., Атаян Г.М. – М.: 2011. – 56с

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155. (ред. От 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 2013. - 25 ноября

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

План кружковой работы по обучению дошкольников игре «Шашки»

Тема

Количество занятий

Цель

Используемый материал

Дополнительные формы работы

1 этап: Общее знакомство с игрой

 

1

«Знакомства с игрой шашки»

3

Познакомить детей с историей «Шашки»; Вызвать желание научиться играть в эту игру с правилами;

Познакомить детей с шашечной доской, научить правильно класть, объяснить горизонтальный и вертикальный ряд;

Познакомить детей с понятием «Главная (большая) дорога»; Познакомить детей с понятием «фланг»; Познакомить детей с центром доски

Презентация «Откуда родом шашки?»

Лепка фигура «шашка».

Аппликация «Шашечная доска»

Показ мультфильма

ИКТ презентации

2 этап: Разучивание правил игры

 

1

«Знакомство с правилами игры»

2

Познакомить с правилами игры;

Познакомить детей с понятием «турнир»

Демонстрационная доска

Опыт с разными видами шашечной доски

Опыт с фигурами шашек

2

«Шашки»

4

Познакомить детей с шашками; с понятием «двойники» и «тройники» и их расположение;

Учить правильно расставлять начальную позицию на доске; Научить передвигать шашки;

Учить детей переходу шашки в дамку, и их расположению;

Познакомить и показать плюсы и минусы изолированной шашки;

Познакомить детей с сильными шашками

Демонстрационная доска, шашки

3

Удары

5

Познакомить детей с видами ударов: сильные и слабые удары;

Научить детей ударам шашки;

Учить детей ударом дамки;

Демонстрационная доска, шашки

4

«Приемы»

6

Познакомить с позиционным элементом связка шашек;

Познакомить с выстроенным треугольником;

Познакомить с понятием «Рожон»;

Познакомить и показать прием «угроза»; Показать детям прием «Ловушка»; Научить детей проигрывать разные варианты в игре;

Научить детей «зажать» шашки соперника;

Научить детей не дать двигаться шашки соперника

Демонстрационная доска, шашки

3 этап: Закрепление и совершенствование навыков игры

 

1

«Викторина

1

Закрепить полученные знания на предыдущих занятиях;

Слайд презентация Доски и шашки

 

2

Шашечный турнир

2

Закрепить навыки игры в шашки

Доски и шашки, протоколы

 

3

Выставка детских поделок «В мире шашек»

1 неделя

Стимулировать детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности

   
Просмотров работы: 26