Аннотация:
В данной статье автор знакомит с основными педагогическими условиями обучения детей дошкольного возраста игре «Шашки». Дается краткое описание работ известных педагогов и психологов по развитию логического мышления, подбор диагностик по развитию логического мышления в старшем возрасте, разработки кружковых занятий по обучению детей шашечной игре в трех этапах.
Работа будет интересна специалистам дошкольных учреждений – воспитателям и педагогам дополнительного образования, студентам педагогических специальностей колледжа и университета.
Научная статья
Познавательное развитие ребенка, в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя следующие направления: развитие мышления, памяти и внимания, развитие любознательности, познавательной мотивации.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией мышления, которое требует высокой активности умственной деятельности. Овладев логические операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить и ясно, и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр лабиринтов вызывает у детей большой интерес.
ФГОС ДО определил необходимость предоставления в дошкольном учреждении услуг вариативного характера образования для детей дошкольного возраста.
Ориентируясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста можно утверждать, что «ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в игре [1, с. 8].
Известный педагог Л.С. Выготский изучал мышление с позиции теории культурно-исторического развития психики. Мышление понимается им как «культурный» процесс, опосредованный языком, т. е. предметом изучения психологии мышления являлось речевое мышление. «Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом…». Согласно Л.С. Выготскому, мышление «не природная, а общественно-историческая форма поведения» [3, c. 684].
Психолог П.Я. Гальпериным была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий [4, c. 90].
А.Н. Леонтьев изучал мышление как деятельность. Основной разработанного им методологического принципа является утверждение, что «внутренний процесс (умственные действия) формируется через внешнюю деятельность». По определению А.Н. Леонтьева: «Мышление - это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания» [2, c.150].
У детей старшего дошкольного возраста продолжается развиваться логическое мышление. Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего посредством интеллектуальных игр.
Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий.
Данная игра помогает хорошо развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, трудолюбие смекалку, точный расчет и усидчивость. Также игра в шашки обеспечивает социальную успешность, формирует предпосылки учебной деятельности, сохраняет здоровье детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным требованиям.
Исследование проведено в МБДОУ ЦРР № 26 «Кустук». Экспериментом охвачено всего 33 ребенка, возраст 5-6 лет.
С целью исследование развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста мы подобрали методики определения уровня развития мышления. Данные методики взяты из единого сборника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники)» (составитель Е.В.Доценко) [6, с. 54, 59].
Серия 1. Методика «Исключение лишнего»
Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно - логического мышления у ребенка.
В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов.
Серия 2. Методика «Нелепицы»
Предназначена оценить элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях, отношениях между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты.
Проанализировав результаты диагностирования детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу, что из 33 детей высоким уровнем обладают 23 ребенка (77%); средним уровнем 8 детей (18%) и низким уровне - 2 ребенка (5%: 8 ребенок, 32 ребенок). В основном в этой группе дети с высоким и средним уровнем.
Мы разработали план кружковой работы по обучению дошкольников игре «Шашки», который состоит из системы интегрированных занятий (Приложение №1).
План состоит из 3 этапов:
1 этап включает себе 6 занятий на общее знакомство с игрой. На этом этапе знакомим детей с историей происхождения игры «Шашки», а также организуем продуктивные виды деятельности (лепку, аппликацию) и демонстрируем видеоматериал для вызова интереса детей к игре;
2 этап представляет из 17 занятий на разучивание с детьми о правилах игры В целях дальнейшего поддержания интереса детей к игре и обучения правилам игры организуются опыты с разными видами шашечной доски, с самими шашками, непосредственно сама игра и разучивание разных приемы игры, решение комбинаций;
3 этап состоит из 3 занятий на закрепление и совершенствование навыка игры. Закрепление проводится в форме викторины, шашечного турнира и выставки.
В каждый этап имеет: тему, цель, количество занятий, используемые материалы и дополнительные формы обучения.
В заключение отметим, что развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез. 2014. – 560с.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С.Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. - 1008с.
Гиппенрейтер Ю. Б., Спиридонова В. А., Фаликман М. В., Петухов В. В., Психология мышления / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 672с
Давидова Т.Г. Обучение детей в игре шашки [Текст] Давидова Т.Г., Атаян Г.М. – М.: 2011. – 56с
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155. (ред. От 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 2013. - 25 ноября
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
План кружковой работы по обучению дошкольников игре «Шашки»
№ |
Тема |
Количество занятий |
Цель |
Используемый материал |
Дополнительные формы работы |
|
1 этап: Общее знакомство с игрой |
||||||
1 |
«Знакомства с игрой шашки» |
3 |
Познакомить детей с историей «Шашки»; Вызвать желание научиться играть в эту игру с правилами; Познакомить детей с шашечной доской, научить правильно класть, объяснить горизонтальный и вертикальный ряд; Познакомить детей с понятием «Главная (большая) дорога»; Познакомить детей с понятием «фланг»; Познакомить детей с центром доски |
Презентация «Откуда родом шашки?» |
Лепка фигура «шашка». Аппликация «Шашечная доска» Показ мультфильма ИКТ презентации |
|
2 этап: Разучивание правил игры |
||||||
1 |
«Знакомство с правилами игры» |
2 |
Познакомить с правилами игры; Познакомить детей с понятием «турнир» |
Демонстрационная доска |
Опыт с разными видами шашечной доски Опыт с фигурами шашек |
|
2 |
«Шашки» |
4 |
Познакомить детей с шашками; с понятием «двойники» и «тройники» и их расположение; Учить правильно расставлять начальную позицию на доске; Научить передвигать шашки; Учить детей переходу шашки в дамку, и их расположению; Познакомить и показать плюсы и минусы изолированной шашки; Познакомить детей с сильными шашками |
Демонстрационная доска, шашки |
||
3 |
Удары |
5 |
Познакомить детей с видами ударов: сильные и слабые удары; Научить детей ударам шашки; Учить детей ударом дамки; |
Демонстрационная доска, шашки |
||
4 |
«Приемы» |
6 |
Познакомить с позиционным элементом связка шашек; Познакомить с выстроенным треугольником; Познакомить с понятием «Рожон»; Познакомить и показать прием «угроза»; Показать детям прием «Ловушка»; Научить детей проигрывать разные варианты в игре; Научить детей «зажать» шашки соперника; Научить детей не дать двигаться шашки соперника |
Демонстрационная доска, шашки |
||
3 этап: Закрепление и совершенствование навыков игры |
||||||
1 |
«Викторина |
1 |
Закрепить полученные знания на предыдущих занятиях; |
Слайд презентация Доски и шашки |
||
2 |
Шашечный турнир |
2 |
Закрепить навыки игры в шашки |
Доски и шашки, протоколы |
||
3 |
Выставка детских поделок «В мире шашек» |
1 неделя |
Стимулировать детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности |